Оленегорск - малый (21,5 тысяч населения) город в сотне километров к югу от Мурманска, на единственном шоссе, связывающем российское Заполярье с "Большой землёй". По совокупности характеристик его вполне можно назвать "Заполярным моногородом N" - его архитектурный облик, история и современное состояние вполне сродни таковым у многих других городов региона. Хотя и тут можно найти немало оговорок. Впрочем, обо все по порядку.
Оленегорск - это как раз тот случай, когда дата основания и профиль промышленности целиком и полностью определяют образ города. Оленегорск возник как посёлок при станции Оленья на последней железнодорожной магистрали, построенной при имперской России, связавшей строившийся Романов-на-Мурмане с остальной Россией. В 1930-х - начале 40-х советские геологические партии активно искали в этих суровых местах полезные ископаемые, регион активно урбанизировался и индустриализировался за счёт строительства новых городов, причем процесс этот шел и в неподконтрольной тогда СССР части Заполярья - пока финны на канадские инвестиции осваивали никелевые месторождения на Печенге, советы открыли месторождения апатитов на юге Кольского полуострова и полиметаллов близ Мурманска. Так возникли первые крупные советские индустриальные города в Заполярье - Мончегорск и Кировск, получившие городской статус и пышную сталинскую архитектуру до войны.
Однако Оленегорску в этой исторической жеребьёвке повезло чуть меньше - геологи пришли в район станции Оленья в середине июня 1941 года и были вынуждены немедленно свернуться под налетами немецкой авиации. Возобновить разведку удалось только в 1947 году. У станции Оленья нашли большие залежи железной руды - той самой, что скоро начнут плавить в доменных печах Череповца. А дальше все по накатанной - в 1948-м - первые бараки, общественные здания и высоковольтная линия, в 1949-м - статус поселка городского типа, в 1957-м - городской статус. Иными словами, Оленегорск по своей судьбе схож с такими малыми моногородами Средней полосы, как Щёкино, Нелидово, Ясногорск и Сланцы. Оленегорск стал городом при самом северном горно-обогатительном комбинате (ГОКе) в мире, и это предопределило его облик и судьбу. Сегодня город, ужавшись в размерах с 35.000 человек населения до 21.500, является вотчиной корпорации зла добра "Северсталь", производящей из металлических руд с местного карьера металлопрокат (и не только) в своей столице, Череповце.
Старый город.
Знакомство с Оленегорском стоит начинать со "старого города" (в огромных кавычках, так как построен он был после войны преимущественно по типовым проектам). Его условная граница с востока - улица Космонавтов, однако мы начнем чуть восточнее, от довольно хорошей гостиницы "Горняк" (1970-е), где я ночевал перед тем, как осваивать город. Морозным февральским утром выходного безлюдный Оленегорск впечатлял своей пустотой не меньше, чем брутальностью малых архитектурных форм.
Здесь, на востоке главной городской улицы Мира (до 1961 - Сталина), Оленегорск ещё кирпично-панельный и четырёх-пятиэтажечный.
"Старый город" начинается с безымянной площади на персечении с Советской улицей. Здесь встречает скромный и дополнительно угробленный дешманской пластиковой "реставрацией" дом культуры "Горняк" (1957), в котором безошибочно угадывается типовой ДК проекта Рожина на 400 мест, подобные которому встречаются неиронично в каждом втором советском промышленном городке - от Северо-Задонска до Ленинска-Кузнецкого. Кстати гвооря, в 1964 году именно в нём прошла премьера фильма "Морозко", что снимался в окрестностях Оленегорска.
Перед фасадом ДК - извечный В.И. Ленин (1959), как и в Заполярном, заботливо укутанный снегом и похожий больше на Морозко или на другого волшебника Севера.
Куда более символичный памятник находится кварталом дальше, на пересечении с Проспетом ветеранов. Классический для пролетарских послевоенных городков памятник градообразующей специальности - шахтёрам (ранние 60-е?).
Далее улица Мира резко теряет в этажности. Появляются куда как более милые послевоенные домики "всесоюзных" серий. Попроще - коробчатые...
И поинтереснее - с двойным эркером.
Также эркерный домик, на сей раз угловой.
В общем, прекрасная квартальная малоэтажная городская среда, которую мы, к сожалению, потеряли. Строился оленегорский старый город, кстати, отчасти силами заключённых местных исправительно-трудовых лагерей.
Состояние домов крайне разнится - от близкого к идеальному...
До просто обшарпанного...
Или вообще руинированного. Вот такие пейзажи открываются во дворах. Всё-таки потеря трети населения наложила свой отпечаток.
Вообще заброса в Старом городе Оленегорска на удивление много - я не припомню такого даже в формально депрессивном и вымирающем Никеле., по крайней мере, в центре. Опустевшие жилые дома...
Полуразрушенная столовая... Местные пишут в соцсетях, что хорошая была.
За столовой город заканчивается и начинается хмурая промзона, за которой - дорога в сторону карьера и сам карьер в десятке километров к западу.
Заколоченный домик возле старой школы...
И сама старая школа, ныне - нечто под названием "Муниципальное учреждение "Контора хозяйственного обслуживания"". На этом здании заканчивается улица Мира и сам Оленегорск.
Есть и трёхэтажные дома второй половины 1950-х годов, собственно, самые высокие сталинки в городе.
И среди них тоже встречаются полностью заброшенные дома, причём довольно красивые по местным меркам!
Ещё немного пейзажей оленегорских двориков и архитектурные детали:
Куда же без памятнику оленю (1959?), предположительно поставленного к 10-летию получения поселкового статуса.
А когда-то было так:
С юга к Старому городу примыкает больничный городок местной районной больницы. Возле больницы - скверик со сввежим благоустройством и "зелёными" фигурами, интересно выглядящими далеко за Полярным кругом.
Град на холме
За суровыми серыми модернистскими корпусами городской больницы начинается небольшой кусочек частного сектора, в целом, нехарактерного для Мурманской области. Скорее всего, это - дачное строительство местных, либо же послевоенная жилая застройка времён посёлка. Архитектурные детали могут говорить и о том, и о другом.
А на холме - живописная деревянная церковь Дмитрия Прилуцкого (1995) - отличный пример характерного для Мурманской области стилизаторства под старое северное деревянное зодчество.
Ну а за церковью - абсолютно типичный для Мурманской области серый панельный микрорайон, каскадом спускающийся обратно, в центр Оленегорска.
Перед кварталами девятиэтажек - печальный недострой 1980-х - 90-х... Далее все почти без исключения архитектурные слои города будут продуктом последних 60-65 лет.
Оленегорск модернистский
Молодёжный бульвар, идущий мимо многоэтажек, выводит в Молодёжный сквер. На дальнем плане, справа, уже видно здание штаб-квартиры АО "Олкон", оно же - управление оленегорского ГОКа. Слева же - моя гостиница, надо сказать, хорошая.
Пересеча же Молодёжный сквер, попадаешь на Центральную площадь с круговым двжением.
Площадь имеет вид довольно нетиповой. Её несмоненная доминанта - 25-метровая стела "Слава труду!" (1979).
Из характерных объектов здесь, например, недавно отреставрированный в стиле хай-тек (но, кстати, переосмысленный довольно неплохо). Ледовый дворец (1976), кстати, неожиданно первый в области ДС с искусственным льдом.
А вместо (точнее, помимо) доски почёта в центре города - арт-объект с минералами, добытыми в округе. Необычно, не видел такого раньше.
Напротив, через дорогу - уже скорее бруталистский кинотеатр "Полярная звезда" (1978) с примыкающим к нему с севера зданием городкого универмага (или дома быта?).
Начинающийся же за круговым движением Ленинградский проспект представляет собой не слишком оживленную артерию с парой полос с каждой стороны и уютным бульваром по центру. Архитектурным обрамлением здесь служат два длинных дома-корпуса с арками и башнями-акцентами, которые я поначалу принял за какие-то индивидуальные проекты из 90-х. Однако нет: этот ансамбль был воздвигнут одновременно с массовыми зданиями на кольце - в 1979-82 году - и он действительно уникален.
Советский модернизм в жилом строителстве начал уходить от функционализма в сторону большей изобретательности экстерьеров только в конце 1980-х - к этому времени принадлежит россыпь проектов башен и корпусов, часть из которых была реализована в той же Москве в 1990-х. Однако для рубежа 1970-х с 1980-ми, тем более в провинциальном городке в Заполярье это - просто уникальные дома. Просто оцените эти окошки, эти пропорции, эти арки, в конце концов.
Ансамбль нового центра Оленегорска создавался под руководством архитектора Владислава Марцинкевича из ЛенЗНИИЭПа (наберите воздуха: Ленинградский зональный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий).
На первом этаже одного из этих домов, собственно, расположился Оленегорский краеведческий музей - довольно скромный, но интересный. На входе в музей встречает сие:
Помимо неплохо оформленных стендов с историей города, в музее также есть отдельный зал, посвящённый саамам. Об этом народе я уже единожды рассказывал в своём блоге в контексте Заполярной Норвегии. Саамы, или, как их иногда называли в дореволюционной России, "лопари" - 100-тысячный кочевой финно-угорский народ, раскиданный между Россией, Норвегией, Финляндией и Швецией. Несмотря на свою малочисленность, саамы в каждой из стран своего расселения (кроме России, пожалуй) являются важным туристическим и культурным брендом.
Главные саамские музейные комплексы - это Варангерботн в Норвегии, Сиида в Финляндии и Музей истории, культуры и быта саамов в Ловозере и, стыдно сказать, именно до Ловозерского музея я пока не доехал. Хотя от Оленегорска до него около полутора часов езды на восток...
Продолжаем двигаться в сторону железнодорожной станции.
За кварталом "ленинградских" домов Оленегорск внезапно прерывается следующей картиной, в принципе, метафорично характеризующей весь регион. Так и не скажешь, что где-то впереди - парк вокруг Комсомольского озера:
За последними домами Оленегорска...
И брутальными корпусами горно-промышленного колледжа (1970)...
Начинаются уже привычные для Кольского виды - индустриальный пейзаж и машины-сугробы.
Станция Оленья
По пути к станции встречает вот такая милейшая деревянная автобусная остановка очень в духе региона.
А там уже недалеко (хотя нет, на самом деле ещё минут 15-20 пешкодрала по обочине) до железнодорожных путей последней великой стройки Российской Империи - Мурманской железной дороги.
Вот так выглядела станция Оленья в межвоенный период. Деревянное здание слева на дальнем плане - вероятно, старый вокзал (но это не точно, больше кадров я не нашёл).
А вот так выглядит станция Оленегорск (название унифицировано с городом с 1980-х) сегодня. Простенький сталинский послевоенный вокзал (1957) в том же стиле, что и здания вокзалов на Рижской магистрали у самой Москвы.
Внутри - скромные, но светлые интерьеры и внезапная соцреалистическая живопись на тему космоса. Из космонавтов на трибуне Мавзолея безошибочно узнаются Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и Андриян Николаев (на дальнем плане), плюс, возможно, с букетом в ракх изображён Герман Титов. Мурманская область - напомним, регион космический. Юрий Гагарин в бытность военным лётчиком служил именно здесь, в посёлке Корзуново близ Заполярного, а последний раз был на Кольском в 1965-м, наверняка сделав небольшую остановку и на станции Оленья...
А напротив здания вокзала - старая водонапорная башня, довольно безликая, но, тем не менее, являющаяся старейшим зданием Оленегорска, ибо построена была в 1900-х годах одновременно со станцией. То же, возможно, относится и к сторожке поодаль.
Здесь меня и подобрал попутчик с Blablacar и мы выдвинулись обратно в Мурманск.
Итоги
По итогу Оленегорск представляется местом довольно характерным для региона Кольского полуострова. Как и Мурманск, и соседний Мончегорск, он имеет хорошо сохранившийся сталинский исторический центр. Как и в Никеле, отдельные части города выглядят безнадёжно и обидно заброшенными, а какие-то - просто неухоженными.
Тем не менее, Оленегорск по-своему уютен, спокоен и хорошо даёт понимание региона, выступая своеобразным "городом-матрицей" для Мурманской области. Плюс ко всему, Оленегорск - хорошая база для разъездов по окрестностям - на юг, в сторону Мончегорска, и на восток, в сторону Ловозера (где, напомню, ещё остались саамы). В целом, город оправдывает звания заполярного моногорода N - не выдающегося, но по-своему интересного.
Также рекомендую ознакомиться с другими моими материалами про города и веси русского (и не только) Заполярья:
Никель. Суровый индустриальный посёлок на краю света, из которого видно Норвегию
Трифонов Печенгский монастырь. Как восстанавливается самая северная православная обитель мира?