В этой статье рассмотрим несколько случаев тайного минирования морских и воздушных судов, а также некоторых капитальных объектов. Прежде всего вспомним Харьков, в котором полковник Красной Армии Илья Григорьевич Старинов в октябре 1941 года заминировал радиофугасами Ф-10 несколько жилых объектов. Через две недели после взятия города немцами он привел в действие эти фугасы, послав мощный радиосигнал определенной частоты с радиостанции города Воронежа. Те фугасы, которые немцы с помощью доброхотов из местного населения не смогли обнаружить, сработали, в т.ч. фугас под бывшим домом Н.С. Хрущева (ул Дзержинского, 17), где на свою беду разместился командующий немецким гарнизоном генерал фон Браун.
После Харькова перенесемся в Севастополь, где в ночь с 28 на 29 октября 1955 года ровно в 1 час 30 минут местного времени был подорван устаревший линкор «Новороссийск». Этот линкор, введенный в строй в 1914 году, достался Советскому Союзу при разделе между союзниками итальянского флота. Взрыв, погубивший линкор и 609 членов его команды, произошел в воде под носовой частью корабля по правому борту. Расчеты говорят, что было использовано около 1,5 т взрывчатки, от взрыва которой ниже ватерлинии в броневом корпусе толщиной 250 мм образовалась пробоина площадью более 150 квадратных метров. От хлынувшей в пробоину воды (27000 т) линкор через два часа после взрыва перевернулся, а через несколько часов ушел под воду. Кроме разрушения подводной части корпуса была разрушена верхняя палуба от cинхронно прогремевшего внутреннего взрыва, при этом пробоины в корпусе и на палубе не совпадают по вертикали. Если причина взрыва под носовой частью линкора до настоящего времени имеет несколько версий, то разрушение верхней палубы, по мнению большинства специалистов, произошло в результате детонационного подрыва специального заряда, скрытно установленного итальянцами под верхней палубой перед передачей корабля Советскому Союзу.
Не уверен, что именно взрыв «Новороссийска» привел к повышению бдительности и осторожности в оборонной промышленности СССР. Но факт остается фактом – комплектование советской военной техники импортными изделиями электронной техники категорически запрещалось из-за возможности блокирования этих изделий внешним сигналом противника в самый ответственный момент боевого применения.
Наконец, перенесемся в ясное небо над Синайской пустыней, где 31 октября 2015 года в воздухе был взорван российский аэробус А-321, в результате чего погибли 224 человек. Президент России объявил 1 ноября днем траура. Аэробус на правах лизинга принадлежал российской авиакомпании «Кагалымавиа», он выполнял рейс Шарм-Эль-Шейх (Египет) – Санкт-Петербург. Точная причина этой аварии не установлена до сих пор, поэтому попытаемся рассмотреть следующую версию.
Лайнер А-321 был изготовлен в мае 1997 года, до передачи его в 2012 году в лизинг российской авиакомпании он поочередно находился в эксплуатации у разных ближневосточных авиаперевозчиков (Турция, Ливан, даже в течении нескольких месяцев 2010 года в Сирии, как раз перед началом в этой стране гражданской войны, отягощенной посягательствами на Сирию группировки ИГИЛ, запрещенной в нашей стране).
В ноябре 2001 года, находясь в собственности Ливанской авиакомпании MEA, при посадке в Каирском аэропорту по вине пилотов лайнер ударился своей хвостовой частью по бетонной полосе. Для устранения возможных последствий от этого удара на заводе-изготовителе во Франции в начале 2002 года у лайнера поменяли часть силового шпангоута хвостовой части фюзеляжа.
Но вернемся к результатам расследования причин катастрофы 31 октября 2015 года. Характер разрушения лайнера показывает, что у него еще в воздухе нарушилось около 80% элементов соединения стрингеров хвостовой части с последним шпангоутом фюзеляжа, при этом хвост лайнера отбросило вниз и он повис на основной части фюзеляжа с помощью нескольких не срезанных взрывом стрингеров (стрингерами называются продольные элементы силового каркаса фюзеляжа, а шпангоутами называются поперечные элементы силового каркаса фюзеляжа; к силовому каркасу фюзеляжа крепится наружная обшивка лайнера). Это привело к полной потере пилотажных возможностей, а также к обрыву электрических кабелей и нарушению радиосвязи.
Из характера разрушения хвостовой части лайнера можно сделать вывод, что соединение последнего шпангоута фюзеляжа с 80% хвостовых стрингеров, выполненное несколькими сотнями болт-заклепок, внезапно и одновременно нарушилось. Такое мгновенное разрушение ответственного соединения, на работу которого у экипажа никогда не было замечаний, можно объяснить тем, что незадолго до передачи лайнера российской авиакомпании над хвостовой частью могли серьезно поработать определенные «специалисты», введя в соединение последнего шпангоута фюзеляжа со связанными с ним стрингерами хвостовой части взрывной шнур. А этот шнур должен был сдетонировать после подрыва небольшого вспомогательного заряда, тайно подложенного в хвостовую часть лайнера перед вылетом из Шарм-Эль-Шейха. Все возможные замечания по нарушению вида внутренней отделки хвостовой части можно было бы перенаправить на завод-изготовитель, где в 2002 году проводился ремонт хвостовой части. Значит лайнер А-321, взятый в лизинг российской авиакомпанией, мог иметь диверсионное устройство удаленного доступа.
Из сказанного можно сделать только один вывод, который почти 200 лет назад нам подсказал великий А.С. Пушкин устами своего литературного героя Балды – не гоняйтесь за дешевизной. Применительно к рассматриваемому событию этот совет звучит так – стране, имевшей совсем недавно мощную гражданскую авиапромышленность, не следует закупать подержанные авиалайнеры, особенно у тех авиакомпаний, которые не могут надежно оградить свои самолеты от деятельности врагов России.