Продолжение. Начало постом ниже.
Это продолжение старого интервью, которое я делал с одним удивительным персонажем Игорем Ямангуловым (ИЯ) в 2011 году.
ХФ: Из чего состоит твой рацион?
ИЯ: Я стараюсь готовить то, что быстро готовится. Зачастую это зависит от того, что возможно купить. Если есть возможность выбора, то я выбираю какую-нибудь курицу с крупой, которая быстро готовится. Или молочную кашу. Чай и что-нибудь к чаю. Бутерброды или печенье. Я не готовлю сложную еду, у меня не бывает первого, второго, третьего блюда и компота. Обычно готовлю с вечера: половину съедаю сразу - это мой ужин, а вторую половину съедаю утром - это мой завтрак. А днем - так, какой-нибудь перекус. Если дождь льет или ремонт велосипеда, например, то я могу приготовить и обед себе, а так - жалко время на это тратить.
ХФ: А «подножный корм»?
ИЯ: Почему нет? Нынче вот очень много грибов было. В Скандинавии народ не заметил, наверное, они не особенно едят грибы. Поэтому вдоль дороги прошел буквально чуть-чуть и набрал себе на ужин «белых», «подберезовиков» и т.п. Ни одного червивого гриба, что удивительно! А из дичи - в Европе попадались кролики в придорожной полосе. Нейтральная, ничейная зона и там живет очень много кроликов. У них нет естественных врагов, на них ни кто там не охотится и никакие волки их не едят. Иногда они выскакивают на дорогу и их сбивают машины. А свежесбитый кролик - это прекрасное диетическое питание. Я их ел, были случаи.
А в Африке аналогичным образом я подбирал двух сбитых газелей. Совершенно «свежих». А одну газель я купил у местного жителя. Совсем небольшую, но живую. Ее продавали на мясо, а я решил привезти ее в Мапуту и подарить российскому послу в Мозамбике. Вез ее три или четыре дня, но так и не довез, умерла она в итоге. Отчего умерла - не знаю. Я ее кормил, поил, а на вскрытии у нее был полный желудочно-кишечный тракт еды. Может быть от стресса, ведь она совсем молодая была: когда я после кончины освежевал тушку, то размером она стала ну как большой заяц, может быть.
Что еще - удочки с собой не везу, не рыбачу, хотя можно было вот нынче рыбу ловить. Рыбаков вдоль дороги много, иногда даже жалко, что не взял снасти. Но опять же - это время, которое мне жалко тратить.
ХФ: Я смотрю, что у тебя не особо крутой велосипед, а самый, что ни на есть обычный. Такой недорого можно купить в «Ашане» наряду с арбузом и корзинкой для пикника, мне кажется.
ИЯ: Можно. Достоинство этого велосипеда в том, что он легкий, здесь алюминиевая рама. А вот Африку я проехал на железном велосипеде и я временами думал даже, что он вообще чугунный :) Там рама тяжелее намного и ехать тяжелее. Что-то меня стало напрягать и я сменил технику.
ХФ: А что обычно ломается в пути?
ИЯ: Случиться может что угодно. Может даже рама лопнуть, но такого у меня не было ни разу. Нынче - вот только четыре спицы лопнуло и один раз покрышку менял. Для 3300 км я считаю, что это хорошо.
ХФ: Но вот ты говоришь, что денег это стоит совсем немного. Но из все равно надо откуда-то брать, учитывая тот факт, что все свое время ты «едешь».
ИЯ: Есть небольшой доход у меня. Я вот уехал, а в жилье, которое у меня там осталось - люди там живут и денежки на карточку мне бросают. Но нынче я даже не снимал ничего с карты, я ее даже не активировал. То есть то, что я взял с собой наличными - хватило. Правда я не так долго сейчас ехал - всего один месяц. Зато быстро: средняя скорость у меня вышла по 120 км в день. При том грузе, что я везу и при дистанции в 3300 км, это, наверное самый быстрый мой поход, не считая марафонов, конечно. Но на марафоне - налегке едешь. Так что нынче я мало останавливался, мало фотографировал. Только основные достопримечательности.
ХФ: А существует ли какая-то глобальная цель у твоих путешествий?
ИЯ: Нет. Просто мне это «в кайф». Хотя это конечно не развлечение в чистом виде. Приходится ежедневно заново обустраивать свой быт, дрова искать, собирать палатку... Дома приходишь после работы - уже все готово, жизнь налажена, а здесь - все каждый раз заново.
ХФ: Сейчас ты приедешь домой. Что будешь делать - готовиться к следующему походу?
ИЯ: Есть идеи следующего похода, но я уже говорил, что если сразу сейчас сорвусь и опять куда-то уеду, то это будет нехорошо по отношению к моей маме. Она так долго меня ждала и улизнуть так вот.. Я не могу. Несколько месяцев конечно поживу дома.
ХФ: Эти несколько месяцев - чем будешь заниматься? Неужели работать пойдешь?
ИЯ: Надо перебрать материалы, которые у меня по Африке накопились, друзья давно уже просят каким-то образом все это оформить. Не обещаю, что это будет книга, но каким-то образом рассказать поподробнее, о том, что было, я попробую по крайней мере. А готовиться к чему-то.. Я не очень «готовлюсь» к путешествиям. Ни к этому скандинавскому, ни к африканскому я, собственно говоря, не готовился. Так - взял собрал вещи в течении дня и уехал. Визы уже все получал по ходу.
ХФ: Ты все время путешествуешь один?
ИЯ: Нет, я и с группами хожу иногда, сам вожу группы туристов. Но это обычно не очень продолжительные и не очень протяженные походы. От 500 до 1000 км примерно или три-четыре недели. Это называется «спортивный поход», «категорийный». А протяженные маршруты, более тысячи километров... Даже взять вот эту Скандинавию: вроде бы месяц всего и 3000 км. Но это вот я могу позволить себе месяц так взять и бросить на это, а для кого-то это целый отпуск, который у него только раз в год. И «он» его может быть и не очень хочет тратить именно таким образом. К тому же, сроки надо как-то согласовывать с работодателем. А я: вот есть время - взял и поехал. Да и проще одному. когда ты едешь вдвоем или в группе, то ты все равно едешь медленнее, как правило. Потому что и вероятность поломок возрастает, и если кто-то вдруг приболел или просто не в форме и «не катит» сегодня. А ты должен ехать как он. Группа всегда движется по слабейшему участнику. Поэтому я еду один, хотя иногда это и не комфортно. Хочется с кем-то поделиться впечатлениями или обсудить какой-нибудь вопрос.
ХФ: И как решаешь эту проблему? Едешь, накапливаешь все это и потом обсуждаешь и делишься дома?
ИЯ: Да я еду, разговариваю сам с собой, веду дневник в каждом своем путешествии. В «бумажном» виде. Иногда посылаю выдержки в виде писем из некоторых путешествий. Когда я ездил в южную Азию в 2004-2005 году, было понятно, что не каждый потом поедет когда-то даже в Афганистан, Пакистан и я постарался так доступно рассказать об этом путешествии. То же самое и по Африке: я чувствую интерес у ребят и стараюсь об этом как-то рассказать. Посылал короткие сообщения, маршрутные фотографии по возможности. А они публиковали это все.
ХФ: Как я понимаю, ты с собой не везешь каких-то мобильных телефонов и тому подобных вещей?
ИЯ: Нет. Во-первых это «напрягает», а второе, это чтобы не вводить никого в соблазн. Потому что если на тебе висит много всяких дорогих побрякушек или даже не дорогих, а просто побрякушек, то у некоторых людей возникает желание эти побрякушки отобрать. У меня был случай - пытались отнять камеру в Бомбее в 2005 году. А однажды велик украли в Кельне. Я ехал из «нашего» белорусского Бреста во Францию участвовать все в том же марафоне «Париж-Брест-Париж», а в Кельне задремал под утро уже, врезался в столб, сломал ключицу, оказался в госпитале, где меня прооперировали. За два дня, пока я был в больнице - утащили с больничной стоянке мой велосипед. пришлось на попутке доехать до Парижа, там дали мне другой велосипед: так получилось, что у одного российского участника оказалось два велика. Он и дал мне «прокатиться». И так вот на третий день после операции я с титановым штифтом в ключице вышел на старт и 1200 «прошел». Так что в теории можно даже и без велика, по крайней мере, без своего.
ХФ: И навигацией ты тоже не пользуешься?
ИЯ: Да нет. Язык до Киева доведет - это раз, а во-вторых, где есть возможность, я покупаю все-таки местные бумажные карты. Или какие-то карты везу с собой. Зачастую, это такие самые-самые простые карты, как например «политическая карта мира». Все равно, что по глобусу ехать. Были случаи, в той же Африке, когда я по собственной глупости (сморило меня на жаре) спутал дорогу и вместо Уганды укатил в Конго к границе. Километров 60 в одну сторону и столько же обратно пришлось возвращаться. А так плутать не приходится. Навигация важна в веломарафонах, где «легенда» очень сложная и «бумажный» вариант легенды читать и вести по маршруту себя достаточно сложно. С навигатором проще гораздо. Я, правда, с ним никогда не ездил, но по рассказам ребят... Некоторые себе не представляют уже этих веломарофонов без навигаторов.
ХФ: Сейчас некоторые себе и прогулки по родному городу не представляют без навигатора...
ИЯ: Да, все уже. Электроника плотно водит в нашу жизнь. Может быть и куплю себе когда-нибудь. Просто сейчас у меня нет такой задачи. Здесь у меня проблем не было в Скандинавии и вообще, в Европе. Но если я поеду куда-нибудь в другое место, где такие проблемы могут возникнуть, то почему бы и нет? Хотя, ее раз говорю, что всякие электронные прибамбасы, висящие на тебе или на велосипеде, всегда привлекают повышенный интерес среди местного населения. Особенно, если это какие-то «третьи» или развивающиеся страны.
ХФ: Расскажи, были какие-то моменты, когда было по-настоящему страшно?
ИЯ: Были. В Южном Судане мне приходилось пережить несколько неприятных моментов. Потому что там полиция, всякие секьюрити, пограничники - они набираются из вчерашних бандитов, которые по сути бандитами и остаются, только теперь на государственной службе. Они всю жизнь занимались разбоем и просто не видят в тебе «гражданского» человека, ты для них «потенциально опасен». И если при этом ты не сразу выполняешь их пусть даже самое дурацкое распоряжение из разряда «упасть прям сейчас и тут в грязь», то им проще тебя пристрелить даже в конце-концов. Ну или начинают бить. Если «противник не сдается», то его надо уничтожить, подавить, смять с применением физической силы или оружия. И вот в Южном Судане были проблемы такого порядка.
Меня однажды полиция местная засекла в сумерках, не разобрались и чуть было не пристрелили. Стрелять не начали, я вовремя понял, что если я сейчас себя как-нибудь не обозначу, что я не какой-то там бандит и прочее, то начнут стрелять. Они бежали ко мне с автоматами с трех сторон. Начали кричать, требовать чего-то, но я не понял их. А поднял руки и закричал: «Ассаламу алейкум! Ассаламу алейкум!». Они увидели, что это «белый», что это турист и стрелять не стали. Хотя после этого их «старший» сказал: «А ты чего не остановился? Мы тебя могли бы застрелить и ничего бы не было, ни кто не стал бы искать тебя. Ты бы умер, как собака». А я же не понимал, чего им надо. Ну кричат и кричат, я притормозил, ничего опять не понял и пошел дальше. А потом только уже понял, что такое поведение может быть опасным. Их командир сказал буквально следующее: «Здесь очень опасно, вчера мы нашли застреленного местного жителя. Если тебя тут увидят в темное время суток, то подумают, что у тебя много денег и могут тебя ограбить и убить». Я подумал, что того самого местного жителя они сами пристрелили. Точно так же они его где-то вычислили в темноте, окликнули, а он подумал, что это бандиты (они все в «гражданском») и кинулся убегать. Наверняка так все и было. То есть главное - не паниковать. Все советуют, что если вдруг ты оказался среди заложников у террористов, то надо не паниковать и стараться выполнять выполнять все их приказы и распоряжения, не вызывая у них негативной реакции, всеми силами стараясь сохранить свою жизнь. Там, в Судане, все закончилось благополучно.
ХФ: В Европе таких проблем, наверное, невозможно даже представить?
ИЯ: В Европе - не помню подобного. Единственный раз я помню, это я только зашел в 2003 году в Польшу, это был мой первый выезд в Европу. Попросил разрешения у хозяйки дома разбить палатку неподалеку. только начал разводить свой примус - прибежал хозяин, который не знал, что я с его женой договорился и стал меня выгонять. Но через три минуты он понял, что к чему, что я не опасен и не собираюсь спалить его дом и успокоился. А так просто смотришь, чтобы не доставлять проблем другим, чтобы они тебе не доставляли и какая-то минимальная безопасность, чтобы была, стараешься встать не в каком-то уж совсем диком месте, не в бомжатнике каком-нибудь, где возможны какие-то криминальные действия в отношении тебя... Останавливаюсь рядом с заправками или в местах вроде того, где хозяин хотя бы какую-то моральную ответственность несет за то, что ты стоишь рядом.
ХФ: Ну а как насчет диких животных? И в Европе-то есть волки, медведи и т.п., а в Африке и подавно!
ИЯ: В Европе Бог меня хранил - я не сталкивался с волками. А в Африке - да. Я остановился в одном национальном парке ночевать, возле дороги разбил палатку. Вечером пошел к небольшому местному озерцу типа «лужа» за водой. А на утро я пришел к этой луже снова и увидел, что вокруг очень много свежих следов львов. Моя палатка стояла буквально в метрах 50-ти от этого места и я думаю, что ночью они, конечно, видели меня. Правда, костер горел около палатки всю ночь - я несколько раз вылезал подбрасывать дров. Но я думаю, что они достаточно сами осторожны и стараются избегать контакта с человеком. Или они были достаточно сыты и я не представлял для них интереса. В противном случае вытащить меня из палатки и растащить по кускам им ничего бы не стоило. А в Эфиопии,в Танзании и в Кении я видел гиен. Уже подстреленных или сбитых машиной. Причем валялись они у дороги очень близко к поселкам. А гиена, если вдруг кто не знает, это не собака. Это раза в полтора больше, чем крупный сенбернар или кавказец. Это машина для убийства. Если бы их штуки три или даже одна гиена пришла к палатке, желая меня прикончить, то это не составило бы ей никакого труда. Даже не знаю, то можно было бы им противопоставить. Но по счастью, Бог меня хранил.
ХФ: Ты едешь обычно днем или ночью?
ИЯ: Когда как. Если полная луна и хорошая погода, то ночью можно вполне хорошо ехать. К тому же зачастую днем ехать очень жарко. В том же Судане днем +45 градусов и мозги плавятся, хотя я ехал и по такой погоде, а ночью - всего 30 градусов и ехать вполне комфортно. Даже фонарь ночью не всегда нужен.
ХФ: Ты часто упоминаешь о том, что много общаешься с местными жителями. Ты - полиглот?
ИЯ: Нет, только английский. Хотя проблемы иногда возникают, конечно. В том же Мозамбике, которая бывшая португальская страна, кроме своего родного языка они говорят только разве что на португальском. Эфиопы тоже на своем говорят, арабский мир тоже говорит на арабском... Обычно в любом селе все-таки находится один-два человека, которые хоть как-то говорят по-английски и если тебе чего-то надо - есть кому перевести. А мне от них редко чего-либо надо. Иногда спросить направление движения или какую-то сопутствующую информацию. Я же туда в конце-концов не лекции еду читать!
ХФ: А кем ты был в нашем миру до того, как стал свободным путешественником?
ИЯ: Если ты про образование, то я врач по образованию. Работал врачом оторинолаингологом. Это очень здорово помогает, на самом деле: сам себя можешь диагностировать, пролечить, если что-то не самое серьезное, ну и просто хотя бы поделиться, если что-то случилось. Насколько это серьезно, надо ли срочно прекращать маршрут и начинать лечение или можно все продолжить. Еще есть возможность помочь кому-то. Это тоже очень хорошо воспринимается людьми. Чаще всего приходится сталкиваться с запущенными гнойными ранами. Сделаешь элементарную обработку, наложишь повязку и все. И тобой самим воспринимается это очень хорошо, что людям помог и ими. А так врачом не работаю уже очень давно, потому что хочется как можно больше времени потратить на себя.
ХФ: А много таких же как ты, отчаянных путешественников вообще существует?
ИЯ: Есть, правда немного. Есть, кто путешествует в одиночку. Но вот тех, кто ходит в такие протяженные маршруты - не очень много на самом деле. Может, человек пять, от силы. Может, таких людей станет больше. Я возвращаюсь, рассказываю что-то, народ впечатляется и кто-то из них в конце-концов тоже садится на велосипед и едет. А вообще, вело-туризм в России набирает обороты. Я тоже иногда принимаю участие в школах по вело-туристической подготовке у себя, в Свердловске.
ХФ: Ну а есть, что-то, что ты можешь сказать людям, которые думают о велопутешествиях, но никак не могут решиться?
ИЯ: Не надо бояться. Не надо особо раздумывать, потому что жизнь идет. Если есть интерес - возьми и попробуй. Это не так сложно. Не надо сразу уезжать в Африку или через всю Европу, можно здесь, неподалеку где-то. Так и поймешь - надо или нет. Для кого-то уже и ста километров будет достаточно для того, чтобы понять все, что нужно. Правда все-таки нужно ехать не одним днем, а хотя бы на несколько дней. Если чувствуете, что есть желание, то надо это делать, не надо откладывать.
ХФ: Ты - счастливый человек?
ИЯ: Я думаю, что да. Хотя ответить на вопрос: «Что такое счастье?», - я не смогу. Я думаю, что мне в жизни везло, многое, чего я хотел, я добивался и получал от жизни удовольствие. Так что да, я счастливый человек.
ХФ: А есть какие-то жизненные цели, к которым ты еще стремишься? Статус, достижения...
ИЯ: Ну, на Эверест заехать на велосипеде я точно не хочу, а по статусу. Я заслуженный путешественник России. Когда-то, 10 лет назад, я ставил перед собой задачу проезжать по 100 км в день и это мне казалось чем-то невозможным. Теперь я считаю эту цифру несерьезной. Поэтому планы - они меняются и то, что казалось недостижимым, через какое-то время становится обычным делом. Из планов - хочется совершить «кругосвет» - подбросили мне тут такую идею и оказывается, это совсем не сложно. Ну, в смысле, не очень сложно. Но это опять укатить из дома на полтора года.
В Антарктиде я не был ни разу. Обидно, ведь находился совсем рядом от нее, в Южной Африке. Можно было бы слетать. Но у меня был очень плотный график - участвовал в отборочных марафонах к Париж-Бресту и не получилось вырвать необходимого времени, чтобы совершить экскурсию. Но - жизнь не кончилась! Разве что на Луну я уже, наверное, не соберусь....