Найти тему
Журнал «Театрал»

НАШИ СУДЬБЫ НЕ ЗАВИСЯТ ОТ БОГОВ

Хор греческих горожан и Корифей (Виталийс Семенов), источник — пресс-служба Вахтанговского театра, фото – Валерий Мясников
Хор греческих горожан и Корифей (Виталийс Семенов), источник — пресс-служба Вахтанговского театра, фото – Валерий Мясников

О царе Эдипе современные люди вспоминают в основном в контексте Эдипова комплекса. Редкий интеллигент знает полную версию мифа о фиванском правителе, и не каждый зритель припоминает, что оригинальный текст написал Софокл – древнегреческий драматург, живший в пятом веке до нашей эры. Театр Вахтангова постановкой «Царь Эдип» связывает прошлое с настоящим и ищет вместе со зрителем ответы на вечные вопросы.

Миф об Эдипе, по общепринятым представлениям, – это исполненная пафоса история о герое, оторванная от реальных человеческих чувств. Но спектакль Римаса Туминаса – это, прежде всего, история людей, их потерь и переживаний. Туминас подвесил постановку «Царь Эдип» между небом и землей, но ни до одной крайности не дотянул: показал Эдипа-царя – его решения, общение с народом и богами, и Эдипа-человека – его домашний очаг, семью, отношения с близкими. Премьера в Театре Вахтангова состоялась шесть лет назад – и с тех пор античная классика не сходила с московской сцены и стабильно собирала полные залы.

Спектакль играется на двух языках – русском и греческом. Партии хора звучат на языке оригинала, драматические части – в переводе пятидесятых годов. Некоторые исследователи античной культуры предполагают, что в Древней Греции тоже сохраняли такое различие – части с диалогами писали на разговорном греческом, который был понятен всем афинским зрителям, а партии хора исполняли на более древнем литературном диалекте – и эти напевы звучали не совсем понятно даже для самих греков.

Хор греческих граждан и царь Эдип (Виктор Добронравов) источник — пресс-служба Вахтанговского театра, фото – Валерий Мясников
Хор греческих граждан и царь Эдип (Виктор Добронравов) источник — пресс-служба Вахтанговского театра, фото – Валерий Мясников

Римас Туминас превратил классический греческий хор в скопление теней со своей сценографией, танцами и перевоплощениями. Обычные фиванские граждане выплывают на сцену единым организмом городских толков пересудов и осуждения. Толпа смотрится одним целым за счет одинаковых чёрных одежд – это позволяет актерам создать обезличенный образ «голоса из народа», а в некоторых сценах – голос самого мистического рока, голос воли богов. Временами – когда сцену наполняет дым, когда тревожная музыка сочетается с  греческими напевами, когда пророческие загадки сменяются гулом горожан – за происходящим с героями как будто бы наблюдают те самые боги, чье незримое присутствие сопровождает все бедствия в этой трагедии.

Отдельно стоит поговорить о музыкальном оформлении спектакля – тщательно продуманном и идеально подчеркивающим события трагедии. Будь то Эдип, в своем более человечном амплуа играющий на саксофоне ту мелодию, которая рефреном проходит сквозь всю постановку, или же греческие напевы толпы – всё здесь потрясает зрителя. Сквозная музыкальная тема как бы сигнализирует зрителю о том, что трагедия, беда и безысходное отчаяние героя всё ближе – недаром она появляется именно в те моменты, когда приближение неминуемого ужаса судьбы как нельзя более ярко показывается зрителю.

Метафору неотвратимого рока сценограф Адомас Яцовскис воплощает прямо на сцене, в виде огромного тубуса, который в определенные моменты спектакля напоминает то ли Вавилонскую башню, то ли Троянского Коня. И неслучайно. Ведь два краеугольных камня, на которых строится интрига спектакля – это недопонимание и секреты. Эти камни пытаются сдвинуть с места пророк Тиресий (Евгений Князев) и Иокаста (Людмила Максакова). Метафора злого рока судьбы – или же воли богов – буквально говорит устами героя Князева — это звучание усиливается пластикой и позами его героя.

Впрочем, судьба как персонаж тоже присутствует на сцене. Она сопровождает всех основных героев в образе девы с крыльями – когда-то черными, пугая недобрым знаком, а когда-то белыми, подчеркивая трагизм конкретной сцены.

И, конечно, нельзя не сказать о главном герое трагедии. Эдип предстает перед зрителем не только царем, но и человеком – со своими слабостями и недостатками. Он справедлив и искренне заботится о своих гражданах, но он вспыльчив и скор на расправу, может действовать необдуманно и жестоко. Он обвиняет Креонта, подозревая его в предательстве, грубо и даже зло обходится с пророком – но не от своего властолюбия и корысти, не из желания скрыть свои грехи (в этом моменте он ещё не знает истинного виновника бед Фив), а искренне, стараясь разобраться в давно случившимся преступлении.

И, вместе с тем, мы видим Эдипа царем – величественным, гордым, властным и мудрым.  «Корону» с Виктора Добронравова не сбивает даже роковая развязка. Он учит принимать свои ошибки, пороки и слабости.

Образ Иокасты, жены Эдипа, не менее интересен, но предстает перед зрителем таким же двойственным. В античные времена в постановки вообще не допускали женщин, и Иокасту играли переодетые мужчины. Этим и объясняется характер роли – сложный, совсем не семейный и очень идеализированный. Людмила Максакова превращает Иокасту в символ величия, жертвенности и потери. Вторая сторона образа – в античной мудрости, переложенной на современный лад. В человеке. Римас Туминас находит в древней истории Софокла людей, которые не перекладывают вину за свои ошибки на волю богов, эмоциональное выгорание, усталость и окружающих. Да, герои проживают свои эмоции с размахом античной трагедии  – но они не бегут от своих чувств.

Иокаста – Людмила Максакова, источник - пресс-служба Вахтанговского Театра, фото – Александра Торгушникова
Иокаста – Людмила Максакова, источник - пресс-служба Вахтанговского Театра, фото – Александра Торгушникова

Спектакль основан не столько на божественных силах, сколько на человеческих эмоциях и их победы над неминуемым роком. В постановке Туминаса Эдип стоит между божественным и человеческим, подобно эффектному сочетанию неба и земли. Он говорит от лица человечества, обычных людей со своими страхами, сомнениями и мечтами. Эдип также, как и каждый из нас, неустанно борется с судьбой и стремится найти себя, постигнуть тайны своего прошлого и угадать туманное и пугающее будущее.

Мы все сталкиваемся с неизбежностью и нашей борьбой с ней, как в зеркале нашей жизни — Царь Эдип. В то же время, хотя наши судьбы не зависят от богов, мы всё равно стараемся сами направить свою судьбу.

Спектакль — путешествие по древней истории, где мы можем узнать о мудрости древних и понять, как применить её в нашей жизни. «Царь Эдип» приносит пожалуй, самое важное чувство для в человеческую душу — надежду, тем самым напоминая нам о важности светлых эмоций в минуты отчаяния, чтобы никто не забывал: он не одинок в своей борьбе.

«Царь Эдип» – это человеческая и человечная история. Это история о борьбе с собственной судьбой, об ответственности, о принятии своих ошибок, о расплате за них. О героях – на поверку оказывающихся такими же людьми. Римас Туминас оставляет зрителю множество вопросов. Как не сломаться под гнетом ужасных обстоятельств? Как в погоне за высшим благом не потерять в себе человечность? Как принять свои ошибки достойно и где найти в себе мужество расплатиться за них? И в этих вопросах – основная загадка основной, пятой стихии Римаса Туминаса. Стихии человека.

Авторы текста: Нина Дымченко, Екатерина Червякова, Иван Котов
Проект «Журфак Театрала» организован редакцией журнала «Театрал» при поддержке факультета журналистики МГУ и при участии студентов спецсеминара «Театральная журналистика» под руководством доцента Тамары Яковой. В рамках проекта студенты изучают историю театральной журналистики, посещают театры, смотрят спектакли, встречаются с актерами, режиссерами, театральными менеджерами и готовят материалы для публикации в «Театрале».

Ещё больше новостей каждый день - на сайте teatral-online.ru.

Подписывайтесь на «Яндекс.Дзен», а также другие социальные сети «Театрала»: ВКонтакте: vk.com/...ine
Telegram: t.me/...dia