Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Фрэзер об отличии Магии от Религии. Часть 3. Возникновение религии

В предыдущей части я публиковал воззрения отца религиоведческой науки Макса Мюллера на происхождение религии. В этой статье пойдет речь о воззрениях Джеймса Фрэзера. Расширенная версия данной статьи уже опубликована на бусти, там я говорю в том числе о социологе Герберте Спенсере и антропологе Эдуарде Тайлоре, чьи работы о ранней природе религии предшествовали трудам Фрэзера.

Антрополог из Университета Кембриджа Джеймс Фрэзер (1854-1941) за свою жизнь издал огромное количество религиоведческих работ, самые известные из них «Тотемизм» (1887), «Вера в бессмертие и почитание умерших» (1913) и, конечно же, «Золотая ветвь», которую он переиздавал множество раз, начиная с 1890 года.

В отличие от своего коллеги Тайлора, Фрэзер полагал, что в истории человечества была дорелигиозная стадия в виде магической фазы. Он проанализировал огромный массив данных о верованиях разных народов и пришел к выводу, что люди проходят в своем развитии через три фазы: магия – религия – наука:

«Больше того, я убежден, что в эволюции мысли, магия, как представляющая низшую интеллектуальную формацию, вероятно повсеместно предшествовала религии» ("Золотая ветвь", предисловие).

Это напоминает концепцию более раннего исследователи и отца социологии Огюста Конта, который также выдвигал трехступенчатое развитие интеллектуальной мысли. Сначала идет теологическая фаза от древности до 14 века. Затем философская до 19 века. Заключительной становится научная фаза, или позитивная. Так, Конт стал основателем позитивизма.

Фрэзер утверждал, что магия характерна для простых обществ, и по мере усложнения, они становились менее суеверными и более рациональными. Магия, с точки зрения Фрэзера, принципиально отличается от религии. Она повсеместно предшествует религии и исчезает, когда последняя занимает ее место. Фрэзер пишет:

Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй - законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении ("Золотая ветвь". Глава 3).

Далее Фрэзер приводит яркие примеры магии из малайзийских и перуанских племен. Оба примера сочетают в себе как закон подобия, так и закон соприкосновения:

«Перуанские индейцы изготовляли из жира, перемешанного с мукой, изображения людей, которые им не нравились или наводили на них страх, а затем сжигали эти изображения на дороге, по которой должна была пройти жертва. Это называлось «сжечь душу». (Там же)
«Малайское колдовство заключается в следующем. Берутся обрезки ногтей, волосы, ресницы или слюна намеченной жертвы, так чтобы была представлена каждая часть тела. Затем из воска, добытого в заброшенных пчелиных сотах, изготовляется кукла. В течение семи ночей она медленно сжигается над лампой со словами: «О, я не воск, не воск растапливаю тут, А сжигаю печень, сердце и селезенку такого-то». После седьмого раза куклу окончательно растапливают, и жертва «умирает». (Там же)

Примеры с волосами и ногтями можно найти в современной повседневной жизни. Многие люди боятся выбрасывать волосы в мусорный ящик по разным причинам. Кто-то считает, что птицы сплетут из них гнезда, вследствие чего будет постоянно болеть голова. Кто-то до сих пор полагает, что с помощью чужих волос можно наслать на человека порчу или приворожить его. Это до сих пор актуально и те же куклы вуду являются отличным примером существования магического мышления у современных людей.

-2

Подобные ритуалы Фрэзер называл исключительно магическими, а не религиозными. Отличие магии от религии в том, что маги и колдуны непосредственно влияют на природу, людей, пространство и время. Религия же заключается в том, что люди обращаются к сверхъестественным существам за помощью и защитой. Таким образом, главное отличие – в вопросе посредничества. В магии посредников нет, а в религии происходит косвенное взаимодействие с природой посредством более могущественного сверхчувственного существа.

👇👇👇

Расширенная версия статьи: Спенсер, Тайлор, Фрэзер. Возникновение религии: как люди поверили в богов. Часть 3

Также подписывайтесь на телеграм: https://t.me/religiontrickster

История религий