Я периодически встречаю людей, которые обучаются какими-то отрывками. Там кусок съели, в другом месте что-то нашли и вот так они надергают по принципу «это мне нравится, а это не буду, не нравится». В итоге у них в голове такая каша образовывается, которую потом не разгрести. У них возникает какая-то своя терминология, понятная только им. Модель, которая у них возникла, это чудовище доктора Франкенштейна. Как-то раз моей стрижкой занималось поочередно три девушки. Сначала одна начала стричь, затем ее отвлекли, подошла другая. В итоге закончила третья. На голове у меня было черти что. Так бывает, когда одно здание строят разные архитекторы на разных этапах. И потом это уже не перестраивается. Тупо сносится и строится заново.
В каждой традиции существует какая-то модель, принятая в ней. Я сегодня на занятии приводил пример с тем, что слово «пасха» для христиан и иудеев означает разное событие. Хотя слово одно и то же. Тут нет правильного и неправильного. Значение модели в том, чтобы согласовать людей в один договор, в котором они смогут понимать друг друга. Именно для этого в школе есть первый теоретический курс. Иначе потом каждый слышит нечто свое. Я говорю какие-то слова и имею в виду одно, а у людей там установлены совсем другие понятия. Где они их взяли неизвестно. Может сами придумали. Может услышали у того кто сам придумал. Может оно какой-то традиции принадлежит.
Нужно понимать, что модель в любой традиции имеет смысл в целостном виде. Если вы ее обрывками изучаете, а пробелы заполняете из другой модели или вообще не заполняете. А может сами что-то придумываете. То у вас возникает модель которую понимаете только вы. Я ее не пойму. Вы будете что-то говорить, но у меня значения слов другое. Это и называется традиция. Мы не придумываем ничего сами, а берем модель, наработанную задолго до нас магами в течение тысячи лет. Ее нужно кушать целиком и тщательно переваривать. Тогда она будет приносить пользу. Она станет точкой опоры для вас, на ней можно будет зафиксироваться. И фиксация в этой позиции будет понятна другим. Что вы хотите и куда идете.
Если же вы отталкиваетесь от того, что ваша модель, которую вы собрали непонятно где и как, мне знакома и понятна, то это ошибка. Меня порой такое спрашивают, что я даже не знаю что ответить. Люди какие-то слова произносят, вроде бы они мне знакомые и связаны с моделью мира магов, но какой-то смысл во всем этом полностью отсутствует. Попытки объяснить человеку какие-то вещи ничего не дают, потому что мы в разных моделях с ним взаимодействуем.
Вот такие вещи часто приводят к остановке в развитии. Люди просто годами не могут никуда сдвинуться, потому что в голове устроили себе такой кавардак из-за того, что решили, что все это им не нужно, они и так все знают и сами разберутся. В итоге с самого начала, на основах, они заложили мину, которая потом приносит заметный ущерб в развитии.
Чтобы двигаться в традиции, нужно с ней согласовываться. Если вы с ней не согласованы по причине того, что решили, что модель вам нужна частично, но все равно пытаетесь в это реку влезть, то вы все время будете биться вот об эти несогласованности. В какую-бы реку (традицию) вы не входили, я всем рекомендую нормально сонастраиваться с ней, ничего своего не придумывать. Учитель является носителем договора, традиции. И он ее передает. Он не сам ее придумал, ему тоже передали. Это называется парампара. Традицию нужно просто воспринять и не пыжится. Как говорили древние мастера «Когда в комнату входит учитель уши ученика должны быть широко открыты».
Попробуйте приготовить суп по 5 разным рецептам одновременно и посмотрите, что у вас получится. А еще чтобы эти рецепты были написаны на разных языках, в разные эпохи, на разных территориях.