Все мы родом из детства. Как бы эта фраза ни звучала для вас, спорить с ней сложно — никто не рождается уже взрослым. И на каждого из нас так или иначе влияет всё, что мы видим, слышим, делаем, читаем в этом самом детстве. Рынок детской и подростковой книги в наши дни полон самых разнообразных произведений: классика, советское прошлое, фэнтези, фантастика, социальные драмы, школьная программа, хорроры, детективы. Детский ум пытлив и впитывает всё, как губка.
В бородатые времена, когда я была дошкольницей и младшеклассницей, не было настолько разнообразного выбора для списка для чтения. Была, конечно же, вечная классика да наследие советского прошлого, но что-то более современное уже оставляло желать лучшего. Я из очень читающей семьи, поэтому мама всегда хотела привить мне любовь к книгам. Мы читали вслух, обсуждали прочитанное. А для чтения она выбирала истории понятные, уже знакомые и любимые: о Карлсоне, Алиса, Маугли. И да, мне было очень интересно: над Карлсоном мы хохотали в голос вместе. Но вот читать самой… Это был тяжкий процесс. Не помню точно почему, но я отказывалась читать много. Видела большие главы и заявляла: «Только две страницы!» Или: «Одну главу!»
Оглядываясь на то время… Осуждаю маленькую Лину. Не понимала она кайфа. Времени было больше, мозг не был забит всякой ерундой. Сколько можно было нового узнавать, как можно было расширять границы мысли! Но, что было, то было.
Барьер неприятия процесса чтения рухнул с появлением у меня «Гарри Поттера». Я уже училась во втором классе, на какой-то день рождения мне подарили сразу несколько книг. С мамой мы к тому времени договорились: обязательно читать в день одну главу, так как нужно было для школы заполнять читательский дневник. Чудо случилось именно с Роулинг. Я, отчаянно смущаясь и внутренне дрожа, подошла к маме с книгой и тихо-тихо спросила: «А можно, в порядке исключения, я прочитаю не одну, а две главы? Интересно, что дальше… Но только сегодня!»
Гарри Поттер и философский ...
Не могу быть уверенной, но мне кажется, мама была счастлива. Тем более, что, естественно, это было не только в тот день. Меня прорвало, я стала читать много, почти без остановки. Я стала читать Линдгрен, Носова, оценила Драгунского, мне покупали всевозможные книги в детских сериях. Но тот период, после «Гарри Поттера», слился в одно сплошное неясное пятно. Детского читалось много, но ничего не отложилось. Булычев приводил в восторг, я зачитывалась, но… Помню ли я хоть что-то, кроме того, как Геракл пожарным краном вычистил лабораторию в окно? Нет. Незнайка остался на уровне любимых мультфильмов. А из Крапивина я помню лишь о «Рыцаре прозрачного кота», которого выбрала сама по названию. Говорит ли это о том, что книги я читала плохие? Не думаю. Опять-таки, Крапивин считается чуть ли не самым лучшим детским писателем своего времени. Его книги поднимают вечные и важные вопросы. При этом они умеют заинтриговать, захватить и запасть в душу. В детстве-то я точно помнила, о чём прочитала. Это сейчас, будучи тетей, я уже далеко не всё помню.
Учитель, кстати, маму очень ругала за то, что в моем читательском дневнике было много Поттера, да книги, которых она не советовала. Не устраивала ее наша самостоятельность, требовала она книг о Великой Отечественной.
Рыцарь Прозрачного кота (сб...
Владислав Крапивин
Как-то случайно я нашла неприметные книжки. Вообще без картинок на обложке. А просмотреть захотелось: это были «Записки о Шерлоке Холмсе», а мне очень нравилась советская экранизация. Решила я немного полистать эту книжку, а в себя пришла, внезапно, когда прочитала уже все. Истории, в основном, были незнакомые, которые не были экранизированы. И мне было интересно! Искренне интересно. Я прибежала с книгой к бабуле, спрашивая, что еще такое есть в нашей библиотеке. У нас, оказалось, было целое собрание сочинений Агаты Кристи. Это было тем редким случаем в моей жизни, когда я взахлеб зачитывалась несколькими книгами одного автора подряд.
Записки о Шерлоке Холмсе (с...
Получилось так, что я очень резко перешла от детской классики к очень серьезным произведениям. После Дойла и Кристи я перешла к Верну, Гюго, Диккенсу, Гоголю, Чехову. У меня как-то не было плавного перехода от одного к другому. Подростковая литература ограничилась взрослеющим Поттером, несколькими детективами от «Черного кота», да несколькими сомнительными романами в серии «Для девочек» с голубым корешком. Почему сомнительными? Ну, например, в этой серии у меня был великолепный роман «Чучело». Это была одна из моих самых любимых историй — и книга, и экранизация. Трогательная, глубокая, искренняя, злободневная. И в этой же серии от этого же автора мы с мамой купили «Чучело-2»… Если бы можно было в статьи вставлять смайлики, здесь была бы девочка, закрывающая лоб. Потому что… Произведение трешовое. Пошлое, бессмысленное, странное. Кто решил, что подросткам обязательно надо в литературе видеть мат и эротику? Подростки и сами способны нагуглить для себя фанфики любых рейтингов, а литературу, в принципе, хотелось бы оставить без этого. Ну или это я такая нежная розочка, такое тоже возможно.
Чучело. Лучшие повести и ра...
Сейчас время совершенно другое, хотя прошло чуть меньше 15 лет, что в разрезе вечности — мелочь. Но мир литературы и книг изменился. Теперь дети и подростки могут найти любые книги по вкусу. И по интересам. И это не обязательно должны быть вечные «Волшебник Изумрудного города», Крапивин и сказки братьев Гримм. Любые дороги открыты. И то, что ребенок распробует в детстве, обязательно сформирует его интерес в будущем.
Я прочла не так много именно детских книг, но прочитанный Дойл в детстве привел меня к тому, что детективы всё еще мой самый любимый жанр литературы. И ничтоже сумняшеся, я считаю, что неплохо в этом жанре разбираюсь. «Гарри Поттеру» я очень благодарна за разрушенный барьер чтения, но… Не стыдно признаться, но я так и не прочла седьмую книгу… К тому моменту, когда она вышла, мне была интересна уже более серьезная литература. Я поглощала классику, писала по ней исследовательские работы.
Благодаря «Гарри Поттеру» я уверена в том, что такие книги нужны: с простым языком, захватывающим сюжетом, красочным миром. И сейчас их великое множество: детективные серии, фэнтези-циклы, романтика. Они наивны, но прекрасны. В них есть как и милые нелепости, так и стержень, который привлекает читателей. Например, очаровательные книги Дианы Уинн Джонс. Даже будучи взрослой, я читала ее книги с большим удовольствием: сложнее сказок, но проще взрослого фэнтези — она любовь.
«Таймлесс», «Эрагон», «Нэнси Дрю», «Нарния» — это крохотная часть огромного мира детской и подростковой литературы современности. Мне кажется, детям нужна свобода выбора. Хотят Поттера? Пусть будет Поттер. Интересно в детстве читать «Десять негритят» — пусть будет Кристи! Книги Аси Лавринович привлекают больше других — пусть будет Ася. Уже детство формирует вкус и интересы. Нет ничего плохого в том, какие именно книги выбирает ребенок. Главное, как мне кажется, не навязывать ему свои любимые истории из детства. Встречаю много историй расстроенных родителей, чьи дети не оценили «Гарри Поттера» или забросили «Незнайку». Но ведь это неплохо, это просто значит, что ребенку будет интересно что-то другое.
Сегодняшний день отлично подходит для того, чтобы почитать что-то новое со своим ребенком (да-да, даже с внутренним, почему нет?). Практика показывает, что многие книги будут интересны и взрослым — если выбрать свой любимый жанр.
А ведь истории о книгах детства разные у всех, и каждая уникальна и интересна. Моя была такой: мне было интересней взрослое, а теперь наверстываю время с жанром Young Adult и некоторыми детскими циклами. И сегодня тоже проведу день с чем-то трогательным и светлым. Отмечу праздник — Международный день детской книги.
Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Записки на полях»Лина Синявская