Найти тему
Задумчивый автор

Художник-отец продолжился в младшем сыне, названном в его честь

В селе Харбалах, что на берегу реки Амга в Якутии, жил художник-живописец Иннокентий Дмитриевич Корякин. У него была большая семья. Когда родился шестой ребенок – мальчик – его назвали в честь главы семьи. В доме Корякиных часто гостили художники. Маленький Иннокентий слушал их разговоры, наблюдал за отцом и мечтал однажды тоже стать художником. В 1999 году Иннокентий Дмитриевич ушел из жизни. Он оставил большое наследие в родном селе – картинную галерею, которую открыл при поддержке своих друзей. Сам же он продолжился в своем младшем сыне. Да, мечта маленького Иннокентия сбылась – он стал художником.

Я смотрю на картину на выставке Корякина-младшего "Дыхание родной земли" и улыбаюсь. В березовой рощице стоит мужчина и с трепетом сжимает нежный, свежесобранный букет цветов. Каждый, кто позже подходил к этой картине, тоже сразу начинал улыбаться. И никому не нужно было смотреть на подпись, чтоб угадать название – «Таптаабыт» (Влюбленный).

"Таптаабыт" (влюбленный), масло/холст, 70х80, 2021 г.
"Таптаабыт" (влюбленный), масло/холст, 70х80, 2021 г.
-2

Иннокентий Корякин на открытии его выставки в Мирном
Иннокентий Корякин на открытии его выставки в Мирном

- Я первый раз в ваших краях, - сказал художник. – Город меня хорошо, сердечно принял. Оказывается, в Мирном раньше уже выставлялись многие знаменитые художники из нашего Союза художников России. Надеюсь, что это не последний и мой визит сюда. Я привез 25 своих работ. Это малые размеры для меня, есть у меня картины и больше, но везти их сюда из Якутска очень трудно. Здесь работы разных лет. Есть тут и самая первая моя выставочная работа, с которой я начал свой путь – «Друзья». Есть и свежие работы. В знак благодарности за то, что пригласили и так тепло приняли меня, хочу подарить галерее одну из своих картин – «Кумыс Ысыаха». Много говорить я не умею, за меня говорят мои работы. 

"Ыhыах кымыhа" (кумыс Ысыаха), масло/холст, 70х90, 2022 г.
"Ыhыах кымыhа" (кумыс Ысыаха), масло/холст, 70х90, 2022 г.

Преподаватель Детской школы искусств художница Валентина Славко призналась мне, что незадолго до церемонии открытия они с коллегами говорили о том, какую картину с этой выставки приобрели бы для галереи, если б была такая возможность. Выбрали «Кумыс Ысыаха». Каково же было их удивление, когда вскоре их желание сбылось. Оттого и аплодировали они этой новости громче всех присутствовавших. 

- Эта картина вроде бы маленькая, но такая емкая, - говорит Валентина Антоновна. – Видно, что остались атрибуты праздника - не думаю, что сейчас у всех дома стоят чороны, они уже больше как часть праздника. Картина проникнута атмосферой Ысыаха. Мы видим двух людей – маму и сына. Они общаются. Мне очень нравится, что персонажи картин Корякина не просто присутствуют на холстах. Они разговаривают, взаимодействуют, несут свои эмоции. Будто живут в этих картинах. Их будто на секундочку остановили. Так обычно работают художники-иллюстраторы, но Иннокентий Иннокентьевич, будучи художником станковой живописи, делает это так же грамотно и красиво. Мне вообще легко говорить об этом художнике. Если самого его мы вчера увидели впервые, то с его творчеством знакомы давно. У меня есть взрослая группа, с которой мы на занятиях часто рассматриваем картины Корякина. Он один из наших любимых художников, которыми мы вдохновляемся. Если надо писать про Якутию, то мы просматриваем именно его работы. Потому и знали многие его картины из тех, которые были опубликованы в интернете. Но здесь на выставке есть и такие работы, которые мы раньше еще не видели. На примере работ Корякина есть о чем и с детьми поговорить. Например, о законах композиции - у него всё очень выверено. У него есть своя манера, свой почерк, его ни с кем не спутаешь. Когда встречается где-то картина, можно еще не прочитать имя автора под ней, а уже знать – это точно Корякин. Мне нравится его лирическая душа. Все картины очень позитивные. О хорошем, добром и вечном. Дети, женщины, животные, охотники. И видно, что ему близко то, о чем он пишет. Что он ничего не придумывает. Мы вот мало знаем о Якутии, поэтому пытаемся посредством картин проникнуться. Такой художник в этом очень помогает. Где еще мы могли бы прочувствовать всё это? Знакомые нам якутяне живут в других – современных – реалиях. Но многие из детства помнят всё именно так, как это рисует Корякин.  

"Обугэлэр сэргэлэрэ" (Коновязи предков), масло/холст, 70х90, 2022 г.
"Обугэлэр сэргэлэрэ" (Коновязи предков), масло/холст, 70х90, 2022 г.

Свою первую выставочную картину «Друзья» Корякин написал в 2008 году. А первая его выставка состоялась в 2017 году. 

- Вы волновались перед первой выставкой?

- Конечно. Волновался, как зритель воспримет мои работы. До сих пор помню этот момент. И сейчас тоже волнуюсь перед каждой выставкой.

Есть что-то особенно красивое в том, когда такой известный и талантливый человек волнуется перед приходом зрителей и сохраняет простоту в общении. 

Детский и взрослый коллективы Мирного сыграли перед художником и гостями выставки на хомусе. Погружающие в почти медитативное состояние звуки хомуса, местами каким-то волшебным образом переходящие в шум ветра и крики птиц, стали идеальным саундтреком к картинам Корякина.

-6
-7

- Давно не слушал хомус в такой камерной обстановке, - сказал заместитель генерального директора алмазодобывающей компании «АЛРОСА» Алексей Дьячковский. – Сегодня мне вспомнилось детство. Особенно напомнила о нем картина «Друзья». Двое детей, собака. Всё это мне знакомо. Прекрасная картина. Мой прадед был кузнецом по железу, двое его братьев были кузнецами по золоту и дереву. Все они жили в одной деревне. У моей бабушки было много таких вещей, которые я увидел на картинах. Сегодня в Якутии формируется единая культура, некая северная идентичность. В Мирном это особенно заметно. Наш район особенный – многонациональный, многокультурный. Например, праздник Ысыах любим всеми людьми. Когда уходит зима, и люди радуются теплу, лету. Многие мужчины здесь любят охотиться. И знают, кто такой Байанай, выказывают знаки уважения духу. Все мужчины Севера это соблюдают. Традиции, обычаи смешиваются. Так и формируется особенная северная культура. На Севере многие живут отложенной жизнью. Думают – вот выйдем на пенсию, поедем туда-то, и там уже начнется настоящая жизнь. Но жить надо сегодня, сейчас. И хотелось бы, чтоб людям хорошо жилось здесь. Чтоб люди ощущали полноту и красоту жизни здесь. Для этого надо, чтобы развивалась городская среда. Также важно, чтоб была возможность развивать потенциал детей. У нас в планах строительство лучшей в республике школы искусств. Надеюсь, что этот план будет реализован, что республика, район, город и компания приложат для этого все усилия. И в будущем мы будем гордиться достижениями наших юных и взрослых мирнинцев, которые так же будут ездить с выставками и показывать красоту нашего района, героизм наших людей, прелесть детей, красоту женщин и характер мужчин.

"Туйах хатарааччы" (наследник), масло/холст, 70х90, 2022г.
"Туйах хатарааччы" (наследник), масло/холст, 70х90, 2022г.
"Хоhуун" (северный охотник), масло/холст, 70х90, 2022 г.
"Хоhуун" (северный охотник), масло/холст, 70х90, 2022 г.

Алексей Прокопьевич точно входит в число самых внимательных и благодарных зрителей первого дня выставки. Особенно долго он пробыл у той самой работы, которую отметил в своей речи. Разглядев как следует картину «Друзья», Алексей Прокопьевич потом эмоционально делился вызванными ею воспоминаниями с художником и другими гостями выставки.

"Друзья", масло/холст, 78х100, 2008 г.
"Друзья", масло/холст, 78х100, 2008 г.
Алексей Прокопьевич делится воспоминаниями
Алексей Прокопьевич делится воспоминаниями

«От ваших картин исходит добро», - сказала Корякину ещё одна гостья выставки. Иннокентий Иннокентьевич улыбнулся в ответ: «Моя цель – дарить людям радость. Когда у меня это получается, я доволен». 

Диптих "Сааскы кэм" (весенняя пора), масло/холст, 100х80, 2019 г. Вторую картину диптиха можно увидеть выше - на фото с художником.
Диптих "Сааскы кэм" (весенняя пора), масло/холст, 100х80, 2019 г. Вторую картину диптиха можно увидеть выше - на фото с художником.

Глядя на некоторые картины, я с трудом сдерживала желание потрогать пальцами красиво застывшие мазки, изображающие траву, небо, гриву коней. Я заметила, что некоторые из присутствовавших на выставке детей себе в таком удовольствии не отказывали. Ну на то они и дети. 

Картин с лошадьми на выставке много. Это и неудивительно, ведь в якутской культуре лошадь почитаема. Я засмотрелась на работу «Ыйдана» (лунный свет). На ней изображены жеребята, из ноздрей которых на морозе выходит пар. Какая же это живая картина! Буквально слышен звук, с которым воздух выходит из ноздрей.

"Ыйдана" (лунный свет), масло/холст, 70х90, 2022г.
"Ыйдана" (лунный свет), масло/холст, 70х90, 2022г.

После церемонии открытия я долго ждала возможности подойти к художнику. Всем хотелось сфотографироваться с ним, поделиться впечатлениями и воспоминаниями. Ожидание стоило того. Иннокентий Иннокентьевич оказался удивительно простым, открытым и теплым человеком, с которым так легко и приятно разговаривать.

- Есть ли среди ваших картин такая, в основу которой легло какое-то ваше воспоминание?

- Все работы связаны с моим детством, моим народом. Меня вдохновляет мой народ. И везде есть какая-то связь с моей жизнью, моим опытом. Я никак не могу взять что-то чужое, это трудно. На холсте в жизнь воплощается то, что я видел, слышал, мои эмоции. Могу написать картину по воспоминаниям о рассказах близких людей – матери, бабушки. Беру то, что осталось в памяти, и стараюсь воплотить на холсте. 

- Всё ваше детство прошло в селе Харбалах?

- Да. Потом я поступил в Якутске в художественное училище, окончил его через четыре года и поехал в Красноярск. Там взял специальность художник-живописец, проучился на неё еще шесть лет, а потом начал работать по профессии.

- Вы помните, как обнаружился ваш талант в детстве?

- Нет, не помню. Я будто всегда был художником. И мне всегда все говорили, что я стану художником. И я никогда даже не представлял себя кем-то другим. Я всё время впитывал тот творческий дух, который был дома. У отца было много друзей, они часто приезжали к нам в гости. Думаю, вся эта энергия передавалась и мне. Я очень благодарю свою судьбу за то, что был очевидцем этих встреч. Для меня другого пути в жизни будто и не было никогда. Когда еще детьми малыми были, учитель спрашивал – кем вы станете? Кто-то говорил, что станет космонавтом, а я всегда говорил, что стану художником. К сожалению, я не застал отца живым после института. Он был очень рад, что младший сын взял себе профессию художника. До сих пор есть такая боль в сердце, что не показал ему свой диплом художника.

- Бывает такое, что у вас нет вдохновения, не хочется писать?

- Бывает, конечно. Но я себя заставляю. Как говорится, аппетит приходит во время еды. Сначала заставляю себя, а уже во время работы забываю про уныние. Я знаю это состояние, знаю, что уныние убивает художника. Нужно себя заставить и работать, работать, работать. И тогда придет нужное состояние. 

- У вас есть картины с охотниками, а сами вы охотитесь?

- Я не охочусь, но мой народ – охотник. Через свой народ я это чувствую, мне это как-то передается. Поэтому я стараюсь в своих работах затрагивать тему охоты. 

- На сегодняшней выставке много картин с лошадьми. Вы любите писать лошадей?

- Да. Это анималистическое направление живописи. Я очень люблю и уважаю творчество русского художника Вадима Горбатова, которому нынче 83 года. Это художник-иллюстратор. Я рос на его творчестве, оно повлияло на меня и мои работы.

- Какой из якутских праздников вам нравится особенно?

- На этой выставке есть картина «Николин день». Это 22 мая. День Николая Чудотворца по православному календарю. У нас этот день считается началом нового года. Накрываем стол, утку почему-то обязательно в этот день кушаем. Сезон охоты заканчивается, начинается новое летоисчисление с этого дня. Ну и конечно самый знаменательный наш праздник – Ысыах. Люблю и чту этот праздник.

"Ньукуолун кун" (Николин день), масло/холст, 94х99, 2023 г.
"Ньукуолун кун" (Николин день), масло/холст, 94х99, 2023 г.

- Вы знаете, изучаете историю своего народа?

- Историю своего народа обязательно надо знать. Без истории народ уже не народ. Без истории не будет развития, я так считаю. Поэтому я стараюсь читать и слушать рассказы стариков. И очень жалею, что не слушал рассказы родителей, когда был маленький. Они много рассказывали о своих предках. Нужно знать свой род, откуда ты появился, кто есть в твоем роду. 

"Алаhа дьиэ5э эргиллии" (возвращение в родной дом) масло/холст, 70х90, 2022 г.
"Алаhа дьиэ5э эргиллии" (возвращение в родной дом) масло/холст, 70х90, 2022 г.

Когда зрители покинули галерею, я стояла какое-то время в опустевшем зале перед картиной «Утренний чай».

"Утренний чай", масло/холст, 80х101, 2019 г.
"Утренний чай", масло/холст, 80х101, 2019 г.

В галерее негромко играла запись хомуса, потом её сменили звуки природы. И вновь картина будто ожила. То был прекрасный момент. Такое умиротворение обычно мне приносит лишь природа. Чувствовать подобное, стоя перед картиной, необычно и приятно.

Фото автора

Фотографии не передают в полной мере красоту картин, но как же хотелось поделиться ими с теми, у кого нет возможности увидеть работы художника вживую. Спасибо за чудесную, душевную выставку.