Амр бин Аль-Ас через своего посланника передал имаму Али свои обвинения на некоторым вопросам. Одним из таких моментов было то, что Али называл Хасана и Хусейна сыновьями Посланника Аллаха. Али послал Амру бин Асу следующий ответ: «Скажи опозоренному, сыну опозоренного, если бы эти двое не были сыновьями Посланника Аллаха, то, как сказал его отец, род Посланника Аллаха прервался бы»[1]
Имам Хасан высказался на эту тему несколько раз. Между тем, имам Хасан'ул Муджтаба в своей речи по случаю кончины отца сказал так: «О, люди! Меня знают те, кто знаком со мной. Если вы не знакомы, то я - Хасан, сын Али. Я сын Пророка. Я сын его преемника»[2]
Однажды Муавия захотел, чтобы Хасан вышел на минбар и выступил с проповедью. Он поднялся на минбар и выступил с речью. В одном месте в своей речи он сказал так: «Если вы между краями земли будете искать сына Пророка, то никого не найдете, кроме меня и моего брата»[3]
Имам Джафар Садык от имама Мухаммада Бакыра, а тот от Джабира передал следующее: «Я и Аббас сидели рядом с Посланником Аллаха. В это время вошел Али и поприветствовал. Пророк ответил на приветствие. И он встал и обнял его, поцеловал его между глаз. И посадил справа от себя. Аббас спросил: «О, Посланник Аллаха, ты его любишь?». Посланник Аллаха ответил так: «О, дядя, клянусь Аллахом, Аллах его любит больше, чем я. Аллах принял решение, что род каждого пророка будет продолжаться напрямую от него. Но, что касается моего рода, то Он решил, что мой род продолжится от Али»[4]
Абу Джафар Мухаммад бин Али бин Хусейн бин Бабавайх аль-Кумми (Шейх Садук) в своей книге, которой можно доверять, под названием «Уйун-у Ахбари'р-Риза» и Абу Мансур Ахмад бин Али бин Аби Талиб ат-Табарси в своей книге «аль-Ихтиджадж» подробно рассказали о дискуссии и передали следующие слова Имама Мусы Казима: «Однажды я пошел на встречу с аббасидским халифом Харуном ар-Рашидом и он задал мне некоторые вопросы. Один из вопросов (в том числе он и среди ваших вопросов) был следующий: «Как вы можете говорить, что вы из потомства Пророка. Между тем, как, у Пророка не было преемника, преемником может быть только потомство сына, но не может быть потомство дочери. В то время, как вы потомки его дочери, и у Пророка не было преемника (потомства со стороны сыновей)?». Имам Муса Казим (мир ему) в ответ прочел следующий аят из суры Ан'ам (Скот): «И даровали Мы ему (сына) Исхака и (внука) Йа'куба; всех Мы наставили на (истинный) путь. И (также) Нуха наставили Мы на истинный путь (еще) раньше, и из потомства его (наставили Мы на истинный путь) – Дауда, Сулаймана, Аййуба, Йусуфа, Мусу и Харуна. И так (как) (даровали Мы этим пророкам наставление на Истинный путь) Мы вознаграждаем искренних! И (также Мы наставили на истинный путь) Закарийю, Йахью, Иису и Ильяса, – все они (были) из (числа) праведных»[5].
Также имам (мир ему) после того, как обратил внимание Харуна на этот аят и приведя его в качестве доказательства, он спросил:
«Эй, повелитель правоверных! Кто был отцом Исы (Иисуса)?» В ответ Харун сказал, что у Исы нет отца. После чего Имам (мир ему) сказал: «Вот так Всевышний Аллах внес его с помощью Марьям в потомство пророков. Так и мы с помощью нашей матери Фатимы вошли в потомство Пророка».
Фахр-и Рази в 4-м томе «Тафсир-и Кабир», говоря об обсуждаемом нами аяте, в пятом вопросе пишет следующее: «Этот аят указывает, что Хасан и Хусейн были из рода Посланника Аллаха. Потому что Всевышний Аллах в этом аяте указал Ису (Иисуса) в числе потомства Ибрахима (В то время, как у Исы не было отца). И его вхождение в потомство произошло через мать. Таким же образом Хасан и Хусейн (мир им) со стороны матери принадлежали к потомству Посланника Аллаха. К такому же умозаключению на основе этого аята пришел и «Бакир'ул-Улум» (пятый имам) во время нахождения с Хаджджаджем.
Затем Муса Казим (мир ему) спросил у Харуна: «Хочешь я приведу тебе еще одно доказательство?». Когда Харун ответил, «да, приведи», имам Муса Казим (мир ему) прочел из суры Ал-и Имран аят мубахала: «А кто же будет препираться с тобой (о, Посланник) о нем после того, как пришло к тебе из (истинного) знания (о нем), то скажи (им): «Приходите, позовем наших сынов и ваших сынов, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, потом обратимся (к Аллаху) о проклятии и призовем проклятие Аллаха на лжецов!»[6]
Имам (мир ему) сказал так: «Никто не осмеливается утверждать, что когда по повелению Аллаха произошло событие «взаимного проклятия» (мубахала), то никто из мусульман не направился вместе с Пророком к христианам помимо Али бин Абу Талиба, Фатимы, Хасана и Хусейна (мир им). Под «анфусена» («наши души») подразумевается Али бин Абу Талиб, под «Нисаена» («наши женщины») подразумевается Фатимату'з-Захра. Под «абнаена» («наши сыновья») же подразумевается Хасан и Хусейн, которых Аллах назвал сыновьями Посланника Аллаха».
Имам Муса Казим (мир ему) доказал то, что Хасан и Хусейн (мир им) являются сыновьями Посланника Аллаха, с помощью довода, приведенного в отношении Харуна, о том, что все саййиды Фатимы - это дети Посланника Аллаха (С).
Ибн Аби'л Хадид аль-Мутазили в книге «Шарх-у Наджхи'л Балага» и Абу Бакр-и Рази в своем толковании Коране, объясняя указанный аят, пришли к выводу, что под словом «абнаена» («наши сыновья") подразумеваются Хасан и Хусейн, являющиеся по матери сыновьями Посланника Аллаха. Между тем Всевышний Аллах в Благородном Коране говорит, что Иса (Иисус) по матери Марьям является из потомков Ибрахима.
Мухаммад бин Йусуф Ганджи Шафии в книге «Кифайат'ут-Талиб», Ибн Хаджар-и Макки в книге «ас-Саваик'ул-Мухрика» от Табарани и от Джабира бин Абдуллаха Ансари, а Татиб-и Харазми в книге «Манакиб» от Ибн Аббаса передали от Благородного Посланника (С) следующее: «Аллах Всевышний вывел потомков всех пророков из его рода. Мои же потомки из рода Али бин Абу Талиба».
Передали Абу Салих, Хафиз Абдулазиз бин Ахзар, Абу Нуайм, Ибн Хаджар-и Макки, Мухаммад бин Йусуф Ганджи аш-Шафи и Табари, а те передают от второго халифа Омара бин Хаттаба: «Я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал следующее: «Каждый род и потомство прервется в день суда, исключением будет мой род и мое потомство. У всех детей по линии дочери родственники (асаба) по отцу, исключение дети Фатимы. Потому что Я их (детей Фатимы) отец и асаба». («Асаба» означает родственников и близких со стороны отца)[7].
[1] Шарх-у Нахджу’л Балага, Ибн-и Аби’л Хадид, т. 20, с. 334
[2] Хаким, ал-Мустадрак, т. 3, с. 172; Захаиру'л Укба, с. 138 передано от Дулаби
[3] Ибн-и Шахрашуб, ал-Манакиб, т. 4, с. 12; передано от Икду’л Фарид и Мадаини
[4] Ихкаку’л Хак, т. 7, с. 5
[5] Ан’ам, 84
[6] Сура Ал-и Имран, 61
[7] Ночи Пашавара, Саййид Мухаммад Мусави, с. 24-26
Статья подготовлена используя перевод труда выдающегося профессора, доктора Хайдара Баша "Достопочтенный Имам Хасан(а)". Перевод с турецкого Арслана Кули.
Дополнительно: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"
Дополнительно: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"