Все нормальные строители знают, что деревянные дома в любой период истории были совершенно не энергоэффективными, холодными, сырыми и не долговечными. Но с холодом боролись громадной теплой печкой, с сыростью – постоянным проветриванием, а срок эксплуатации деревянных домов увеличивали правильным выбором сырья, что даже в старые времена удавалось не всегда. Сегодня же печью топиться невыгодно, проветривать дом стало невозможно, а подбирать годный для сруба материал – очень дорого.
Ну вот и сколько можно писать про деревянные дома? Я уже много про них писал, и объяснил, почему они такие нехорошие, но многие мои читатели и вообще всякие непонятные личности всё равно спорят со мной, приводя какие-то левые аргументы, многие из которых налазят наголову как медный таз – то есть вообще никак.
Вот один пример.
Недавно я прочитал материал со статистикой, и в этом материале рассказывалось о том, что сегодня в нашем многострадальном Отечестве количество деревянных загородных домов растет не по дням, а по часам. Причем больше всего таких домов строят там, где зимой от начала осени до самого конца весны стоят крещенские морозы с антаретическими снегопадами и марсианскими бурями.
Статистика, если верить автору того материала, такова: каждый год в России строится почти 70 тысяч деревянных домов общей площадью почти 15 миллионов кв. метров. Это довольно внушительные цифры, которые кое-кого могут заставить серьезно задуматься.
Правда, сравнивая эти данные с данными, взятыми из многих других источников, оказалось, что в статистику попали не только те дома, которые имеют право называться деревянными – из бревна и бруса. Как деревянные посчитали также и дома каркасные (с минераловатными стенами), и даже каменные, но отделанные блок-хаусом, которые не только из космоса, но и на расстоянии вытянутой руки походят на бревенчатые. И это я уже не говорю о газобетонниках, отделанных «под брус». Ясно, что они тоже в этой статистике.
Но еще глубже копнув в эту тему, мной было обнаружено, что никакой достоверной статистики конкретно по бревенчатым и брусовым домам не найти хоть 100 лет в обед, потому что у нас в загородном домостроении царит такой хаос, как при Вавилонском столпотворении или взятии Киева Батыем. Ну, в общем, самая настоящая филькина грамота, в которой даже китайские полиглоты не разберутся.
В общем, пришлось мне довольствоваться только тем, что лежит уж на самой поверхности и сомнению не подлежит. И вот что из этой картины проистекает.
На самом деле нормальные домовладельцы никогда не пожелают жить в деревянном доме, построенном из бревна или бруса подчистую, то есть от начала и до самого конца. «Нормальный домовладелец» в моем понятии – это не богатей, у которого денег хватает на любой свой проект независимо от того, будет он в своем доме жить зимой, или наезжать в него только летом, а бюджетные домостроители, которых у нас почти 90%, а то и больше.
Так вот, бюджетный домостроитель никогда не будет себе строить не энергоэффективный дом для зимнего проживания, а дома из бревна и бруса именно такими и являются.
Проблема заключается в том, что дерево даже в срубленном виде является живым организмом, и оно кочевряжится до тех пор, пока или не сгниет до трухи, или не сгорит в печке. Например, кирпич, газоблок, и даже природный камень живыми организмами не являются, потому из этих материалов можно построить по-настоящему энергоэффективный дом.
А вот из дерева построить хороший современный дом нельзя. Дерево постоянно меняет свои конфигурации, даже хорошо просушенное. Нет, можно древесину подвергнуть жесткой вакуумной сушке, но на выходе получается уже не дерево, а камень, причем в разы дороже, чем самый элитный кирпич.
Так вот, слабость деревянного сруба (или брусовой коробки) находится в местах соединения бревен или брусьев. Через эти места постоянно задувает, как их не герметизируй. Любой герметик, которым герметизируют стыки, исполняет свою функцию только пару-тройку часов, а потом температура воздуха, влажность и атмосферное давление меняются, и дерево на это реагирует оперативно. Его начинает крутить, пусть даже незаметно для глаза, но при любом, даже микроскопическом колебании герметизация улетает коту под хвост.
Дерево-то кочевряжится не в одной какой-то точке фасада, а по всей его площади, причем практически одновременно, и совершенно по-разному.
Вот потому и можно заметить, что очень многие деревянные домовладельцы производят наружное утепление своих биологически активных стен всякими искусственными утеплителями, чтобы в щели не задувало. Если не утеплить, то задувать будет обязательно, но тогда какой смысл строиться из дерева, которое бывает дороже, чем кирпич?
В общем, здравомыслящий бюджетный застройщик, если даже у него есть денежки на бревно или брус, никогда из этих материалов дом себе строить не будет, иначе он или замерзнет зимой, или разорится на отоплении или утеплении.
А как же раньше наши бюджетные предки в срубных и брусовых домах жили и не тужили?
А кто вам сказал, что не тужили? Тужили, и еще как! Но другого выхода у них не было, поэтому приходилось строиться из того, что есть. В те времена кубический сантиметр кирпича был раз так в 10 дороже кубического километра бревна, а газобетон и минеральную вату еще не изобрели. На юге страны стены жилищ ставили из глины или природного камня, а на севере – только деревянные.
Но чтобы не замерзнуть в таких не энергоэффективных деревянных жилищах, наши предки придумывали целые технологии. Например, в каждой избе стояла огромная печь, а то и две-три, если дом был большой. И топили такие печи дровами, которые тогда стоили как семечки. Кстати, дровами же и утеплялись, например, поленницы дров устраивали вдоль некоторых стен домов, чтобы защитить их от зимнего ветра.
А то и снегом засыпали стены с ветроопасных направлений, а снег, как известно, прекрасный утеплитель, пока он сухой. Не зря северные эскимосы и сегодня поголовно живут с ледяных хижинах, засыпанных снегом, и в ус не дуют хоть сто лет в обед.
Много еще всяких лайфхаков применяли наши малоимущие предки, чтобы не замерзнуть зимой в не энергоэффективных деревянных домах, но они никогда их не утепляли теми методами, которыми многие стремятся утеплить их сегодня.
Впрочем, современные методы утепления хоть как-то (в малой степени) оправданы, если удалось по дешевке купить старый, но крепкий бревенчатый дом. В этом случае тут поделать ничего нельзя, потому что мало того, что любителей древних печей у нас совсем мало, так еще и дровишки у нас сегодня идут по цене царского кирпича (образно говоря).
Но вот непонятно – зачем строить новый деревянный дом, чтобы его дополнительно еще и утеплять? Утепление деревянного дома – процесс неблагодарный, дерево под утеплителем загниет обязательно, если не устроить между стеной и утеплителем хорошую вентиляцию, но в этом случае получается классическая многослойная стена со всеми ее гимероями.
Если хотите, чтобы ваш дом выглядел как старинная русская изба, постройте газоблочную коробку и обшейте ее блок-хаусом. Если хотите, чтобы ваш фасад представлял всем зевакам брусовый дом – постройте стены из самана и обшейте их вагонкой. Можете даже каркасник поставить и обделать его стены снаружи халявной дранкой – выйдет по-настоящему экзотически, и все соседи будут вам завидовать и локти кусать, пока не иссохнут от моральных мук.
А жить сегодня в по-старинному настоящем деревянном доме без больших расходов на отопление, без проблем с правильным утеплением, да еще чтобы насекомые этот дом не съели через несколько лет – это в некоторой степени синдром Манилова, который верит в молочные реки с кисельными берегами и готов отправиться на их поиски без всяких консультаций с географами.
А в итоге получится, что вы купили чемодан без ручки, который и спалить опасно, чтобы страховку получить и построить что-то другое, более дельное, и модернизировать невозможно, чтобы не получилось как в той сказке про Пьяного Зелёного Строителя, которому дом помогали строить Баба Яга, Соловей-разбойник и Чебурашка.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МОИ МАТЕРИАЛЫ ПРО ДЕРЕВЯШКИ:
Частный дом из дерева строить нельзя, иначе узнаете, почем фунт изюма в плохом смысле слова
«Теплобрус» - это наше новое строительное ноу-хау, не имеющее совсем никакой практической ценности