Во время составления бизнес-планов приходится сталкиваться с такими понятиями, как дисконтирование и NPV. Они имеют очень большое значение для составления максимально проработанного документа, который бы наиболее полно раскрывал все особенности бизнеса и мог использоваться компаниями разного типа и профиля.
В этом материале мы подробнее расскажем о том, что такое ставка дисконтирования, на что она влияет, а также что скрывается под обозначением NPV. Это важно для того, чтобы можно было составить качественный бизнес-план, в котором проработаны даже наиболее мелкие детали.
Что такое ставка дисконтирования и для чего она нужна в бизнес-плане
Многие бизнес-планы создаются специально для того, чтобы привлечь внешнее финансирование. Потому инвесторам очень важно показать, что вы заботитесь об их деньгах, понимает, что нужно делать с вложенными средствами.
Здесь на первый план выходит ставка дисконтирования. Она представляет собой величину, которая позволяет установить сравнительную эффективность инвестирования в проект. Выражается такая ставка в процентах.
Часто в рамках бизнес-планов, которые ориентированы на привлечение денег, прописывается несколько вариантов инвестиций. Если ставка рассчитана правильно, это помогает показать особенности разных вариантов форматов вложения денег.
Также ставка дисконтирования оказывает и положительное влияние на расположение инвесторов к вам. Люди обычно не особенно хотят давать деньги. При этом они хотят понять, что работают с человеком, который понимает все особенности ведение бизнеса в конкретной области, может нормально оценить перспективы. Именно так обычно отсеиваются простые «метатели» от тех, в кого действительно можно вложиться и получить при этом хороший результат.
Как правильно рассчитать ставку дисконтирования для бизнес-плана
Как видите, этот параметр имеет очень большое значение для бизнеса по целому списку разных причин. Сегодня используется два основных подхода:
1. Интуитивный. Он предполагает, что будет использоваться субъективное видение автора исследования. В бизнес-плане такое может прописываться, но только в том случае, если исследование проводил вызывающий доверие у инвесторов человек, либо проект у предпринимателя уже не первый, другие увенчались успехом.
2. Экспертный метод.
Помогает давать заметно более стабильные и точные прогнозы. Он предполагает, что ставка дисконтирования будет рассчитываться человеком, который хорошо понимает все особенности конкретной области работы, а также имеет большой опыт в работе с инвестициями. Здесь применяются разные подходы, могут меняться модели планирования. Но итогом становится то, что ставка дисконтирования вычисляется заметно более точно и успешно.
Могут также активно применяться и аналитические методы, которые уже хорошо зарекомендовали себя на практике, дают объективное представление о будущем вашего предприятия.
Подводя итог по ставке дисконтирования можно заключить, что этот параметр крайне сильно зависит от опыта и возможностей специалиста, который проводит оценку.
Что такое NPV и как его использовать в бизнес-плане?
Не менее часто в бизнес-планах встречается и такой показатель, как NPV. Это сокращение от английского термина Net Present Value или чистая приведенная стоимость.
NPV относится к финансовым показателям, которые показывают ожидаемый будущий доход вашего бизнеса после того, как из него оказывается вычтенной первоначальная стоимость.
Этот показатель тоже имеет большое значение во время привлечения заемных средств. Если рассматривать характеристику максимально упрощенно, то можно сказать, что это сравнение имеющихся средств с теми, которые вашему бизнесу только предстоит получить. При этом принимается во внимание и такой значимый фактор, как уровень инфляции и другие показатели.
По понятным причинам во время составления бизнес-плана используются только примерные показатели. Никто не знает, как покажет себя проект. Есть вероятность, что у него вовсе не будет никакой прибыли, а только убытки.
Но даже при этом чистую приведенную стоимость очень важно рассчитывать правильно. Причина в том, что этот параметр также показывает инвесторам, что вы серьезно относитесь к их деньгам, а значит и получить финансирование можно будет с более высокой вероятностью.
Важно понимать, что человек, который давно в бизнесе и занимается финансированием проектов, может быстро прикидывать размеры NPV, сопоставлять на опыте реальные результаты и ожидаемые показатели. Потому можно считать, что прописывание этого типа стоимости бизнеса в вашем бизнес-плане становится, своего рода, экзаменом от инвесторов. И очень важно пройти его успешно.
Подведем итоги
Все описываемые в этом материале финансовые показатели положительно влияют на восприятие вашего бизнес-плана, а также на вероятность того, что в конечном итоге проект получить столь ожидаемое финансирование. На основании этого есть серьезная необходимость передать составление всего бизнес-плана, либо его отдельных разделов в руки специалистов с большим опытом и хорошим пониманием проблемы.