Найти тему
АвтоГараж

Регулятор холостого хода (РХХ) проверяю за 3 минуты любым из способов, о которых часто не знают даже опытные автолюбители

Регулятор холостого хода (РХХ) – это двух обмоточный шаговый двигатель.

регулятор холостого хода https://clck.ru/34BQkG
регулятор холостого хода https://clck.ru/34BQkG

Регулятор устанавливается на дроссельном патрубке. С помощью него ЭБУ управляет количеством воздуха, который проходит через клапан холостого хода в момент, когда дроссельная заслонка закрыта. Контроллер управляет движением штока, подавая короткие импульсы напряжения на обмотки. Полярность этих импульсов постоянно меняется.

На штоке регулятора установлен клапан (шток может выдвигаться, либо втягиваться в корпус). Проходное сечение канала холостого хода изменяется и расход воздуха двигателем тоже меняется.

С помощью регулятора контроллер управляет оборотами холостого хода в зависимости от температуры двигателя и от нагрузки на двигатель в режиме холостого хода.

Например, при температуре двигателя 35° и при оборотах 1100об/мин., положение регулятора холостого хода (РХХ) составляет 70 шагов. Чем ниже температура двигателя, тем большие обороты выставляет контроллер для того, чтобы быстрее прогреть двигатель. Это и есть прогревочные обороты, выставляет их ЭБУ с помощью регулятора холостого хода (РХХ).

По мере прогрева двигателя положение регулятора холостого хода уменьшается, он сильнее перекрывает канал холостого хода. Расход воздуха двигателем уменьшается, ну, и соответственно, обороты двигателя на холостом ходу падают.

Еще контроллер с помощью регулятора холостого хода (РХХ) управляет оборотами двигателя в зависимости от нагрузки на него. То есть, когда мы включаем кондиционер, нагрузка на двигатель возрастает, и для поддержания тех же оборотов требуется большее количество воздуха. ЭБУ увеличивает проходное сечение клапана холостого хода, т. е. количество шагов увеличивается.

Когда мы глушим двигатель, выключаем зажигание, контроллер выдвигает шток регулятора холостого хода и клапан полностью перекрывает подачу воздуха в двигатель.

Признаки неисправности регулятора холостого хода (РХХ):

1. Если обороты двигателя никак не изменяются в зависимости от температуры. Например, мы заводим двигатель, он набрал прогревочные обороты 1200об/мин., прогревается дальше, но обороты так и остались на прежнем уровне (1200об/мин.). Значит контроллер не может их изменить, регулятор холостого хода (РХХ) неисправен.

2. Двигатель глохнет при сбросе газа (например, на перекрестке).

3. Если выключить нагрузку (например, кондиционер), то обороты двигателя на холостом ходу проседают, контроллер не может их поднять.

Способы проверки регулятора холостого хода (РХХ).

1 способ. Чтобы убедиться, что регулятор исправен нужно проверить электрическую часть (внутренние обмотки) и механическую часть (убедиться, что шток не заедает, а выдвигается из корпуса и втягивается в него).

Проверка электрики проводится мультиметром. Внутри регулятора есть две обмотки, наружу выведены два контакта одной обмотки и два контакта другой обмотки (всего 4 контакта).

контакты
контакты

На мультиметре надо выставить 200Ом и контактами мультиметра прикоснуться к 2 первым контактам первой обмотки. Сопротивление должно показать 50-55Ом. Затем точно также проверить вторую обмотку регулятора, в обмотках должно быть одинаковое сопротивление.

Если регулятор не звонится (мультиметр показывает бесконечность, то обмотки в обрыве). Если мультиметр показывает большие, либо меньшие значения от нормы (например, 70Ом, либо 40Ом), то это тоже неисправность, регулятор надо заменить.

Если сопротивление на обмотках в норме, следующим этапом проверки является проверка на замыкание между обмотками. Для этого надо выставить на мультиметре 2МОМа и прозвонить крайние из 4 контактов (первый и четвертый), мультиметр должен показать бесконечность.

Также следует проверить нет ли замыканий обмоток на корпус. Красный щуп мультиметра к одной обмотке, черный щуп мультиметра к штоку РХХ (там, где нет краски), таким же образом проверить вторую обмотку (мультиметр должен показывать бесконечность), такой регулятор холостого хода (РХХ) исправен.

проверка на замыкание первой обмотки
проверка на замыкание первой обмотки

2 способ. Самый простой способ проверки, когда надо открутить дроссельный патрубок и снять его со шпилек (больше ничего не надо отсоединять). Надо включить и выключить зажигание несколько раз и в этот момент наблюдать за регулятором.

Когда выключаем зажигание, то контроллер позиционирует регулятор (он должен передвигаться). Если не передвигается, то значит шток заклинил, надо менять.

Вынимать регулятор из корпуса дроссельной заслонки и проводить такую проверку не рекомендуется, потому что когда мы выключаем зажигание контроллер выдает много импульсов на обмотку и шток может выскочить из корпуса регулятора, потом его надо будет сюда вкручивать (не всегда удается).

Если после всех этих проверок окажется, что регулятор не работает (шток в нем не передвигается), то не всегда причина в самом регуляторе, возможно, что ЭБУ просто им не управляет.

движение штока наблюдать здесь
движение штока наблюдать здесь

Бывает, что обламываются провода, как раз, рядом с разъемом, поэтому сигнал до регулятора не доходит. Либо в самом контроллере может сгореть драйвер управления шаговым двигателем (в этом случае надо менять, либо ремонтировать ЭБУ).

Как без осциллографа проверить управляет контроллер регулятором холостого хода (РХХ) или нет?

Можно взять обычный светодиод, примотать к нему резистор на 1500ОМ, подсоединить диод к иголкам от шприца. Затем надо снять разъем с регулятора холостого хода (РХХ), просунуть иголки под уплотнители так, чтобы они достали до контактов, подключить разъем обратно к регулятору и завести двигатель.

иголки под уплотнителями
иголки под уплотнителями

Светодиод на холостом ходу должен моргать (можно поменять полярность подключения иголок), т. е. когда светодиод моргает контроллер подает управляющие импульсы на регулятор, значит, контроллер исправен, цепь управления РХХ исправна. Затем заглушить двигатель и подключить иглы к другой обмотке регулятора. Светодиод тоже должен моргать на холостом ходу.

светодиод моргает
светодиод моргает

Если он не моргает, значит либо цепь в обрыве, либо неисправен контроллер. Если цепь в обрыве, то в памяти ЭБУ обычно появляется ошибка (обрыв цепи управления регулятором холостого хода РХХ). Проверить можно при помощи сканера ELM327.

При замене регулятора холостого хода (непосредственно перед установкой нового РХХ) в корпус дросселя, надо замерить расстояние от фланца корпуса регулятора до торца клапана (оно должно быть 23мм.). Если шток будет слишком сильно выдвинут из корпуса (больше, чем на 23мм., то при установке в корпус может его повредить. Когда будем затягивать его, то он упрется в стенку канала холостого хода.

После установки нового регулятора нужно несколько раз включить и выключить зажигание. Это необходимо для того, чтобы контроллер мог правильно отпозиционировать клапан в регуляторе. Если этого не сделать, то двигатель может начать глохнуть при сбросе газа, обороты холостого хода будут слишком высокие, либо слишком низкие, двигатель будет плохо заводиться. Поставьте «лайк» и подпишитесь на канал «АвтоГараж».