Найти тему

Югославская чёрная волна, сырые грибы, война и Црни талас.

Оглавление

«Ruke Ljubičastih Daljina» 1961 год
«Ruke Ljubičastih Daljina» 1961 год

Термин впервые появился в официальной югославской печати как оскорбление, но оказался удачным определением Балканского кино 1960-х.

Авторов «Черной волны» отличают стремление к полной свободе самовыражения, к чёрному юмору и глубокому пессимизму.

Считается, что появление такого свободного направления в кино Югославии стало возможно, благодаря ослаблению цензурного вмешательства в 1960-х годах. На это значительно повлиял экономический кризис в кинематографе США.

Некоторые съемки в те годы перенесли в Европу, а в Италии стали снимать популярные спагетти-вестерны. Часть из съемок проводилась в коммунистической Югославии, благодаря чему цензоры и правительственные чиновники были заняты производством и обеспечением иностранных съемок.

(По моим наблюдениям, и сейчас работа Сербской кино индустрии, в основном, направлена на обеспечение съемок иностранных фильмов, как результат тех лет.)

Это дало возможность некоторым режиссерам получить разрешение на съемки фильмов не имея идеологической подоплеки.

Недавно я сходил в Академический Кино Клуб в Белграде. Нам показывали короткометражные фильмы «Черной волны». Там отмечали 65 летний юбилей кино клуба и на показ пришли авторы фильмов, те, кто остался жив. Мне запомнился один из фильмов. Это был «Ruke Ljubičastih Daljina» («Руки Пурпурных Далей») Савы Трифковича.

После просмотра собрались старожилы и редкие гости. Пили пиво и разговаривали о «Черной волне». Мне было интересно узнать, что же на самом деле было вложено в фильм. Википедия говорит, что фильмы этого течения, пропитаны социальной критикой, анархическим взглядом и прочее. Вообще, конкретно про короткие метры, мало информации.

Сава Трифкович третий слева
Сава Трифкович третий слева

Оказалось, что этот фильм был удачно снят в 1961 году. Сценарий довольно быстро утвердили, потому что в основу легли стихи индийского поэта Рабиндраната Тагора, а это был год столетия с его дня рождения. В Югославии его изучали в школе и праздновали на государственном уровне.

Автор намеревался снять две картины про жизнь и смерть, но помешал конфликт с одним из цензоров, который усмотрел идеологические нестыковки. По его мнению катафалк и социализм несовместимые вещи.

То есть, по иронии, ему дали снять только часть про смерть. Цензура не дала хода жизни.

PS: Хочу поделиться в целом про Югославское кино, которое очень опытно в вопросах осмысления насилия, разгуманизации человека на войне и преодоления болезненного прошлого и посоветовать несколько фильмов, кто считает, что кино может здесь хоть как-то помочь. В скором времени может пригодиться.

Три фильма посвящены войне в Югославии, которая очень похожа по своему бездарному происхождению на войну в Украине. Как-будто эту войну отложили на потом и так и не смогли удержаться не начинать.

«Три», режиссер Aleksandar Petrović 1965 год

«Три», режиссер Aleksandar Petrović 1965 год. (классика «Черной волны» про Вторую мировую Войну)
«Три», режиссер Aleksandar Petrović 1965 год. (классика «Черной волны» про Вторую мировую Войну)

Фильм очень прямой, указывает путь сильного человека на войне. Слабые люди расчеловечиваются быстрее - кто-то почти сразу, но это в итоге коснётся всех. И не останется сильных и слабых, а только несчастные.

«Раны», режиссер Srđan Dragojević 1998 год.

«Раны», режиссер Srđan Dragojević 1998 год.
«Раны», режиссер Srđan Dragojević 1998 год.

Это сербский «Брат» Балабанова. О молодых людях в злое время. В фильме больше иронии и простоты Балкан. Без иронии сложно пережить ужас.

«Перед дождем», режиссер Milcho Manchevski 1994 год.

Фильм о возвращении домой. О том, как можно принимать насилие в других странах и о невозможности смотреть на насилие у себя дома.

«Красивые деревни красиво горят», режиссер тот же Srđan Dragojević 1996 год

Это совсем военная история. Не буду ничего писать, там и фильм «Нога» Никиты Тягунова и «Груз 200» Балабанова и «Три товарища» Ремарка.

Написано 16 апреля 2023 года, Белград.