Возрождению народных традиций, эпохальному, реально значимому детскому событию " Мой народ- мои песни" и памяти всех коллег , внёсших огромный вклад в становлении и развитии детского движения, посвящаю)
....А ещё я хочу мчаться на коне и чтобы ветер свистел и дух захватывало от восторга. Такими словами закончился один моих рассказов. Это зов предков или вспомнилась картинка скачущей на коне девушки и осталась в памяти с праздника Наурыз, ещё в самом начале девяностых...
Мой народ- мои песни", кто первым тогда сказал эту фразу или где-то прочитали, уже забыла. Но стала эта фраза своеобразным призывом, зовом, толчком вспомнить свои традиции, свои песни, свои имена, свои корни.
Вспоминаю заседание в узком составе тех, у кого болела об этом душа много лет. Собрались почти в неформальной обстановке, можно сказать, на ногах.
Давайте праздник сделаем с песнями, с обрядами,- торопила я.
Какие танцы, какие обряды, - Раиса Ибраевна приводит меня в себя.
Я: а что не так, школы приедут, как здорово будет.
Что вы, очнитесь, дети языка не знают, говорить не умеют, потому что не говорят на родном языке дома, родители выросли уже русскоязычными.
Всё начало складываться как-то в моей голове. Действительно, ещё учась в школе, мы называли одноклассницу Катя, только Людмила Ивановна называла Кульзия, а нам было необычно.
Всё будет и песни и танцы, вот вы возьмитесь за школы, откройте как можно больше объединений, наставляла здесь же Зарлык Бигижановна. Они были первыми моими соратниками, наставниками, моими учителями. Какие зубры учительства тогда встали в одну команду Борис Константинович, Балгажан Куандыкович, Бахыт Сактабергенович, Рыс Майдановна, Зауреш Аскаровна, Зоя Сагиевна. Это была гвардия, потому и дело приняло такой размах. Ещё районного праздника не проводилось, а детский фестиваль " Мой народ- мои песни" уже вовсю пел, играл, танцевал. Всё было одновременно и костюмы шились в школах по вечерам и баурсаки пеклись , и слова и обряды учились.
В прошлое...
Весь вытягиваясь в струнку,
Акбоз словно жил в бешеном ритме скачки, его породистые глубокие ноздри трепетали, как у сайгака, убегающего от погони. Смагул засёк,
что уши скакуна не стояли на месте, Акбоз шёл играючи, будто семьдесят долгих и тяжёлых километров скачки для него были сущими пустяками.
Праздник — это когда все объединены общим чувством, общим стремлением. Все школы съезжались на праздник. Его любили, его ждали, к нему особенно готовились. Было весело, дружно, был не конкурс, а родственная встреча, привозилось много сюрпризов.
"Девочки мои, как я рада снова вас всех здесь видеть, это были неизменные и самые ожидаемые всеми мои слова приветствия педагогов и наставников. Мы были семья: дружная, творческая,. Мы любили свое дело, горели, творили, жили им, преодолевая многие трудности.
В прошлое..
«С другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернели кочевые юрты. Там была свобода, и жили другие люди, совсем не похожие на здешних. Там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его…»
Таких аулов в районе было много, они были под номерами. Всё было как в книге (и фильме) "Первый учитель" Чингиза Айтматова. Имеется даже фотография первых учителей . Такие маленькие аулы, с приходом нового времени, стали исчезать, забывались люди и даже места нахождения аулов. Поэтому была добавлена новая задача к празднику- экспедиция "Исчезнувшие сёла" .Со словами огромной благодарности вспомним Рысбике Курманбаевну, именно она настойчиво проводила это движение, душа болела, потому что выросла и работала в Джасае, знала обстановку и горела огромным желанием обозначить памятными знаками все исчезнувши села в нашем районе. Какое большое и благодарное дело совершили школьники устанавливая памятные знаки на местах нахождения аулов. Здесь же и проводились реальные семейные обряды. Так родители пригласили всю экспедицию на обряд первого шага ребенка в поселке Карабутак. Во время этой экспедиции в карабутак, я и задумалась об установлении своих корней. Но случилось всё как в кино. И только они нашли друг друга, он уходит из жизни, не дав ей насладиться родством, теплотой чувств, обретением того, что они искали, каждый своими путями. Брат мой, Балгажан Куандыкович, это о тебе мои искренние слова огромного сожаления и печали. Именно ты привозил детей на праздник, тихо сидел у окна и думал, вот сейчас подойду и скажу, ты моя сестрёнка, как давно я хотел тебе сказать .
В прошлое..
Особые почести на старинных праздниках оказывались коню, который на скачках прибежал позже всех. К его гриве привязывали вышитое полотенце, платки, салфетки, женщины шептали ему свои заветные желания. Этот обычай связывали с желанием отогнать нависшую беду, вернуть надежду на то, что домой вернутся все, кого там очень ждут. Пусть последними, но вернутся. Такого коня называли "конем надежды".
Возможно, наступило то время, когда хочется и надо возродить эту традицию наших предков, ожидая наших мальчиков с полей сражений.
По