ВОПРОС ДНЯ
На участие в аукционе поступило шесть заявок с предложениями о поставке одного и того же товара — утюга с товарным знаком Яромир ЯР-002. При этом в четырех заявках сообщается, что страна происхождения товара Китай, а в двух декларируется, что товар российский. На сайтах продавцов бытовой техники указывается, что «Яромир» — российский бренд, производство продукции которого осуществляется в Китае. При этом в нашем извещении о закупке установлены условия допуска в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н. Как следует поступить комиссии заказчика?
ОТВЕТ
В силу п. 1.6 приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 126н) подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приложениях к данному приказу, является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Таким образом, для подтверждения страны происхождения товара в соответствии с требованиями Приказа № 126н достаточно лишь указать (продекларировать) ее в заявке, никакую иную информацию предоставлять не требуется. При этом комиссия заказчика не обязана проверять информацию о стране происхождения товара, указанную участником закупки.
Приведем пример правовой оценки из решения Тюменского УФАС России от 12.05.2022 по делу № 072/06/44/64/2022 (изв. № 0367300023522000048):
«У аукционной комиссии заказчика отсутствуют какие-либо основания подвергать сомнению страну происхождения предлагаемого к поставке товара, и как следствие, признавать содержащуюся в заявке информацию в части декларирования страны происхождения товара недостоверной. При этом у аукционной комиссии в соответствии с Законом № 44-ФЗ отсутствует обязанность как по самостоятельному выяснению действительной страны происхождения предлагаемого к поставке товара, так и по установлению недостоверности сведений».
В самом деле, разве есть основания исключать возможность того, что утюги с товарным знаком Яромир ЯР-002 могут собираться как в России, так и в Китае?
Вместе с тем тот факт, что участники закупки предлагают один и тот же товар, но указывают в своих заявках разные страны его происхождения, действительно может свидетельствовать о предоставлении участниками закупки недостоверной информации. При этом под сомнением находятся как заявки, в которых указана страна происхождения Китай, так и заявки с декларацией о российском происхождении товара. Некоторые контрольные органы полагают, что при наличии подобных признаков возможной недостоверности представленной информации заказчику целесообразно предпринять дополнительные усилия по ее проверке.
Приведем в качестве примера решение Омского УФАС России № 055/06/66-1186/2021 от 29.11.2021 (изв. № 0152300039921000061). В данном случае заказчику требовалась к поставке «газовая горелка FBR GAS P 70/2 CE TL + R. CE D1"¼ (или эквивалент)». Шесть участников закупки предложили к поставке указанную газовую горелку, продекларировав страну происхождения товара «Италия». И только один участник предложил к поставке тот же самый товар, заявив о его якобы российском происхождении. Признание этого участника победителем аукциона было обжаловано участником, занявшим следующее место: по его мнению, комиссии следовало отклонить заявку победителя в связи с предоставлением им недостоверной информации о стране происхождения товара.
Комиссия УФАС отметила в своем решении, что в составе ответа на запрос о разъяснении положений извещения о закупке заказчик разместил инструкцию по настройке горелок серий GAS P 70/2СЕ-GAS P 100/2СЕ- GAS P150/2СЕ производства итальянской компании FBR. Таким образом, заказчику было заведомо известно, что необходимые ему горелки изготавливаются в Италии. Учитывая этот факт, а также информацию об итальянском происхождении газовых горелок, указанную в заявках других участников закупки, комиссия заказчика не должна была оставлять без внимания и проверки заявленную победителем аукциона информацию о том, что страной происхождения горелок является Россия. В отсутствие доказательств того, что предлагаемый участником закупки товар произведен на территории Российской Федерации, антимонопольный орган признал сведения о его «российском» происхождении недостоверными. Действия комиссии заказчика по признанию спорной заявки соответствующей требованиям извещения о закупки были квалифицированы как незаконные.
В случае, изложенном в заданном вопросе, у заказчика нет доказательств недостоверности сведений о стране происхождения товара в заявках участников закупки (информация на сайтах сторонних продавцов бытовой техники не является официальной). В связи с этим отклонять такие заявки только лишь по причине указания в них разных стран происхождения товара нецелесообразно.
В сложившейся ситуации рекомендуем направить запрос производителю спорного товара. Если из ответа будет явствовать недостоверность информации о стране происхождения товара, указанной в заявке победителя аукциона, нужно будет отказаться от заключения контракта с ним на основании ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Евгения Васильева.
На участие в аукционе поступило шесть заявок с предложениями о поставке одного и того же товара — утюга с товарным знаком Яромир ЯР-002
4 минуты
2 прочтения
17 апреля 2023