"Скажи МАМА" - просят родители детеныша произнести хоть словечко, не понимая, что РЕЧЬ - это психическая функция, которая выражает существующие у ребенка представления о мире. Попросту говоря, речь ребенка развивается вместе с его практическим опытом бытия и чем активнее его образ жизни, тем скорее появится речь. С чего начать?
1. Обеспечьте ребенку свободу движения с самого рождения
С самого рождения ребенок реализует все свои двигательные способности, постепенно открывая все больше нового среди в возможностей своего тела. Через движение ребенок познает свое тело, позже обнаруживает свое тело в пространстве и находит границы тела, дальше происходит процесс взаимодействия с пространством и через него ребенок все больше узнает о себе и с каждым мгновением свободного движения, ребенок все больше узнает о себе и мире, в который пришел.
И пропорционально зарождающимся связям человека и пространства, у ребенка развиваются нейронные связи и психические функции, в том числе и речь.
Прекрасные видео-примеры самостоятельных детей и пространств в которых они воспитывались:
Один день из жизни Эдисона
Как научить ребенка одеваться самостоятельно
Как приучить ребенка к домашней работе: опыт Монтессори
"Движение - самая первая и важная потребность маленького человека".
2. Больше наблюдайте за ребенком и встречайтесь лицом к лицу со своими страхами.
Главная причина недостатка движения в жизни ребенка в том, что родитель не различает действительную угрозу от своей тревожности и это становится серьезным ограничением двигательного развития ребенка. Единственные способы этому помочь - наблюдение и активный образ жизни родителя. Больше наблюдайте за ребенком, повторяйте самые нелепые движения вместе с ним. Так вы лучше изучите возможности ребенка, сможете доверять ему гораздо больше и вместе с тем начнете общение еще до появление речи. Ведь движение - самый первый язык ЧЕЛОВЕКА. И если все младенчество ребенок проводит в пеленках, кроватках, слингах где-то за спиной родителя - это чревато проблемами в коммуникации с миром и людьми, а следовательно и с речью.
3. Обеспечьте ребенка разнообразием для стимуляции движения
Пусть у ребенка будет свое пространство, в котором будет минимум мебели и безопасный пол. Для пола идеален ЭВА материал. Он не чрезмерно мягкий, но при этом не скользит и смягчит удар.
В галерее прикреплю фото классных материалов для развития движения:
- доска-балансир
- "треугольник пиклера" с горкой (на фото не оригинальная версия, но тоже хорошо)
- массажные полусферы
- фитбол "Арахис" подходит как для взрослых, так и для маленьких детей
- шведская стенка со скалодромом и лазалками
- эластичный гамак (да и вообще разные ткани и гамаки)
- батут с отсоединяющейся ручкой
- сенсорные дорожки
- кресло-мешок (в него отлично прыгать с батута)
4. Ну и как можно чаще гуляйте!
Особенно в лесу по неправильным неровным дорожкам, лазайте по деревьям, слушайте, наблюдайте и исследуйте все что встречается на пути. Ищите названия всему что встречаете, будьте открыты разным погодным условиям, не торопите ребенка. Позвольте ему достаточно погрузиться в наблюдение и рефлексию и впитать практический опыт сполна.