Термин впервые появился в официальной югославской печати как оскорбление, но оказался удачным определением Балканского кино 1960-х.
Авторов «Черной волны» отличают стремление к полной свободе самовыражения, к чёрному юмору и глубокому пессимизму.
Считается, что появление такого свободного направления в кино Югославии стало возможно, благодаря ослаблению цензурного вмешательства в 1960-х годах. На это значительно повлиял экономический кризис в кинематографе США.
Некоторые съемки в те годы перенесли в Европу, а в Италии стали снимать популярные спагетти-вестерны. Часть из съемок проводилась в коммунистической Югославии, благодаря чему цензоры и правительственные чиновники были заняты производством и обеспечением иностранных съемок.
(По моим наблюдениям, и сейчас работа Сербской кино индустрии, в основном, направлена на обеспечение съемок иностранных фильмов, как результат тех лет.)
Это дало возможность некоторым режиссерам получить разрешение на съемки фильмов не имея идеологической подоплеки.
Недавно я сходил в Академический Кино Клуб в Белграде. Нам показывали короткометражные фильмы «Черной волны». Там отмечали 65 летний юбилей кино клуба и на показ пришли авторы фильмов, те, кто остался жив. Мне запомнился один из фильмов. Это был «Ruke Ljubičastih Daljina» («Руки Пурпурных Далей») Савы Трифковича.
После просмотра собрались старожилы и редкие гости. Пили пиво и разговаривали о «Черной волне». Мне было интересно узнать, что же на самом деле было вложено в фильм. Википедия говорит, что фильмы этого течения, пропитаны социальной критикой, анархическим взглядом и прочее. Вообще, конкретно про короткие метры, мало информации.
Оказалось, что этот фильм был удачно снят в 1961 году. Сценарий довольно быстро утвердили, потому что в основу легли стихи индийского поэта Рабиндраната Тагора, а это был год столетия с его дня рождения. В Югославии его изучали в школе и праздновали на государственном уровне.
Автор намеревался снять две картины про жизнь и смерть, но помешал конфликт с одним из цензоров, который усмотрел идеологические нестыковки. По его мнению катафалк и социализм несовместимые вещи.
То есть, по иронии, ему дали снять только часть про смерть. Цензура не дала хода жизни.
PS: Хочу поделиться в целом про Югославское кино, которое очень опытно в вопросах осмысления насилия, разгуманизации человека на войне и преодоления болезненного прошлого и посоветовать несколько фильмов, кто считает, что кино может здесь хоть как-то помочь. В скором времени может пригодиться.
Три фильма посвящены войне в Югославии, которая очень похожа по своему бездарному происхождению на войну в Украине. Как-будто эту войну отложили на потом и так и не смогли удержаться не начинать.
«Три», режиссер Aleksandar Petrović 1965 год
Фильм очень прямой, указывает путь сильного человека на войне. Слабые люди расчеловечиваются быстрее - кто-то почти сразу, но это в итоге коснётся всех. И не останется сильных и слабых, а только несчастные.
«Раны», режиссер Srđan Dragojević 1998 год.
Это сербский «Брат» Балабанова. О молодых людях в злое время. В фильме больше иронии и простоты Балкан. Без иронии сложно пережить ужас.
«Перед дождем», режиссер Milcho Manchevski 1994 год.
Фильм о возвращении домой. О том, как можно принимать насилие в других странах и о невозможности смотреть на насилие у себя дома.
«Красивые деревни красиво горят», режиссер тот же Srđan Dragojević 1996 год
Это совсем военная история. Не буду ничего писать, там и фильм «Нога» Никиты Тягунова и «Груз 200» Балабанова и «Три товарища» Ремарка.
Написано 16 апреля 2023 года, Белград.