В тихом омуте
Сразу после института Татьяна поступила работать психологом в школу, поначалу все складывалось, но через несколько месяцев поменялся директор, который был назначен извне.
Это был коренастый мужчина, не сильно следящий за внешним видом, чуть грузный, безэмоционально отреагировавший на приветственный тортик, которым в учительской пытались отметить новое назначение и навести мосты.
Новый руководитель сразу начал с раздражением и досадой указывать на различные недостатки школы. На первой же планерке не дал никому сказать в ответ. "Организация порядка и планирование", с этих слов он решил познакомиться с коллегами. Учителя были несколько в смятении от обилия "должны, надо, необходимо, это нужно сделать", при этом, когда тирады заканчивались, можно было заметить, что директор сникал и впадал в апатию.
История одного доклада
На одной из встреч Татьяна заметила, что не плохо бы хотя бы изредка говорить неформально за чаем, а вдруг найдутся менее напряженные формы решения повседневных дел. Директор лишь повторил в вопросительной форме "Повседневных дел?" и ушел, по всему было видно, что он сдержал свой гнев. Однако, Татьяна почувствовала, что приближается буря.
На следующий день Татьяне поручили подготовить доклад к общему собранию родителей, что было совсем неконкретно, и совсем уж не в духе начальника. Тогда она задала открытый вопрос: "Что бы вы хотели чтобы было отражено в докладе?", на что директор ответил: "Сами знаете, вы же психолог и не мне вас учить". Татьяна действительно была не бездарной и поняла, что задание в такой форме, не что иное как ловушка от того, кто долго помнит обиды.
Татьяна сопоставила все последние события и решила, что вероятно психотип эпилептод, которому по всем внешним признакам соответствовал начальник, может начать действовать таким образом. Она уже знала, что скоро окажется в ситуации "Вот кто во всем виноват", и приступила к подготовке доклада.
Дорога на эшафот
На ближайшей планерке директор спросил, сразу в форме упрека, о том когда уже наконец будет готов доклад, чтобы его посмотреть. Он не ожидал, что Татьяна спокойно достанет доклад из портфеля.
"А что это?", - спросил директор.
"Что вы просили, это он, доклад", - ответила Татьяна.
"Так давайте его сюда", - продолжил директор.
Он открыл доклад пролистал, несколько раз поморщился и брезгливо швырнув на стол произнес: "Это ни в какие ворота не лезет, переписывайте"
Парирование и контратака
Татьяна взяла доклад и пошла к выходу из учительской. Директор торжественно продолжил: "Вот так все время, все надо корректировать, сами видите, а иначе..".
В самый последний момент Татьяна остановилась, дала директору насладиться победой, и спросила: "А что собственно не так? Поконкретнее, как бы вы хотели видеть?".
"Что это у вас за предложение собрать группу по оформлению стендов рекомендации по профессиям, у нас что других дел мало в начале года?", - ответил директор.
Татьяна спокойно продолжила, что рекомендации дают возможность как можно раньше узнавать об особенностях профессий, выбирать увлечения и хобби, оценить какие предметы нравятся в школе и в связи с чем, и самое главное заранее выяснить, можно ли в будущем найти себе работу по интересной профессии или это иллюзия.
"У нас тут не Хогвартс, у нас есть конкретные программы", - продолжил директор и победоносно оглянулся.
"Что касается программ, об этом по сути весь доклад, но думаю, что родителям будет особенно интересно о профессиях, к тому же родительский комитет может проводить экскурсии на предприятиях. К тому же эта программа будет проверяться РОНО в этом году" , - ответила Татьяна.
Директор был обескуражен, он не ожидал, что получит такую подготовленную речь, но все же взял себя в руки сказав: "Сейчас не об этом, эти акценты мы расставим на собрании ближе к Новому году, позже вернемся к этому вопросу. Всем спасибо"
Больше к Татьяне не было никаких придирок и претензий со стороны директора.
Разбор полетов
В тот момент, когда Татьяна поняла об опасности и кто находится перед ней, она составила план действий.
Во первых тщательно посмотрела все планы РАНО и преступила к докладу. Люди эпилептоидного типа непреклонны в своих правилах, своей реальности, своей самопровозглашенной праведности, однако пасуют перед более сильным оппонентом, если тот компетентен или отсылает к вышестоящим над эпилептоидом, что быстро спускает его на землю.
Затем, предполагая, что ей будет указано на ошибки и скорее всего в присутствии коллег, подготовила по методу "Красного слона" самый заметный пункт, который невозможно было бы пропустить и который не являлся самым критичным, чтобы в случае чего от него можно было бы просто отказаться.
Когда руководитель сделал замечание, Татьяна дала возможность ему почувствовать свою победу и отпустить бдительность.
Когда директор торжествовал, Татьяна задала свой открытый вопрос "Как бы вы хотели...", на который нужно бы было отвечать развернуто.
Затем заявила свою более компетентную позицию, на этом эпизод был исчерпан.
Стань сам себе психологом. Курс по психологии самопознания: "Не дай себя запутать" тут https://t.me/landport