У меня уже есть статья про выбор красок. Но в работе с акварелью краски это только пол беды. Вторая половина кроется за бумагой.
Бумага
Злостная дорогая нечисть, которая влияет на слишком многие вещи в работе. Попробую коротко про параметры акварельной бумаги. Тут речь пойдëт именно про акварельную бумагу. Разница в том, что она имеет специальную пропитку и "дружит" с водой.
Также уточню, что лучший способ подобрать бумагу - понять что конкретно вы от неё хотите и пробовать разные варианты. Шедевр она за вас не нарисует, но правильно подобранная бумага поможет упростить в разы эту задачу. Я бы предложила пробовать, экспериментировать и анализировать. Это вообще три столпа, на которых живëт творчество.
Хлопок или целлюлоза.
Эти слова встречаются в составе бумаги. Есть со 100% содержанием, а есть бумага "средняя" и с тем и с другим в разных частяъ, ведëт она себя тоже обычно "средне"...
Начнëм с чего подешевле. Целлюлоза. Как и вообще любая бумага для рисования, она бывает разной цены и разного качества. Обычно они взаимосвязаны. Целлюлоза с трудом позволяет делать большие ровные заливки. Наслаивание слоëв краски быстро превращается в вымывание предыдущих. Она быстрее сохнет, а некоторая идëт неисправными волнами после смачивания. Хорошо подходит для работы в один слой, выкрасок и учебных проб и тестов.
Хлопок. Попробовав его после долгого времени работы с целлюлозой я ощутила довольно колоссальную разницу. Хлопковая бумага дольше держит воду, даëт возможность дольше работать на влажной поверхности листа. Проще делать большие равномерные заливки. И позволяет больше наслаивать краски. Правда, он часто "жрёт" цвет краски и она слегка бледнеет, но насколько сильно он кушает цвет - зависит от конкретного варианта бумаги.
Текстура
Она бывает разная. В хлопке обычно три градации. Но именно узор на бумаге отличается от производителя к производителю, они бывают очень разные, как и поведение бумаги в нюансах. Лучше всего посмотреть и пощупать бумагу в магазине. Также стоит учитывать текстуру, если вы используете в рисовании не только акварель, но и другие материалы. Например, линеры быстро стирают наконечник при работе на зернистой бумаге. Особенно хлопке, он слегка грубее на ощупь.
Сатин, мелкое зерно или бумага горячего прессования - гладкая бумага. На мой взгляд, самая сложная в работе. Быстро сохнет, сложнее работать с большими однотонными фонами, не очень хорошо работает с гранулирующими красками. Позволяет работать с крайне деталлизированными изображениями. Текстура не создаёт "шума" и можно создавать более "гладкие" картинки.
Среднезернистая бумага - бумага с текстурой. Насколько зерно "среднее" Может меняться от конкретного типа бумаги в большую и меньшую "бугристость". Это стандартная бумага, нормально держит воду и подходит для разных акварельных техник и сюжетов.
Торшон или крупное зерно - крайне текстурная бумага. Текстура влияет на изображение, на данной бумаге часто рисуют пейзажи и абстракции. То, где важнее переливы красок, нежели контроль деталей.
Последние два варианта относятся к холодному прессованию. Я предпочитаю бумагу с текстурой, но не ярко выраженной. Это обычно относится к среднему зерну, но у разных производителей среднее зерно может быть по-разному среднем.
Плотность
Пожалуй, самый простой параметр. Чем плотнее бумага, тем она плотнее и толще. Обычно плотность примерно 200-300 г/м2, но я встречала и плотнее - 640г/м2.
Часто говорят, что чем плотнее бумага, тем меньше она коробиться от воды. Это относительно верное утверждение, но позже я подробнее про это расскажу.
"Подача" Бумаги
Альбомы, скетчбуки, склейки, листы, папки... Если коротко, то берите то, что вам удобно. Если чуть длиннее то...
Отдельные листы можно найти в художественных магазинах в разных размерах. Я беру их, когда хочу попробовать бумагу. Т.к. хороший акварельный хлопок обычно стоит дорого.
Склейки удобный для меня формат, когда речь идëт о готовых "полноценных" изображениях, которые я сканирую. И планирую продавать оригиналы. Обычно есть склейки по одной и нескольким сторонам. Второй вариант прекрасен и самостоятелен, т.к. лист уже натянут сам по себе и не покоробиться при работе. Он может, конечно, пойти волнами в процессе. Но после высыхания вернëтся в ровное состояние. Склейкам по одной стороне я не очень доверяю. Обычно это либо целлюлоза, либо российский производитель.
Альбомы на пружинке и сшитые скетчбуки. Я ими часто пользуюсь, в том числе, для экспериментов. Пока не пробовала этот формат с хорошей бумагой, но мне нравится формат "книги" с пробами, тестами, удачами и неудачами. Правда, дорогой акварельный скетчбук может морально сильно давить. В этом плане отдельные листы и склейки, где от неудачи легко избавится - чуточку проще.
Для тестов бумаги я беру одиночные листы. Либо небольшие, около а5 формата, склейки. Обычно, пары листов а4 мне хватает, чтобы понять стоит ли дальше тестировать бумагу. А склейки даже из 10 листов хватает на куда большее количество выводов и полноценный тест.
Формат или размер
Параметр, похожий на плотность. Бывает очень разным. Тут уже в рамках выбранной бумаги и "подачи" стоит глянуть что дают. Квадратные, прямоугольные, вытянутые. Я даже круглые склейки видела. Единственное, скажу, что у зарубежных производителей не всегда можно найти привычные нам А4, А5, А6...
Производитель. Бренд. Линейки.
Посмотрите обзоры. Тут, на мой взгляд, всё куда более индивидуально, чем с красками. Если в случае с акварельными красками у меня есть понимание + опыт. То тут могу разве что назвать Baohong и Paul Rubens, как китайских производителей, которых многие хвалят. Первым я активно пользуюсь сама. Это относительно бюджетный и неплохой хлопок. По приятной цене можно найти на маркетплейсах и алиэкспрессе.
Ещё етсь сложность в том, что у бренда может быть очень много разных линеек бумаги. Одна вам подойдëт, а от других будет воротить... Бумага обычно расходуется быстрее, чем краски, так что и попробовать можно больше разных вариантов. Главное, не боятся использовать хорошую бумагу для работы.
От бумаги к тому, почему же не всегда плотность = непоколебимость
Вода
Это материал, без которого акварель не будет работать. Чем больше ваша ëмкость с водой, тем дольше вода в ней будет оставаться приемлемо чистой. Часто советуют использовать 2 банки, одна для смытия краски с кисточки, а вторая с чистой водой. Но, как по мне, этот процесс слишком сложный.
Я предпочитаю стеклянные вазочки для этих целей. Они красивые, стекло легче отмывается от краски (не только от акварели). А ещё в прозрачном стекле легче увидеть насколько вода грязная.
Так что же с бумагой? Бумажные волокна при воздействии воды расширяются. Чтобы этот процесс происходил равномерно, то нужно и лист равномерно смочить. Я брала большую кисть и красила бумагу чистой водой с двух сторон. Говорят, этот способ также может облегчить работу с целлюлозой и позволит сделать равномерный фон...
Способ неплохой, но лично я чаще предпочитаю другие способы работы с бумагой. Этот для меня слишком мокрый...
Натянуть сову на глобус или бумагу на...
Или о том, как помочь бумаге не превратиться в карту холмистого рельфа. Тут я предпочту готовые склейки по 4ëм углам, т.к. с ними уже ничего не надо делать.
Обычные листы можно просто хорошенько приклеить скотчем на доску или планшет, например деревянный. Ещё на него можно натянуть лист бумаги по всем правилам. Если коротко, то берëтся деревянный планшет, бумага хорошенько смачивается со всех сторон, а потом натягивается на планшет с помощью кнопок или степлера. Лист должен быть больше по формату, чем планшет, чтобы края загнулись. Если всё сделать правильно, то лист будет ровным, и будет чем-то внешне напоминать холст, только с акварельной бумагой.
Скетчбуки. Тут я обычно либо клею скотч, он делает красивую рамочку и не даëт испачкать другие листы. Либо использую зажимы для бумаги, чтобы лист лежал плоско.
Часто вариант наиболее подходящего крепления листа зависит от самой работы, заполненности фона, мокрости техники рисования и прочего.
Скотч
Скотч для бумаги обычно используется бумажный. Видела много советов, что стоит приклеить его вначале на одежду или на кожу, чтобы он потом не содрал верхний слой бумаги. Но я бы советовала не париться, чтобы рамочка осталась ровной. При наличии ворсинок на клейком слое, в них может затечь вода и скотч отклеится. А если там будет еще краска, то появится пятно.
Отклеивать скотч удобно с феном. Логика в том, чтобы нагреть скотч и он легко отойдëт от бумаги. Ровненько и приятно. Акварельная бумага, обычно, выдерживает такие экзекуции. Но, советую опробовать это заранее где-нибудь на уголке или на маленьком кусочке тестовой работы.
Я вообще люблю делать "тестовые" работы, когда мне надо что-то опробовать. По сюжету это, обычно, несложные иллюстрации, портретики. Если работа удасться, то хорошо. Если что-то пойдёт не так, то я либо доработаю и исправлю всё с использованием других материалов. Либо забью, т.к. работа "тестовая". В ней важнее процесс, проба конкретной идеи, техники или материала.
Текста получилось куда больше, чем я ожидала, так что продолжу рассуждения, про сопутствующие акварели материалы в следующей статье.