Фильмы и сериалы продолжают эксплуатировать желание зрителей посмеяться над богатыми, но разве персонажи не изображают стереотипы? Не слишком ли много мы выжимаем из этой антикапиталистической сатиры и может ли она принести пользу?
От реалити-шоу, которые выставляют напоказ достижения своих главных героев, до таких фильмов, как «Треугольник печали» и новый сезон «Ты», все чаще реалити-шоу, художественные фильмы и сериалы считают высмеивание 1% своей главной достопримечательностью. Мы привыкли заглядывать в шкафы и дома богатых, поэтому следующим логическим шагом было посмотреть на страдания богатых.
Это явление не превращает нас в презренных людей, а скорее отвечает немецкому термину Schadenfreude, который означает не что иное, как «получать злое удовольствие от несчастья, трудностей и т. д., постигших другого человека». На самом деле, многие отмечают, что эта садистская практика имеет тенденцию изображать персонажей банальными и одномерными. На самом деле, от главных героев «Достать ножи 2» до героев «Меню», они отвечают таким заезженным стереотипам, как глупый влиятельный человек, технологичный миллиардер и богатая наследница, которая никогда не читала книг. Кроме того, в мире, где есть Вайнштейн, Путин и Дональд Трамп... почему мы всегда настаиваем на том, чтобы топить одних и тех же людей, когда действительно опасны не те, кто наслаждается ужинами стоимостью в тысячи евро или фотографирует себя на яхте, чтобы выложить это в сеть?
Конечно, у изображенных героев отсутствуют моральные фильтры, и они преследуют свое счастье превыше всего, и благодаря их опыту и сожалениям мы узнаем, что, возможно, это правда, что деньги не приносят счастья, потому что даже те, у кого миллионы евро на текущих счетах, не счастливы... Узнав это, мы понимаем, что в действительности, хотя и в разных обстоятельствах, привилегированные и менее привилегированные оказываются перед лицом очень похожих конфликтов. Конечно, богатые топят свои печали в шампанском, а остальные – в пиве из супермаркета.
Мы очень благодарны за то, что можем видеть темную сторону за каждым идеальным селфи
Нас привлекает тенденция «ешь богатых» (цитата из Жан-Жака Руссо, который сказал, что когда людям больше нечего будет есть, они съедят богачей) – это определенное очарование и, конечно, эскапизм, который дают нам их переживания и несчастья, поскольку мы устали видеть идиллические жизни в социальных сетях и очень благодарны за возможность увидеть темную сторону за каждым идеальным селфи.
Культурные войны эфемерны, а текущие счета – нет
В каком-то смысле можно сказать, что после фильмов и сериалов, относящихся к жанру #metoo, теперь на смену приходит жанр «ешь богатых», потому что культурные войны эфемерны, а текущие счета – нет. Неудивительно, что этот жанр сейчас в моде. Во время пандемии 573 человека стали мультимиллионерами, то есть по одному новому мультимиллионеру каждые 30 часов. Между тем, ожидается, что в этом году еще 263 миллиона человек окажутся в крайней нищете, что составляет один миллион человек каждые 33 часа. Общее состояние, накопленное в настоящее время миллиардерами мира, эквивалентно 13,9% мирового ВВП.
Они прикарманили ошеломляющую долю мирового богатства благодаря приватизации и монополиям
Состояние мультимиллиардеров увеличилось не потому, что они стали умнее или больше работают. Рабочие трудятся больше, но за меньшую зарплату и в худших условиях. Богатейшие люди безнаказанно манипулировали системой на протяжении десятилетий и теперь пожинают плоды. Они прикарманили ошеломляющую долю мирового богатства за счет приватизации и монополий, пользуясь преимуществами дерегулирования и нарушая права трудящихся, пряча свои деньги в налоговых гаванях, и все это при попустительстве правительств.
Антикапиталистическая сатира может превратиться в бесконечный мультфильм
Очевидно, богатые не видят и не хотят видеть, и доказательством тому служит твит Илона Маска, в котором он заявил, что его любимый фильм 2019 года – «Паразиты», причем в этом комментарии не было и намека на иронию. Смешнее, когда кто-то с деньгами смеется над собой, как это сделала Эллен ДеДженерес в своем последнем монологе, хотя ее удача была недолгой, когда она пожаловалась в заключении, что оказалась запертой в своем особняке... Немного иронии в ее словах могло бы спасти комментарий, как в 1994 году, когда Джим Кэрри выступил на Letterman и заявил, что теперь он смешит как богатый человек (продемонстрировав это, конечно же). Если смех исходит как от богатых, так и от простых людей, это уравнивает шансы. Проблема распространения этой антикапиталистической сатиры заключается в том, что она никогда не идет дальше, и в итоге выглядит как бесконечная карикатура, которая, хотя и заставляет нас смеяться вначале, в итоге становится скучной. Хотя мы не станем отрицать, что если владельцы производственных компаний и сетей, то безмерно богаты... как они могут допустить, чтобы за смехом скрывалась настоящая критика?