Найти тему
Капитан A320

Ту-154. Худший Советский самолет.

Сразу предупреждаю - это не провокация, это мое личное (возможно - неправильное) мнение об этом самолете, которое меня попросили озвучить в Telegram. Я не хочу никого обидеть и заранее извиняюсь перед людьми, которые работали с этим самолетом и искренне его любят.

Ту-154 (фото из открытых источников)
Ту-154 (фото из открытых источников)

Я не люблю Ту-154. Нет, сначала он мне нравился, он красивый. Потом, когда я зачитывался Василием Васильевичем Ершовым, я им чуть ли не восхищался. А потом, когда я почитал того же Ершова повнимательнее... Когда я сам начал подробно интересоваться этим самолетом... Теперь я не люблю Ту-154.

Спросите любого, летавшего, скажем, на Ил-18, что он скажет о своем самолете?

- Прост, надежен, удобен, доступен каждому пилоту!

Спросите экипаж Ил-62. Ответ будет похожим. Ил-86? Ил-96? То же самое. Пилоты Ильюшинских машин любят свои самолеты и самолеты отвечают им взаимностью. Почему так? Наверное потому, что Сергей Владимирович Ильюшин любил своих пилотов и старался для них. Тем более, что одним из этих пилотов был его сын.

А что же Туполев?

- Это не самолет плохой, это вы на нем летать не умеете!!!

Нормально? Это Генеральный конструктор так высказался о двух погибших Ту-104. Погибших, кстати, исключительно по вине самого Туполева. Что, он не знал, о таком явлении как "подхват"? Знал. К моменту второй катастрофы уже знал...

Ту-104 (фото из открытых источников)
Ту-104 (фото из открытых источников)

И Н.С. Хрущева лететь на Ту-104 в Европу он отговорил. Но простых пассажиров возили. По политическим мотивам - ну не мог он признаться, что облажался и подвел тем самым государство. А действительно нехорошее в этой истории то, что Туполев продавил решение признать виновным во второй катастрофе командира того рейса Гарольда Кузнецова. Который, уже понимая что они обречены, продолжал передавать на землю показания приборов и описывать поведение самолета. В конечном итоге именно это и помогло вывести Туполева на чистую воду и... самолеты тихонечко доработали. Сам Туполев ошибку так и не признал. На самом деле таких вот случаев, характеризующих Андрея Николаевича как человека, много. Неприятное о нем складывается впечатление, знаете ли.

Прошло несколько лет и КБ Ильюшина представляет проект Ил-74 - среднемагистрального самолета с тремя двигателями Д-30 в хвостовой части (да, кстати, это не те Д-30КУ, которые потом встали на Ту-154М, это двигатели от Ту-134).

Модель Ил-74 (фото из открытых источников)
Модель Ил-74 (фото из открытых источников)

Самолет, при взлетном весе около 72 тонн должен был быть способен пролететь до 3000 километров с коммерческой нагрузкой 16 тонн. При этом он должен был иметь посадочную скорость около 230 км/ч (или 125 узлов - это очень мало для такого самолета) и мог бы использовать короткие ВПП. Сумели бы Ильюшинцы его построить? Думаю да. Ведь самолет был в значительной мере унифицирован с серийным Ил-62. В том числе имел сходную аэродинамику. Однако вмешался Андрей Николаевич! 

- Перетяжелен! - заявил он. - Мы уложимся в 70 тонн! И летать будем быстрее и дальше!

Подковерные интриги это то, в чем Туполев всегда был силен. Админресурс решил дело не в пользу Ильюшина... Что же в итоге? В итоге Туполевское изделие весило 95 тонн (вместо 75 по техзаданию). Имело посадочную скорость 270-280 км/ч (145-150 узлов - это много), что для пилотов привыкших к Ил-18 (посадочная скорость 230 км/ч, не зря Ильюшин стремился к этой цифре) было перебором. Поэтому и описывали все этот самолет как:

- Строгий, сложный, не для среднего пилота!

Ту-154 (фото из открытых источников)
Ту-154 (фото из открытых источников)

Сравните с Ильюшинскими машинами:

- Прост, надежен, удобен, доступен каждому пилоту! 

К тому же самолет имел "традиционные" для Туполева проблемы на больших углах атаки - он срывался в плоский штопор, откуда вывести его было практически невозможно. Разумеется, Туполевцы оправдывают это выбранной схемой, мол три двигателя в хвосте... по-другому невозможно... Но... На Ил-62 целых 4 двигателя в хвосте, однако подобных проблем он не имеет - при сваливании он плавно опускает нос и набирает скорость. Еще одна смешная особенность Ту-154 - танцы с бубном при посадке и высадке пассажиров. Ее тоже Туполевцы оправдывают выбранной схемой - и так тяжелый хвост, нельзя начинать посадку пассажиров с хвоста - самолет может встать на попа.

Ту-154 (фото из открытых источников)
Ту-154 (фото из открытых источников)

Как вы думаете, были ли подобные проблемы у Ил-62? Правильно, не было. Потому что Ильюшин делал свои самолеты для людей - для пилотов, бортпроводников и их пассажиров (я техников забыл, да?). Проблему штопора решили поиграв с аэродинамикой, а центровку победили вообще примитивно - поставили дополнительную опору. Неэлегантное решение? Зато простое и надежное!

Дополнительная опора Ил-62 (фото из открытых источников)
Дополнительная опора Ил-62 (фото из открытых источников)

А что же Туполев? А хрен знает какие у него цели были, но о людях он точно не думал... Поэтому и получилось... то что получилось. Тяжелое, неэкономичное, сложное в пилотировании, неудобное и просто опасное. 

А как же Боинг 727 скажут мне? Вот с кем надо сравнивать Ту-154, а не с несуществующим Илом. А Боинг 727, скажу я вам - в пролете. Как фанера над Парижем. Не надо с ним сравнивать. Несмотря на то, что он выпускался до 80-х годов (но в мизерных количествах), фирма Боинг признала его бесперспективным и уже в 1967 году (на год раньше Ту-154!) взлетел Боинг 737. А в 80-е годы, когда Туполевцы представили Ту-154М, Боинг выкатил 737 Classic. А с ним... Сравнивать Туполя с ним нельзя никак. Пролетает Туполь по всем параметрам. Как фанера над Парижем... А 737 Classic летает до сих пор.

Ту-154 (фото из открытых источников)
Ту-154 (фото из открытых источников)

Однако, хороший пилот всегда любит свой самолет. Иначе он не пилот. И Туполя любили. Тем более, что чисто внешне он красивый, конечно. И я с большим уважением отношусь ко всем, летавшим на Ту-154. Но я - я на нем не летал. И любить этот самолет не обязан. И глядя на Ту-154 я не восхищаюсь им (восхищаться там нечем), а оплакиваю нерожденный Ил-74. Вполне возможно в советском союзе мог быть другой среднемагистральный лайнер. Обнако история не имеет сослагательного наклонения. Поэтому вот такой заголовок.

P.S. Напоминаю:

Прежде чем комментировать - подумай!
Капитан A32012 декабря 2021

И дополнительно предупреждаю - оскорбления недопустимы. Буду банить нафиг. Высказывайте только аргументированное мнение в корректной форме.