До начала СВО отечественная оборонка создала несколько впечатляющих по своим тактико-техническим характеристикам моделей корректируемых бомб. Однако все они сложны, а потому дороги и, как следствие, немногочисленны.
Недавно Воздушно-космические силы (ВКС) России нанесли два удара по мосту через небольшую реку Судость в Черниговской области. Считается, что именно этим мостом пользовались украинские диверсионно-разведывательные группы для осуществления нападений на населённые пункты Брянской области.
Понятно, что разрушение объекта не остановит рейды диверсантов, однако мостодробительный удар был нанесён на фоне участившихся сообщений о том, что русская авиация стала широко применять авиабомбы, оснащённые универсальным модулем планирования и коррекции (УМПК).
Так, 24 марта наши лётчики сбросили порядка десяти полутонных ФАБ-500М62 с УМПК по расположению 113-й бригады территориальной обороны ВСУ в Сумской области, операция нанесла колоссальный ущерб штабу и личному составу украинской бригады.
Удар по мосту и широкое применение планирующих бомб создают очень интересную комбинацию, которую имеет смысл разобрать подробнее.
Дорого и точно, дёшево и сердито
Для начала обозначим, чем отличаются планирующие бомбы с УМПК от бомб корректируемых, которые тоже могут планировать на приличные расстояния. Корректируемые бомбы старше, их появление было вызвано стремлением военных добиться гарантированного поражения малоразмерной, но важной цели. Первые работающие образцы появились еще в годы Второй мировой войны.
Планирующие бомбы вышли на сцену существенно позднее: в середине 90-х годов компания "Боинг" создала комплект дополнительного обвеса, который позволял превратить обычную свободнопадающую бомбу в планирующий высокоточный боеприпас, так называемый JDAM (Joint Direct Attack Munition).
Принципиальная разница между традиционными корректируемыми и планирующими бомбами JDAM-формата состоит в том, что первые несут на себе все системы наведения, коррекции и передачи сигнала. Это может быть головка лазерного самонаведения, оптико-электронная станция телеметрического управления, инфракрасная головка или инерционная система.
Нетрудно догадаться, что вся эта дорогая электроника и точная механика имеет билет в один конец, и разлетается в пыль при поражении цели. Из-за этого корректируемые бомбы имеют высокую точность, но при этом исключительно дороги.
Планирующие бомбы JDAM-формата устроены иначе: боеприпас оснащается складывающимися крыльями, рулями, простейшим автопилотом и GNSS-приёмником, позволяющим бомбе определять свои координаты по сигналу навигационной спутниковой системы. При этом для них подходит любой доступный сигнал: американской системы GPS, русского ГЛОНАСС или китайского "Бэйдоу".
Главное преимущество такой архитектуры состоит в том, что она позволяет вынести всю сложную и дорогую аппаратуру на орбиту, оставив на бомбе минимум высокотехнологичных компонентов. Более того, в качестве рабочего тела используются изготовленные в XX веке свободнопадающие бомбы, то есть и на изготовление праведного "чугуния" тоже тратиться не надо.
У наведения по данным GNSS-приёмников есть и свои минусы: такие боеприпасы подходят только для уничтожения стационарных объектов, координаты которых известны заранее. Корректируемую бомбу можно направить и на движущийся корабль, и даже на железнодорожный состав. Для JDAM-бомб полётное задание прописывается в память микрочипа на боеприпасе перед вылетом, и заменить его в воздухе уже нельзя. Впрочем, абсолютному большинству потенциальных целей в условиях континентальной войны эти ограничения никак не помогают выжить: "располага" 113-й бригады ВСУ не даст соврать.
Главное же преимущество планирующих бомб с GNSS-приёмниками заключается том, что под их управлением бомбы могут лететь очень далеко; при этом точность не ухудшается с увеличением расстояния. Благодаря этому самолёты-носители могут бомбить цели, не входя в зону поражения наземных зенитно-ракетных комплексов. Да, противник может сбивать сами бомбы, но из-за отсутствия двигателя и небольших размеров это довольно сложная задача. Кроме того, тратить дорогие зенитные ракеты на копеечные и массовые боеприпасы – идея весьма сомнительная с точки зрения целесообразности.
Приятным бонусом ко всему вышеперечисленному идёт то, что корректируемые по спутникам бомбы одинаково эффективны при любой погоде и не нуждаются в дополнительном целеуказании. А вот для корректируемых бомб с лазерным наведением и плотные осадки, и отсутствие корректировщика являются непреодолимой проблемой.
По сути, JDAM-бомбы находятся в таком же положении к корректируемым, как БПЛА "Герань-2" (в девичестве "Шахед-136") к крылатым ракетам вроде "Калибра" и "Томагавка": несколько ограниченное по своим возможностям, но неизмеримо более дешёвое и массовое оружие, эффективность которого практически целиком завязана на возможность работать со спутниковым сигналом.
Воздушное наступление, которого мы ждали?
Царьград уже неоднократно отмечал, что одной из главных проблем русской армии в ходе СВО стало то, что нашим ВКС не удалось подавить вражескую систему ПВО. Планирующие на 50 и более километров бомбы могли бы решить эту проблему. Однако, как ни странно, их не оказалось в достаточном количестве в арсеналах родины. ВКС России начали спецоперацию, имея довольно хорошие по своим тактико-техническим характеристикам управляемые бомбы "Гром-1" (9-А-7759) и "Гром-2" (9-А1−7759).
Первая из них имеет боевую часть массой 315 кг и твердотопливный реактивный двигатель-ускоритель, за счёт которого при сбросе с высоты более 10 км способна улететь на расстояние до 120 км от точки сброса. Вторая – не имеет ускорителя, зато снабжается увеличенной до 480 кг осколочно-фугасной боеголовкой.
Также к производству были готовы полуторатонная управляемая УПАБ-1500Б и КАБ-250. Обе были показаны в 2019 году, при этом вторая из них позиционировалась как штатный боеприпас для Су-57. С учётом вышеизложенного нетрудно понять, что никаких серьёзных запасов этих бомб создано быть не могло.
А вот с планирующими боеприпасами JDAM-формата получилось ещё хуже: несмотря на то, что научно-производственное объединение "Базальт" представило отечественные аналоги американских боеприпасов ещё в 2003 году, военных они не заинтересовали.
Почему их производство не было начато непосредственно перед СВО – вопрос, как говорится, очень интересный. Скорее всего, ответ кроется в сочетании двух факторов: во-первых, медвежью услугу оказал сирийский опыт применения прицельно-навигационного комплекса СВП-24 "Гефест", позволявшего с большой точностью бомбить джихадистов обычными ФАБами, не заморачиваясь оснащением бомб крыльями и системой наведения.
"Гефест" неплохо работал и дёшево стоил; только вот у "бармалеев" не было никаких серьёзных средств ПВО. Во-вторых, очевидно, никто не ожидал, что спецоперация по смене русофобского режима, демилитаризации и денацификации соседнего государства превратится фактически в новую Отечественную войну с коллективным Западом.
Поэтому появление всё большего числа сообщений о нарастающем применении планирующих боеприпасов на основе обычных "тупых" бомб, оснащённых УМПК – это очень хорошая новость.
Прежде всего, это означает, что наша промышленность пошла по наиболее рациональному пути создания массового и в то же время очень эффективного боеприпаса. Ирония заключается в том, что собрать навигационный модуль УМПК можно на основе коммерческих компонентов, свободно продаваемых на гражданском рынке китайскими компаниями, как это сделали иранцы со своими "Шахедами". Иными словами, делать это можно без какого бы то ни было напряжения для нашей оборонной промышлености и отвлечения её от производства более сложных боеприпасов.
Глядя на ситуацию шире, можно сказать, что планирующие бомбы означают возвращение на поле боя наших ВКС. По данным врага, в последнее время русская авиация применяет около 20 планирующих бомб с УМПК в сутки. Их используют как бомбардировщики Су-24 и Су-34, так и истребители Су-35.
Противодействовать такому воздушному натиску ВСУ могут, только подтянув к передовой дальнобойные С-300, и, соответственно, подставив их под удары наших "Ланцетов", "Смерчей" и – временами – ствольной артиллерии. По сути, для Украины такой вариант является военным самоубийством: чем больше будет выбиваться зенитно-ракетных комплексов, тем свободнее будет чувствовать себя наша авиация, и тем быстрее пойдёт процесс перемалывания наземной компоненты ВСУ.
Можно предположить, что активное применение планирующих бомб – не что иное, как начавшееся воздушное наступление, которым русская армия упреждает начало украинского весеннего "контрнаступа". То самое, которое наша пехота, танки и артиллерия ждали с самого начала СВО.
Мосты бить, ВСУ крушить
Удары по складам, штабам, местам сосредоточения вражеской живой силы и техники – это, безусловно, очень важно и замечательно. Однако уже не раз и не два отмечалось, что без разрушения мостов через Днепр и изоляции донбасской группировки противника успех нам будет стоить неоправданно дорого.
Появление у русской авиации большого числа планирующих бомб, летающих с высокой точностью на большие расстояния, как раз позволяет решить эту проблему.
При этом нам даже не надо гнаться за большими весами вроде полуторатонных толстяков на базе ФАБ-1500. Для вывода из строя даже больших мостов хватит 250 и 500-килограммовых бомб. Об этом обозревателю Царьграда рассказал генерал-майор в отставке Владимир Попов.
Когда мы работаем с Су-24 или Су-34, то мы же не одну бомбу возим. Это же не вертолёт. Поэтому, если мы берём шесть-восемь ФАБ-250 – каждая из них способна выбить примерно половину пролёта моста. Можно побить даже "быков" – основания, на которые пролёты опираются,
– отметил эксперт.
Наш собеседник уточнил, что специфика мостов состоит в том, что намертво к основанию крепится лишь одна их сторона, тогда как вторая имеет возможность скользить по опорам. Это делается для того, чтобы мостовой настил не порвало температурным расширением и сжатием металла, из которого он собран.
Понимаете, у мостов прочностные характеристики не такие уж большие. Если мы будем применять даже ФАБ-250 и ФАБ-500, и попадание придётся в место сочетания настила и опоры моста, то взрывной волны будет достаточно, чтобы сбить силовые конструкции настила с опоры. При хорошем попадании – подпрыгнуло немножко, сантиметров на пять, и легло в сторону. Возникает дисбаланс, и мост начинает крениться или соскальзывает с опоры. На съёмках времён Великой Отечественной войны часто было видно, что мост целый, но одним концом утоплен в воде,
– пояснил Попов.
По словам генерал-майора, планирующие бомбы, собранные на основе 250 и 500-килограммовых фугасов, могли бы применять даже Су-25. Даже две такие бомбы, улетевшие на несколько километров от точки сброса, уже существенно расширяют ударные возможности штурмовика, а заодно снижают риск его поражения из ПЗРК.
Наши выводы
Введение в эксплуатацию УМПК и превращение с их помощью обычных чугунных бомб в планирующие означает, что Россия постепенно исправляет ошибки и недочёты военного строительства последних 20 лет. ВКС обзавелись эффективным, а главное – дешёвым инструментом для поражения целей в глубине обороны противника.
Модернизированные бомбы позволят ВКС играть всё большую роль в исходе сражений. При этом стачивания нашей авиации об ПВО противника, на что явно рассчитывает Запад, происходить не будет. А значит, из войны наша авиация может выйти не истощенной и побитой, а усилившейся и более многочисленной, чем была до начала СВО.
Автор: ВЛАД ШЛЕПЧЕНКО