Текущие времена, в целом, кризисные для всех перевозчиков в мире. Если в России лишились вкусного рынка Европы и США, да и ещё до кучи приходится больше тратить средств на поддержание лётной годности, то для перевозчиков из Европы проблемы встают уже в виде более высоких цен на керосин и необходимости облёта РФ на рейсах в Азию. Они, конечно, храбрятся и говорят, что без роялти выгоднее, однако, ничего не мешало им сделать так раньше, да и жалобы, что китайцы могут летать и платить роялти, тоже стоит учесть. Перевозчикам из других стран тоже хватает проблем, хотя бы в виде длительного ремонта авиадвигателей, подорожавшего керосина, постковидных правил, различных ограничений и проверок.
Однако сегодня речь пойдёт про наши авиакомпании, как они решили вопрос с поступлениями выручки, кроме того, что обсуждалось нами ранее. Здесь, напомню, что всплыло за последнюю неделю.
В первую очередь служба Центробанка РФ по защите прав потребителей порекомендовала авиакомпаниям отключить автоматическое согласие на страховку при покупке билета на сайтах. При этом, страховки реально бестолковые. Страховки, как правило, по умолчанию, на защиту жизни и здоровья. Страховой сбор 300-500 рублей за человека за сегмент.
Все пассажиры авиакомпаний РФ застрахованы на 2 миллиона рублей + 25 тысяч расходов на погребение. Зачастую, страховки авиакомпаний дублируют эту самую страховку. Однако, страховки бывают и более полезные – страховка багажа (сверх оговоренной Варшавской конвенцией 1929 г., ратифицированной нашей страной), страховка от невылета, опоздания, отказа в визе, отказа от полёта, задержки рейса и т. д. Но эти страховку не предлагают по умолчанию.
При этом этими вопросами должна заниматься не служба ЦБ РФ (которая должна проверять оформление страхового полиса страховой компанией с соответствующей лицензией, а не «мы просто положили в карман, если что – сами рассчитаемся»), а Минтранс, как главный регулятор. Вообще процедуры покупки билета должна быть идентична таковой в Сирене для кассира – оценка стоимости, выбор варианта, ввод данных пассажира, приобретение услуг, оплата билета. Без всяких мелких текстов, поиска кнопки отключения, добавления лишних услуг по умолчанию. Да и я бы и форму маршрут-квитанции разработал единую, взяв за основу ТКП и бумажный билет, чтобы было всё понятно пассажиру, а то сейчас информации о полёте почти нет, зато сплошная реклама.
Основная информация, которая должна присутствовать по умолчанию: ФИО пассажира, пункт отправления, пункт прибытия, время отправления, дата отправления, код базового тарифа, норма провоза багажа, тариф и сборы, оплата, номер билета, информация о бронировании в ГРС и GDS, валидатор агентства. В принципе, у того же Аэрофлота это всё есть. Но это если брать билет на сайте компании, а если брать через агентства, то будет куча невнятной информации, включая код бронирования, который непонятно к чему относится, а также полное отсутствие информации об агенте, к которому обращаться в случае чего.
Однако, авиакомпании заявляют, что объём авиастрахования занимает 2-5 миллиардов рублей (это половина объёма региональных субсидий в доковидные времена), добровольно отказываться никто не хочет, а отсутствие галочек сократить этот объём многократно, тогда авиакомпаниям придётся повышать тарифы и т. д. По мне, так лучше повышать тарифы, по крайней мере, так уйдёт лишнее звено в виде страховой. А, вопрос, оно присутствует? Если нет, то мы имеем очень серьёзное правонарушение, квалифицируемое соответствующими статьями.
С другой стороны АЭВТ просит на летний период ещё 100 миллиардов рублей на развитие отрасли, чтобы за следующий год уж точно 100 миллионов пассажиров сделать. Только никто не говорит, а зачем? Авиация должна удовлетворять потребности пассажиров и государства. Если пассажиров устраивают билеты на двухчасовом перелёте в 5 тысяч рублей, то за 2 тысячи они будут более рады, но больше их особо не станет, а авиакомпании получат дополнительный доход, который обернётся им в прибыль, как в случае с Победой, у которой сумма прибыли оказалась равна сумме полученных субсидий. Совпадение, конечно. Но АЭВТ лучше бы подумала, как субсидировать внутренний туризм, а не делать лишние сто рейсов из Москвы в Питер, которые забирают пассажиров у ночных плацкартных поездов. Они бы поехали, пусть и с меньшим комфортом. Однако, обычные жители страны предпочли бы трату налоговых поступлений более рациональную.
За сто миллиардов можно усовершенствовать туристическую инфраструктуру на Урале, Алтае, Камчатке и Байкале, например, и организовать туда чартеры. От этого была бы польза, так как эти пассажиры из воздуха бы не появились. А туризм в стране нужно развивать, этим нужно заниматься, но проще раздать деньги. Тут не к авиакомпаниям претензии, так как они летают туда, куда сейчас есть спрос, а формирование новых потоков и продуктов – это сложная системная работа.
Ещё АЭВТ просит у Минтранса о ещё одних мерах господдержки, а именно, распространить субсидии для эксплуатантов Сухих на Ту-214, софинансировать замену двигателей на Сухих Суперджетах, отменить требование банковских гарантий для покупки и лизинга новых самолётов.
Сейчас субсидии выдаются на компенсацию затрат на обслуживание отечественных ВС (постановление 245), получивших сертификат типа не ранее 2011 года с числом кресел не более 130. Здесь я поддержал бы – вообще, я считаю, что в текущей ситуации авиакомпании должны взять на себя периодику и отчисления на ПЛГ, а остальные расходы взять на себя государство. Например, авиакомпании платят за календарные дни эксплуатации планера, по часам работу двигателей, по циклам – ВСУ и шасси (это, как сейчас по договорам лизинга, несколько грубо), ну и не самые тяжелые формы обслуживания, а уже выход из строя агрегатов за рамками выполнения форм – пускай берёт на себя государство, ну и кроме расходников, само собой.
То есть, я предлагаю, чтобы авиакомпании платили, образно, по десять тысяч рублей в сутки за планер, по 3-5 тысяч за каждый час работы одного двигателя, по 3-5 тысяч за цикл работы шасси и ВСУ. В случае внезапного выхода из строя какого-либо компонента изготовитель или аккредитованный им центр в течение 72 часов поломку устраняют, взяв все расходы на себя. Однако календарная замена компонентов, за исключением тяжелой формы – тоже на эксплуатанте. Но это предложение. Да и распространить на все отечественные самолёты это. Да, даже на Ан-24 и Ан-26, так как не от хорошей жизни. С вертолётами – не знаю, как быть.
Насчёт отмены гарантий – как бы с одной стороны да, нужно, а с другой стороны, будут заявляться все, кому не лень. И условный Симаргл из Сочи заявится на сотню МС-21, а почему бы и нет, а потом устроит торговлю полученными слотами. Механизмы нужно продумывать. Я, конечно, чересчур утрировал, но злоупотреблений бы не исключал.
Да и с ремоторизацией Суперджетов не всё однозначно. Пока все летают, проблем особых нет, однако проблемы с капиталкой не решили. Ремоторизация стоит приличных очень денег, так как меняются не только двигатели, но и системы управления ими. Да и допусти такое решение – двигателей ПД-8 не хватит на всех, включая новые машины, которые пойдут по графику. Плюс, неизвестно, как себя покажет двигатель в эксплуатации. Поэтому тут я не за. Не зря Ростех от идеи общей ремоторизации отказался.
В целом все нюансы проговорили, понятно, что способов ещё миллион, но это пока что самые горячие.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/331566.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/