Найти тему

Триумфальная арка, которую мы заслужили. Арт-объект Николая Полисского в Перми.

"Пермские ворота", пожалуй, самый обсуждаемый, если не сказать скандальный, монументальный объект в Перми. "Гигантская табуретка", "Бобровая хатка", "Памятник распилу пермского бюджета", "Лесоповал" или "Просто п*****" - народных названий у этого арт-объекта немало, и почти все они недобрые.

Вид на "Пермские ворота" со стороны улицы Ленина. Фото: Сергей Болденков
Вид на "Пермские ворота" со стороны улицы Ленина. Фото: Сергей Болденков

Вопрос о красоте "Ворот" не из числа риторических, скорее из числа неразрешимых. В одном сходятся ненавистники с почитателями: объект заметен и выразителен, не обратить на него внимание невозможно, проходя или проезжая мимо (даже с самолетов, когда они заходят на посадку, он заметен).

У людей, чья жизнь не связана с искусством (а таких в мире большинство), при встрече с подобными произведениями возникает закономерный вопрос: "Что хотел сказать художник?" Второй закономерный вопрос: "Сколько миллионов/миллиардов было потрачено?" На второй вопрос ответ известен - бюджет проекта, по официальным данным, составил девять миллионов рублей + спонсорская помощь материалом. Первый вопрос сложнее, поскольку высказывание художника (особенно современного) и прочтение зрителя далеко не всегда совпадают. Более того, к совпадению стремиться совершенно не обязательно. Но об этом как-нибудь в другой раз, поскольку автор проекта - Николай Полисский не поленился и не побоялся объяснить "что хотел сказать художник".

Николай Полисский в парке "Никола Ленивец" (https://www.theartnewspaper.ru/media/images/95437764-c1c1-47e9-be3d-81d4800203c8.height-575.jpg)
Николай Полисский в парке "Никола Ленивец" (https://www.theartnewspaper.ru/media/images/95437764-c1c1-47e9-be3d-81d4800203c8.height-575.jpg)
Меня поразили две вещи – красивейшая река Кама и обилие лесов. Я узнал, что когда-то лес сплавляли по Каме и у меня родился образ, как структурированная масса леса из воды поднимается наружу и материализуется в хаотичную структуру. Поэтому и сделал «Пермские ворота» из грубой ели, которая структурирована в виде ворот. Выглядеть все это будет как висящие в воздухе бревна, словно вознесшиеся из воды на небо. Ночью скульптуру подсветят, бревна будут смотреться как хрустальные.
Николай Полисский о замысле "Пермских ворот" («Лихоборские ворота» станут пермскими // Эхо Москвы — Пермь. — 8 апреля 2011 года.)
"Лихоборские ворота" Николая Полисского в Москве (http://polissky.ru/wp-content/uploads/2015/11/gates_s01e01.jpg)
"Лихоборские ворота" Николая Полисского в Москве (http://polissky.ru/wp-content/uploads/2015/11/gates_s01e01.jpg)

Прообразом Пермских ворот служит классическая триумфальная арка, множество которых было построено со времен Древнего Рима. Для Николая Полисского, это уже вторая триумфальная арка в городской среде, после Лихоборских Ворот в Москве. Художник не отрицает повтора формы Лихоборских ворот в пермском проекте, объясняя свой выбор следующими основаниями.

Логотип Перми, предложенный Артемием Лебедевым в 2008 году.
Логотип Перми, предложенный Артемием Лебедевым в 2008 году.

Во-первых, в ней читается ангажированная Артемием Лебедевым буква "П", ранее предложенная в качестве логотипа Перми.

Юрий Теуш «Рабочая Кама», опубликовано в журнале «Советское Фото», № 11 за 1970 г.
Юрий Теуш «Рабочая Кама», опубликовано в журнале «Советское Фото», № 11 за 1970 г.

Во-вторых, по Каме из богатого лесами края сплавляли брёвна хвойных деревьев в сторону Волги.

Кадр из фильма "Сердце Пармы". 2022
Кадр из фильма "Сердце Пармы". 2022

В-третьих, Пермский край — это не только промышленный регион, но и место наполненное древними мифами, неразрывно связанными с лесом.

Николай Полисский. Границы Империи. Парк "Никола Ленивец" (https://escapehouse.ru/wp-content/uploads/2018/12/1.png)
Николай Полисский. Границы Империи. Парк "Никола Ленивец" (https://escapehouse.ru/wp-content/uploads/2018/12/1.png)

В-четвертых, Николай Полисский традиционно использует в своем творчестве метод site-specific, предполагающий использование местных, "почвенических" материалов.

https://farm3.static.flickr.com/2361/5760453673_4b31c753c5_b.jpg
https://farm3.static.flickr.com/2361/5760453673_4b31c753c5_b.jpg

"Ворота" - сложная конструкция из металлического каркаса на ж/б фундаменте и 5200 еловых бревен, скрепленных скобами и стяжками. И, если снаружи расположение бревен кажется хаотичным, внутри колонны можно видеть четкую структуру, обеспечивающую равномерность распределения нагрузки и прочность соединений.

"Пермские ворота", вид колонны изнутри.
"Пермские ворота", вид колонны изнутри.
"Пермские ворота", вид снизу в период строительства. https://farm4.static.flickr.com/3054/5760999780_8ef718e901_b.jpg
"Пермские ворота", вид снизу в период строительства. https://farm4.static.flickr.com/3054/5760999780_8ef718e901_b.jpg

Открытие арт-объекта состоялось 8 июня 2011 года, в рамках фестиваля "Белые ночи". Оно прошло в форме перформанса, устроенного московским театром Zавтра Юрия Муравицкого. Перформанс назывался "Lou tech". Актеры, переодетые в гастарбайтеров, изображали рабочих, занятых на стройке арт-объекта. Сначала они "устроили"... обед. Достали из пакета молоко, лаваш, стали жарить в мангале настоящий шашлык и даже играть в бадминтон. В общем, "отлынивали" как настоящие рабочие. Потом вдруг услышали сирену и начали работать.

Игра на импрозированных музыкальных инструментах. Фото: Алексей Гречищев.
Игра на импрозированных музыкальных инструментах. Фото: Алексей Гречищев.

Непосредственное участие в перформансе приняла строительная техника. Краны поднимали актеров-рабочих в воздух, где они выполняли разнообразные цирковые трюки.

Когда представление закончилось, то Николай Полисский даже перекрестился, после чего перерезал строительную ленту, выступающую здесь в роли красной ленточки.

Момент перерезания ленты художником Николаем Полисским. Фотография Алексея Гречищева.
Момент перерезания ленты художником Николаем Полисским. Фотография Алексея Гречищева.
Губернатор Пермского края Олег Чиркунов и галерист Марат Гельман (внесен в список иноагентов) на открытии Фото: Алексей Журавлев
Губернатор Пермского края Олег Чиркунов и галерист Марат Гельман (внесен в список иноагентов) на открытии Фото: Алексей Журавлев

«Пермские ворота» – емкий, но неудобный образ малой родины, вызывающий одновременно и удивление, и страх, и стыд. Они наполнены, можно даже сказать переполнены - как архаичными, так и современными смыслами и ассоциациями.

Наиля Аллахвердиева, руководитель паблик-арт программы PERMM:

«Пермские ворота» ориентированы на четыре сторона света, что означает стремление к открытости и переменам – культурным инновациям. Использование древесины в качестве основного материала – не случайно и означает мостик, связующий прошлое (пермские деревянные боги) и настоящее. Камень и дерево – два самых древних материала, возвращающих жителя современного мегаполиса к собственным корням.

Согласно первоначальной концепции, "Ворота" должны были светиться в ночное время. Кроме того, они должны были звучать, благодаря интерактивной инсталляции пермского художника Андрея Побережника. Подходя к одной из «ног» «Пермских ворот», зритель мог услышать саунд-арт, созданный художником специально для этого объекта.

Проект подсветки "Пермских ворот" (http://архигруп.рф/assets/images/Proekti/Landshaftnij-dizajn-Blagoustrojstvo/Permskie-vorota/proekt-permskie-vorota-15.jpg)
Проект подсветки "Пермских ворот" (http://архигруп.рф/assets/images/Proekti/Landshaftnij-dizajn-Blagoustrojstvo/Permskie-vorota/proekt-permskie-vorota-15.jpg)

Какое-то время свето-звуковое оформление арки действительно работало, но сейчас в темное время суток "Пермские ворота" тоже погружаются в темноту.

http://s3.fotokto.ru/photo/full/293/2936378.jpg
http://s3.fotokto.ru/photo/full/293/2936378.jpg

За десять лет бревна обветрились и приобрели суровый темно-серый цвет. По мне, так они выглядят горазд атмосфернее и "честнее", чем в первые два года, когда бревна были свеже-золотистыми. В нынешнем облике "Пермских ворот" аллюзий с молевым сплавом больше, чем с пресловутым "распилом бюджета".

Неизвестные злоумышленники дважды пытались поджечь арт-объект: первый раз - ноябре 2011 года, второй - в сентябре 2012. Основание памятника слегка пострадало от огня. Распространению пламени помешал специальный огнезащитный состав, которым «Ворота» обработали сразу же после установки.

Один из коллажей, появившихся в сети после поджога "Пермских ворот" (http://img-fotki.yandex.ru/get/5212/125107421.8/0_7184e_e70f4d8f_XXL.jpg)
Один из коллажей, появившихся в сети после поджога "Пермских ворот" (http://img-fotki.yandex.ru/get/5212/125107421.8/0_7184e_e70f4d8f_XXL.jpg)

Многие пермяки выразили, если не одобрение, то понимание в отношении действий вандалов.

Ничего удивительного в том, что кто-то хотел сжечь эту букву, нет, Не секрет, что большинство пермяков были против этой буквы «П». Но мне кажется, что это чистая провокация. Не факт, что после поджога не будут выброшены очередные миллионы на ее восстановление!

Пермский дизайнер Антон Толмачев, выступавший против установки объекта.

Сам автор проекта - Николай Полисский уверен, что поджог его детища - не что иное, как политический заказ, направленный не против уличного искусства, а против администрации губернатора Пермского края.

Всё это — политическая возня в искусстве. Не думаю, что это сделали обычные жители Перми, ведь это местный символ, для многих буква стала родной!

О причинах неприятия пермяками «Пермских ворот» главный психолог Пермского краевого центра медицины катастроф Галина Белорусова сказала:

Противоречие — в самой концепции строения. Причём глубокое противоречие. С одной стороны, мы видим нечто вроде куба, олицетворяющего брутальность, устойчивость, надёжность. С другой стороны — хаотичное, «взрывное» нагромождение брёвен. Получаем глубокое противоречие между формой и содержанием. А это не может не ударять по психике, не вызывать некую мозговую сшибку. Это вполне естественно, ведь базовая потребность человека — опора, надёжность, чувство защищённости. Хаос в том, что должно создавать ощущение надёжности, — худшее, что можно придумать для психики.
https://www.business-class.su/uploads/files/2016/06/07/p-buretka-0.jpg
https://www.business-class.su/uploads/files/2016/06/07/p-buretka-0.jpg

Сомневаюсь, что упомянутое противоречие между формой и содержанием стало главной причиной неприятия и поджога арт-объекта, но характер впечатления, производимого "Воротами" на зрителя, Белорусова определила довольно точно. В диссонансе между формой и содержанием - вся суть пермской культуры.

Пермь - промышленный город с большими культурными амбициями, изо всех сил гордящийся своими реками, пещерами, балетом, богами и ящерами. В этой амбициозности не было и не появилось какой-то четкой стратегии или структуры, но она невероятно живуча. Не случайно Марат Гельман смог осуществить "культурную революцию" только в Перми (попытки повторить проект в других городах России успеха не имели). И, если пермский культурный проект заслуживает триумфальной арки, то именно такой, как "Ворота" Николая Полисского.

Фотография Сергея Болденкова
Фотография Сергея Болденкова
Пермские ворота, достопримечательность, Пермь, сквер 250-летия города Перми — Яндекс Карты
-21