Найти тему

Функции ОГЭ/ЕГЭ в государстве и в бизнесе

Оглавление

Вступление

В опубликованной мной тезисной статье «Новые школы – деньги на ветер. Кто и куда ведет образование? Другой путь.» основному государственному экзамену (ОГЭ) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) не было уделено внимания, так как это всего лишь следствие глобальных изменений, проводимых в сфере образования.

Комментарии к упомянутой статье и к циклу детализирующих статей, выпущенных под общим названием «КТО заказал" учителей и зачем?» показали, что читателей волнуют проблемы ОГЭ/ЕГЭ. В связи с этим написана данная статья.

Прежде всего, нужно заметить, что нельзя изучать хобот отдельно от слона. Хобот и слон единое целое. ОГЭ/ЕГЭ и реформы образования неразделимы.

Как было установлено в упомянутых статьях, основная цель крупного, ориентированного на Запад бизнеса в системе образования на данном этапе – это создание условий для пожизненного воспроизводства потребности в образовательных услугах, которые будут на платной основе оказываться всем гражданам страны с использованием удаленного обучения на базе искусственного интеллекта. ОГЭ/ЕГЭ – всего лишь один из инструментов реформы образования.

Перенос ответственности за результаты обучения

Одним из необходимых условий для перехода к пожизненному обучению является формирование людей, не способных к самостоятельному обучению. Создание такого условия неизбежно влечет деградацию обучения. Прежде всего у детей тормозится развитие логического и аналитического мышления. Получение навыков с опорой на знания заменяется компетентностным подходом, то есть - получение навыков как результат умения действовать по образцу (шаблонное мышление).

Деградация образования резала бы глаза, если не внедрение постоянного контроля знаний, с его апофеозом – ЕГЭ/ОГЭ. ЕГЭ/ОГЭ проверяет «навыки» учащихся, а не эффективность системы образования. Методики обучения и организация учебного процесса делают невозможным полноценное обучение, но контрольно-измерительная истерия скрывает этот факт.

Виновными в плохих результатах обручения являются учителя, которые не могут научить детей, сами дети и их родители, которые не приложили должных усилий при подготовке к экзаменам. Министерство просвещения оказывается ни при чем.

Влияние на учебный процесс

Если бы на экзаменах в ГИБДД на права требовалось проходить «змейку» задним ходом, то на всех тренировочных площадках мы бы видели вереницы машин, пятившихся по «змейке». Форма и содержание контроля результатов обучения влияет на содержание обучения.

На экзаменах не проверяется способность выпускника излагать свои мысли в устной форме. В результате уже в начальной школе при обучении по предмету «окружающий мир» связное изложение изученного материала полностью заменено ответами на вопросы. Деградация речи достигла такого уровня, что в 9-м классе ввели так называемое собеседование, чтобы «отфильтровать» неговорящих детей. Речь – это мышление. Таким образом ОГЭ/ЕГЭ влияет на учебный процесс с целью затормозить развитие мышления.

В соответствии с концепцией компетентностного подхода на ОГЭ/ЕГЭ проверяется «умение применять свои навыки на практике». Для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ выпускаются сборники типовых заданий по всем проверяемым предметам. Несколько десятков шаблонных заданий провоцируют использование метода натаскивания для подготовки к экзамену. Все другие пути менее эффективны. В результате умение действовать по шаблону вытесняет из школы теоретические системные знания. Даже сочинения, загнанные в жесткие рамки критериев, являются не творческой деятельностью, а шаблонной. Учащийся способен только повторять шаблоны. Для дальнейшего получения любых навыков такой выпускник будет вынужден покупать очередные курсы, принося доход заказчикам реформы образования, что и является целью образовательных реформ.

Трудоемкость подготовки к экзаменам методом натаскивания приводит к тому, что половина предвыпускного учебного года и весь выпускной учебный год посвящены подготовке к экзаменам. Вся внеурочная деятельность распределяется между сдаваемыми предметами для проведения натаскивания. Несколько дней от каникул посвящаются проведению дополнительных занятия по натаскиванию на вопросы по ОГЭ/ЕГЭ. Проводятся бесконечные тренировочные сдачи экзаменов: по отдельным вопросам, частичная, полная, с имитацией всех условий сдачи экзаменов и без таковой. На дом задается тренировка сдачи экзаменов по специальным пособиям или с использованием интернета. Программа обучения во второй половине 8 класса, в 9-м классе, во второй половине 10-го класса и в 11-м классе есть фикция. Это так же способствует формированию учеников, не способных без посторонней платной помощи к дальнейшему получению навыков.

ОГЭ/ЕГЭ – это инструмент, способствующий переходу от знаниевой школы к школе натаскивания.

Развитие платных образовательных услуг

Система пожизненного обучения, ради воплощения которой была затеяна реформа образования, подразумевает оплату учащимся всех образовательных услуг. Подготовка к ОГЭ/ЕГЭ постепенно приучает родителей и учащихся к получению платных услуг. Прежде всего, это репетиторство. По многим причинам мотивация к обучению у современных подростков снижена, не развиты усидчивость, внимание и т. д. Ученику требуется постоянная помощь. Наиболее эффективны занятия один на один: репетитор – ученик. Пользование услугами репетиторов постепенно готовит население к мысли о необходимости платить за обучение. В переходный момент от обучения в школе к удаленному платному обучению такое отношение к платным услугам необходимо.

Много ресурсов по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ можно найти в интернете. То, что часть из них в настоящее время бесплатны, не имеет большого значения. После завоевания клиентуры никто не помешает этим ресурсам стать платными.

Создание рабочих мест для чиновников

Одной из причин, называемых в защиту введения ОГЭ/ЕГЭ, является исключение случаев коррупции. Если учесть, что нет такого понятия «коррупция», а есть понятие «недееспособность государства» не столько в контроле взяточничества и наказании за него, сколько в целенаправленном создании социальных взаимоотношений в обществе и осознанных моральных норм граждан, исключающих вовлеченность их в коррупцию, можно сказать, что ОГЭ/ЕГЭ негодный инструмент для борьбы с этим явлением. Реальных подтверждений значения ОГЭ/ЕГЭ в борьбе с коррупцией нет. Зато есть сфера куда уходит не меньше денег налогоплательщиков, чем на коррупцию.

Разработка и обновление материалов для проведения ОГЭ/ЕГЭ на каждый год, создание сборников типовых вопросов для подготовки к экзаменам, организация проведения экзаменов требует больших финансовых и трудовых ресурсов. Постоянная концентрация внимания граждан не на системах обучения, а на системе контроля результатов образования, привела к тому, что эта деятельность возвышена до значения «Нового платья короля». Тысячи этих самых трудовых ресурсов, прикрываясь своей «компетенцией» в вопросах контроля знаний никогда не отдадут предпочтения другим, более дешевым и эффективным формам контроля знаний, чем ОГЭ/ЕГЭ, так как работа по развитию ОГЭ/ЕГЭ их кормит. Других специалистов, способных оценить эффективность и затратность ОГЭ/ЕГЭ в стране попросту нет или их мнения никто не учитывает.

Получение прибыли от обеспечения ОГЭ/ЕГЭ

Реформа образования проводится в интересах части крупного бизнеса. ОГЭ/ЕГЭ так же соответствуют интересам всего бизнеса. Все технические средства, необходимые для проведения экзаменов закупаются государством. Можно сказать больше: ужесточение требований к контролю за учащимися на экзаменах принесет крупному бизнесу еще больше прибыли.

Ликвидация учительского корпуса

Создание ОГЭ/ЕГЭ опиралось, в том числе, на постулат о невозможности объективной оценки учителями своих учеников. Все, без исключения, учителя были одним махом обвинены в предвзятости. Никаких доказательств, кроме обычного «бла бла бла», предъявлено не было. С этого момента тотальное недоверие к учителям превратилось в основу кадровой политики Министерства просвещения, которое строило отношение к учителям как отношение рабовладельца к рабам. Тотальное недоверие, контроль и наказание. Невыносимость рабского положения привело к массовому уходу учителей из системы образования, к духовной и профессиональной деградации оставшегося педагогического состава. ОГЭ/ЕГЭ сыграли большую роль в достижении цели реформы образования по ликвидации учительского корпуса для перевода образования на удаленное платное компьютерное обучение.

Сокрытие разрыва в уровне образования

Создание равных возможностей при поступлении в вузы было основным аргументом оправдания перехода на систему ЕГЭ/ОГЭ. Для ОГЭ, после которого дети идут либо в средние профессиональны учебные заведения, либо продолжают обучение в 10-м – 11-м классах, этот аргумент вообще не имеет никакого значения, кроме расширения практики оставления учеников без школьного аттестата.

Значение ЕГЭ для уравнивания прав выпускников при поступлении в вузы, мягко говоря, сильно преувеличено. ЕГЭ маскирует ложь о равных правах в получении образования. Когда любая сельская школа сможет в качестве учителя пригласить профессора университета, можно будет говорить о равных возможностях и правах. Образование в частной школе с пансионом более 100 тыс. руб. в месяц, и в обычной поселковой школе – разное. Программы обучения разные. Образование в Москве и деревне Развалюхино Загнивающего района Н-ской области — несопоставимы. Существование обычного образования и образования для элиты узаконено федеральным законом ФЗ-83 от 8 мая 2010 г «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Этот закон функционирует до сих пор.

Вывод

Система контроля знаний в формате ЕГЭ/ОГЭ неразрывно связана с задачами, выполняемыми реформой образования, вытекает из этих задач и самостоятельного значения не имеет. Дискуссия о сохранении или отмене ЕГЭ/ОГЭ искусственно создана для отвлечения внимания от сути реформы образования и в качестве защиты от прекращения этой реформы. Если накал страстей вокруг ЕГЭ/ОГЭ достигнет предела, то системой контроля можно будет пожертвовать, сохранив всю систему реформирования образования.

Дополнительная функция. Подавление чести и достоинства учащихся

Эта функция не связана с задачами реформы образования. Поэтому данное явление рассмотрим более подробно. Эта функция вызвана стилем управления, доминирующим в стране и взаимоотношением класса буржуа с остальным населением.

Вызовите всех учителей школы к директору во время урока и пройдитесь вдоль классов. Если Вас сшибут с ног выбегающие с диким криком из класса дети, значит в этом классе авторитарный педагог, если в классе тишина - демократический. Авторитарный стиль управления базируется на контроле и наказании, демократически – на развитии у людей осознания необходимости выполнения тех или иных правил. При авторитарном стиле управления люди не способны соблюдать правила самостоятельно, потому что выполнение правил базируется на страхе перед наказанием. При демократическом стиле управления люди самостоятельно выполняют правила.

Авторитарный стиль управления прижился не только в Министерстве просвещения, но и во всей стране. Если возникает какая-либо проблема в обществе, мы сразу слышим об усилении контроля и ужесточении наказания.

Функционирование авторитарного стиля управления в стране требует определенных условий. Прежде всего, гражданин должен чувствовать себя виноватым. В СССР для этого использовался дефицит товаров. Отсутствие товаров в свободной торговле подталкивало людей к выносу таких товаров с предприятий. Люди, не имеющие такой возможности «доставали» дефицитные товары не всегда законными способами. У всех было «рыльце в пушку». Это активно использовалось в манипуляции «массами трудящихся» и в «прикрытии» нарушителей масштаба «Узбекского дела».

В современной России тоже есть сферы, которые вселяют чувство вины в сознание большинства населения. Например, вождение автомобиля. Зачастую нарушения провоцируются Минтрансом, Росавтодором, субъектами РФ или органами местного самоуправления. Вот так выглядят знаки «Начало населенного пункта» в том месте, где водитель вряд ли совершит ошибку, и в том месте, где ошибка вполне вероятна.

-2

Люди, особенно впервые въезжающие в Москву, легко могут пропустить этот знак, а потом услышать от инспектора ДПС ерническое «Москва – это населенный пункт» или получить штраф. Гражданин должен быть приучен к тому, что он всегда и безусловно виноват. Он не должен задумываться над тем, что знаки «Начало населенного пункта» при въезде в Москву целенаправленно делаются малозаметными.

Для приучения населения к презумпции виновности и используются ЕГЭ/ОГЭ. Как и при большинстве манипуляций сознанием человек вводится в стрессовое состояние. За полтора года начинается истерия вокруг ЕГЭ/ОГЭ. Детей пугают возможностью остаться без документа о среднем образовании в случае с ОГЭ. СМИ, включая интернет, наводнены описанием случаев нарушения правил сдачи экзаменов и страшных наказаний. Сама подготовка к экзаменам принципиально отличается от остальной учебы в школе, вводя детей в ступор. Подобная истерия приводит к тому, что дети к моменту сдачи экзаменов уже длительное время находятся в состоянии длительного стресса. Многим требуется медицинская помощь. Доведенный до полуобморочного состояния ученик приходит на экзамен. В таком состоянии он принимает как должное, то, что он уже заранее обвинен в намерении нарушить правила сдачи экзаменов, что он поражен в праве ношения личных вещей, что он поражен в праве отправлять естественные надобности тогда, когда это требует его организм. Даже если тебя накануне искусали комары, ты не имеешь права опустить руку ниже уровня стола. Контролируется каждое движение ученика и этот контроль он должен принять как должное. Учащийся видит, что те взрослые люди, которые служили для него примером, которых он уважал, так же заранее, без каких-либо на то оснований, подозреваются в намерении нарушить правила сдачи экзамена. Учителям своей школы не доверяется участие в процедуре сдачи ЕГЭ/ОГЭ.

В Росси, в отличие от многих стран понятия чести, достоинства и доверия другим людям были на высоком уровне. «Ударили по рукам» – это о заключении сделки. Существовали понятия купеческое слово, слово чести, честное комсомольское и честное пионерское. Воспитанию в детях чести и достоинства уделялось большое внимание вплоть до начала реформы образования. Теперь такое воспитание выброшено на помойку. Его заменил тотальный контроль и наказание. Вместо достоинства – страх. Понятно, что контролировать «все» и затягивать гайки до бесконечности невозможно. Даже если на каждого человека навесить десяток камер, то всегда возникает вопрос контроля контролеров. Гайки тоже невозможно завинчивать до бесконечности: резьба срывается и тогда начинается беспредел. Может быть, поэтому такое развитие в обществе получило мошенничество от обмана стариков до пенициллина в молоке? Как только нашел зону низкого контроля – сразу вседозволенность, внутренние ограничители отсутствуют.

ЕГЭ/ОГЭ имеет функцию контрольного выстрела, окончательно и бесповоротно встраивающего входящего в самостоятельную жизнь человека в малоэффективную, но простую в применении систему тотального авторитарного государственного управления как элемента подлежащего подавлению и управлению. Рабское, легко управляемое поведение граждан так же выгодно и крупному бизнесу.