Найти тему
8,3K подписчиков

Страсти по Андрею Могучему

1,8K прочитали
Все уже слышали о том, что Андрей Могучий уходит из БДТ - контракт с худруком не продлен.

Все уже слышали о том, что Андрей Могучий уходит из БДТ - контракт с худруком не продлен. Главный редактор журнала Кристина Малая рассуждает о превратностях театральной судьбы, о Могучем-режиссере и Могучем-худруке и о будущем БДТ.

Лично я не перестаю удивляться тому, как обывательски смотрят на события люди. Многие тут же разразились стенаниями о загубленной судьбе театра, о трагедии вселенского масштаба, об «обезглавливании» очередной площадки, в общем - сплошная драма. Но так ли это на самом деле? (Спойлер - нет).

Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу поделиться своим сугубо субъективным мнением о режиссере Могучем. Без ливших слов скажу, что считаю его гениальным мастером, режиссером, какие появляются раз в столетие, и спектакли которых не стоят и близко ни с кем из ныне живущих коллег. Повторю еще раз: да, Могучий - не просто талантливый, молодец, обладатель Золотых масок, очень интересные спектакли ставит, нет, он чертов ныне живущий гений, и нет ему равных. Если вам посчастливилось видеть его спектакли времён Формального театра, или хотя бы раннего Александринского периода, то вы не станете спорить. «Петербург» Андрея Белого был как откровение: режиссер-выскочка, даже не учившийся в Альма матер всех порядочных постановщиков, театральном институте на Моховой, неизвестно откуда появившийся, заговорил на новом языке - языке театра настоящего, умного, яркого, вневременного, но дышащего днем тогдашним. А потом были «Между собакой и волком», «Школа для дураков», гениальные «Иваны» в Александринке. Позже там же было и «Счастье», и «Изотов» - Могучий был прекрасен в каждом из них, потрясала его смелость, точность высказываний и приемов, и каждый раз новизна в самой ткани спектакля. Его постановки стали событиями моей собственной жизни, важными и ценными - таким и должно быть настоящее искусство.

Конечно, назначение худруком БДТ однозначно было верным на тот момент. Выстрелили «Алиса», «Гроза», «Что делать», наконец, незабвенные и невероятные «Пьяные». Режиссер получил широкое признание, полный карт-бланш, бюджеты, из элитарного стал массовым, а театр заметно повеселел. Но быть художественным руководителем - это совсем не то же самое, что быть режиссером. И как худрук Могучий в БДТ провалился уже давно.

Первое, труппа раскололась сразу же, часть артистов отказалась признать нового худрука, да так и сидела в оппозиции все 10 лет - без новых ролей, без репетиций, без спектаклей, зато на неплохих окладах (что для меня вообще нонсенс). Могучий просто не трогал «юродивых», но возможно ли так поступать худруку, это ли решение вопросов внутри театра? Думается, нет.

Второе, нахождение Могучего на посту оставалось возможным, во многом, благодаря принципу «разделяй и властвуй» - сферы влияния с директором Татьяной Архиповой были поделены сразу, что, вероятно, устраивало обоих. Сребролюбивая директриса не имела в творческого вето, но безапелляционно заправляла организационными вопросами и бюджетом. Без ее согласования худрук не мог ступить и шагу, что честь ему тоже не делает. Как мы видим сегодня, по сути Архипова заправляла театром и это десятилетнее соперничество за власть с Могучим таки выиграла. Немного отходя от темы замечу лишь, что и директрисе рано пить шампанское, ведь учитывая уже начавшиеся чистки - она следующая.

Третье, провал проекта «Три толстяка». За пять лет худрук так и не смог довести до конца историю, на которую было выделено огромное количество денег, времени и ресурсов. Не говоря уже о том, что, пожалуй, впервые и художественно его постановка не блистала: все приемы мы видели ранее у Могучего (в основном в «Кракатуке»), очень многое он просто повторил, и не было того, что так восхищало в нем прежде - новизны и точности режиссерских решений. Даже позволю себе сказать, что тут Могучий схалтурил. Но справедливости ради надо и отметить, что успеху у зрителя это не помешало - спектакли шли с полным аншлагом.

И, наконец, четвертое, как вишенка на торте, скандал с рукоприкладством по отношению к журналистам, приехавшим снимать сюжет о «Хранить вечно» - вот когда общественности стоило вопить и заливаться слезами, но нет, все, начиная критиками и заканчивая театром, дружно промолчали. Роли, деньги и приглашения на премьеры, видимо, не пахнут.

А жаль, потому что мне видится, что после такого продолжать быть худруком не может вообще никто и никогда (разве что после гражданской казни и многих часов общественных работ).

Так что, как видно, к Могучему было и есть много вопросов относительно его художественного руководства, и остаться на позициях простого режиссерского сотрудничества с БДТ - это отличный для него исход. Ведь его режиссерского гения никто не оспаривает.

А для театра? Если уж говорить об «обезглавливании» БДТ, то случилось оно задолго до Могучего. Прогнило что-то в этом королевстве. Так что Могучим больше, Могучим меньше - тут уже все равно. Глупо считать, что это окажет влияние на карьеру Фрейндлих с Басилашвили, а молодые и талантливые артисты (если они действительно талантливы) найдут свое место и без худрука. Так что не думаю, что все это окажет судьбоносное влияние на театр, хотя, без сомнения, БДТ ждут несколько непростых лет, но затем… А затем надо знать историю этого «театра, рожденного революцией», надо помнить его идейную программу, надо пристально посмотреть на его генетический код. Надо открыть стенограммы худсоветов раннего БДТ, надо вспомнить слова Блока, надо перечитать Горького, и тогда станет ясно, что это за театр, и к чему он идет уже больше столетия, сохраняя себя и созидая вновь.

Так что не надо драматизировать. Надо знать свою историю и быть честными на пороге больших и сложных перемен, имея силу встретить их с открытым забралом.