В своих созидания природа далеко не так стихийна, как об этом думают многие. Напротив, есть в них симметрия, в целом и частях, - и порою она превосходит даже ту, которая доступна человеческому глазу и уму. В микроскопическом кристалле можно проследить наслоение пластов, аналогичное тому, которое мы находим в гигантской глыбе; и глыба эта, в свою очередь, вовсе не так дика, какой она нам кажется, а в ней проявлено начало строгой соразмерности. Но несомненно, самым совершенным произведением природы, по тонкости деталей и сложности целого, было и будет человеческое тело. Античное искусство, достигшее такой высокой степени совершенства, в сущности - только удачно подражало образцу, созданному природой, но далеко не всегда. Идеальной скульптурой принято считать статую Антиноя и Венеры Милосской; но когда один известный анатом стал изучать их, то открыл, что их нельзя назвать классически правильными, так как нос Венеры несколько косит влево, левое ухо выше правого, левый глаз также, и кроме того этот глаз ближе к средней линии лица, нежели правый. Однако, слава античных мастеров не была посрамлена анатомом, когда он сравнил скульптуру с нормальной фигурой человека, то нашел в ней совершенно такие же отклонения от симметрии.
Остановимся на главных правилах природной архитектуры. Величина всего тела равна величине головы, взятой 7½ раз.
Помимо того, величина мужской фигуры равняется длине длине ноги, взятой 6¾ раза, а женской- 6¼, и линия от головы до пяток равна линии от оконечности одной руки до другой, если руки вытянуты горизонтально(см.рисунок).
Если согнуть руку в локте, то кончик среднего пальца придётся у середины шеи; нога равна части руки, от кисти до локтевого сгиба. Руки ниже кисти одинакового размера с лицом; указательный палец вдвое короче лица; а верхняя два сустава указательного пальца равны длине носа; нижний же сустав-её половине. Замечено, что люди с длинными пальцами в тоже время и длинноносы.
Размеры руки неодинаковы у различных рас. Самый маленькой худощавой могут похвастать цыгане; после них-европейцы; потом негры и, наконец, наиболее крупные руки у желтолицых племен. Что же касается ноги, то трудно установить какие-нибудь общие законы: верно лишь то, что у культурных народов в строении ног заметны все признаки вырождения, в зависимости от негигиеничности нашей обуви.
Журнал «Знание и Искусство», 1903.