Рассказываю сразу о двух поездках в Горный Алтай в 2011 и 2013 годах. Трёхдневные, они как раз укладываются в три статьи. Предыдущая была тут. А сегодня попытаюсь завершить сие непродолжительное повествование. Тем более, что пора снова в дорогу, любоваться зацветающими горами. Вот только потеплеет малёх...
В августе 2011-го, накатавшись по Телецкому и насмотревшись водопадов, решили сменить дислокацию. Можно было погулять вечерочком по Артыбашу и продлить проживание в гостинице, но не хотелось терять время, поскольку на путешествие отводилось всего три дня. Где-то около четырёх покатили обратно вдоль Бии до моста, переехали реку и поднялись на взгорье, тянущееся до самого Горно-Алтайска. Дорога была асфальтированной (мы все помним, что с ней случилось в 2020-м и во что она превратилась!), но в редких посёлочках, пробегавших мимо, не было даже электричества - заправки работали от дизель-генераторов. Запомнились также плантации хмеля, такого я раньше не встречал.
Проскочив столицу республики, понеслись по Чуйскому тракту в сторону Чемала - села в стороне от основной трассы, уже полтора века считающегося основным центром рекреационного и оздоровительного туризма. Там, где дорога подходит близко к Катуни, ещё можно было найти свободные, не взятые кем-то в аренду участки. На одном из них остановились и поздоровались с удивительной бирюзовой рекой.
По темноте в Чемале отыскали первый же гостевой дом и остановились на ночь. Фотографировали его уже с утра, собираясь на прогулку. Усадьба, судя по картам, существует и поныне. Удачи им!
План прогулки был следующим: добираемся до мостика на остров Патмос, любуемся рекой, знакомимся со скитом, а потом над крутым берегом реки под горушкой Бешпек пробираемся тропой до электростанции и водохранилища.
Первой, да и наверно самой главной достопримечательностью Чемала, явился нам небольшой скалистый островок Патмос посреди Катуни. Бурная, несёт она с ужасающей скоростью бирюзовые воды свои под навесным мостиком на остров. Как туда забирались первые поселенцы - непонятно. Облюбовали её отшельники, глубоко верующие люди, основав там свой скит. Назван он был в честь греческого острова в Эгейском море, где в первом веке отбывал ссылку последний из выживших апостолов - Иоанн Богослов. Патмос алтайский был целиком освящён в 1855 году, но в 20-х годах пошлого века верующие были изгнаны с острова, Чемал вступал в эпоху здравницы государственного значения.
Патмос вернул себе значение религиозного центра уже в современное время. В начале XXI века был выстроен новый храм, посвящённый конечно же Иоанну Богослову. Надёжный, хотя и раскачивающийся под ногами десятков туристов подвесной мост, соединил островок с правым берегом Катуни.
Я очень далёк от веры вообще и от православия тем более, но чувствуется, что островок этот - место действительно намоленное, верующим к посещению обязательное.
От Патмоса по правому берегу реки пошли по тропе под горой Бешпек. Народу по ней гуляет изрядно - кратчайший маршрут между двумя основными достопримечательностями села: островом и гидроэлектростанцией. Автомобильная дорога огибает горку с обратной, северной сторону, здесь же над высоким берегом Катуни место только для тропинки. Гора Бешпек заросла сосновым лесом. Она невысокая (520 метров) и стоит прям посередине Чемала. Поэтому на этом курорте жизнь "бешпечная".
У слияния речки Чемал и закладывающей в этом месте крутые повороты и прорывающейся сквозь скальные теснины Катуни издревле жили люди. В середине XIX века обосновались здесь и русские. Особые уникальные климатические условия Чемальской долины позволили основать здесь в конце позапрошлого века курорт, пользовавшийся популярностью у граждан далёкого губернского города Томска. С приходом советской власти курорт приобрёл статус всесоюзного, и отдыхали здесь в основном представители партийной номенклатуры.
Государство в те годы решило дать Чемалу самое необходимое для цивилизованной жизни и отдыха: электричество. На скальных уступах недалеко от устья речки Чемал к 1935 году отсыпана была плотина и построена гидроэлектростанция, проработавшая вплоть до 2011-го. С тех пор постоянно поднимается вопрос о возобновлении её работы, реставрации и установке нового оборудования, но выделяемые на эти цели средства раз за разом куда-то утекают. Течение видать там слишком быстрое. Уникальное по красоте водохранилище среди гор выглядит пока как болото меж разделившегося в том месте на рукава Чемала.
По дороге обратно завернули после Узнези на новый мост через Катунь и добрались до села Анос, где жил алтайский художник, государственный и общественный деятель Чорос-Гуркин. Отучившийся в Петербурге в Академии художеств, ученик Шишкина и телеут по происхождению, Григорий Иванович чрезвычайно влюблён был в родной Алтай. Рождённый в крещённой семье, всю жизнь он старался понять быт и верования алтайцев, их внутреннюю силу и мощь. Его любимым направлением в творчестве были пейзажи. Действительно, если владеешь художественным даром, на Алтае рисуются только горы. Они восхитительны и грандиозны!
Сразу после революции Гуркину пришлось возглавить национальную Каракорум-Алтайскую управу в Улале (ныне Горно-Алтайск). События тех лет повлияли на всю его дальнейшую жизнь. В 1919 году, захватив только картины, Гуркин бежит с семьёй в Монголию, а оттуда, еле выжив голодной зимой, в независимую (на бумаге) Туву. Только в 1925 году Григорий Иванович возвращается в СССР, в свой дом в селе Анос, который ныне стал его домом-музеем при сельской школе. Там сохранены предметы быта, есть его картины. Советую заехать при возможности.
Жизнь художника закончилась трагически: в 1937 году он был арестован и расстрелян за шпионаж в пользу Японии и организацию движения националистического толка.
В конце июня 2013-го, добравшись в первый день до Телецкого только к ночи и следующий день посвятив прогулкам и путешествию по озеру, ночевать мы также остались в Артыбаше на берегу залива, плавно переходящего в реку Бию. Далее, на третий день, снова планировался Чемал, но по дороге туда погода совершенно испортилась. и о прогулке под дождём по скользкой тропе не могло идти и речи. Катунь была мутной и серой, настроение падало. Только одно то, что мы путешествуем по таким красивым местам, спасало от уныния.
Совершив совсем небольшую прогулку до Патмоса и вспоследствии отобедав, покатили мы прочь в надежде найти на этой земле более сухие места. В те годы только открылся на левом, противоположном от трассы, берегу реки курорт "Бирюзовая Катунь". Туда построили мост, вырыли там открытый бассейн с пляжем, а то на Алтае всегда была проблема с купанием. Но по такой погоде и холодку пляж конечно же был закрыт, поэтому ограничились только прогулкой по аллейкам парка и по мосту через реку.
"Бирюзовая Катунь" должна была быть увязана в единый комплекс со вновь создаваемой алтайской зоной казино. Но развитие игорного бизнеса идёт там пока ни шатко, ни валко, а вот парк развлечений и, главное, бассейн и пляж пользуются спросом. Пруды напротив Аи построили заметно позже, так что теперь в пляжном отдыхе на Горном Алтае конкуренция.
Погодка так и оставалась неприятной, и мы двинули в сторону озера Аи, уже на самой границе гор и алтайских степей. Сняв жильё часиков девять, мы немножко прогулялись и легли отдыхать. А на завтра, первого июля, включили лето! Стало тепло, захотелось купаться и греться на солнышке.
Озеро Ая некогда было почти единственным местом на Горном Алтае, где можно было искупаться. Эта особенность привлекала на его берега сотни туристов. Озеро удивительное. В него толком ничего не впадает, только западный берег слегка заболочен. Пополнение озера идёт через родники. Из Аи также не вытекает ни одной речки. Катунь находится неподалёку, и в неё идут поземные водотоки, поэтому вода в озере обновляется регулярно, не застаивается и не засаливается. Ая достигает 22 метров вглубь, и зона песчаных плёсов на нём довольно быстро уходит из под ног, метра четыре от берега на поплескаться.
Уже тогда берега озера были огорожены турбазами, приходилось платить за вход. Понежившись на солнышке, мы решили обойти его против часовой стрелки и рассмотреть с разных сторон, ведь в окружности Лунное озеро всего километра полтора, не больше. Перебираясь через заросли по тропке вдоль заболоченного западного берега мы подошли к огороженной территории парк-отеля "Ая". Преграды, что на входе, что на выходе, в то лето были заботливо разрушены в нескольких местах. Выйдя на бетонный парапет набережной южного берега мы были задержаны охраной отеля. Видимо вид наш не соответствовал элитной зоне отдыха, до которой мы добрались. Сообщив, что уже уходим, мы показали в сторону противоположную от той, откуда мы явились, поэтому кругоайское путешествие продолжилось для нас успешно: охрана проводила взглядом нас, удаляющихся в нужном направлении.
Южный берег озера - скалистый. Именно эти возвышенные участки отделяют Аю от Катуни. Этот берег наиболее красив: скалы, камни, берёзы, растущие из расщелин. Там, на высоком месте, была устроена тарзанка, и я соблазнился единственный раз в жизни на ней прокатиться, обмакнувшись в конце пути в воды озера. Потом меня неспешно вытягивали назад, являя окружающим мою бледную и жирненькую тушку.
Возвращались обратно мы дорогой, по которой обычно все прибывают в Горный: по трассе из Бийска. Там мы сворачивали на Целинное и мимо Ельцовки пробирались по тогда ещё порушенной дороге до Кузбасса, через Кузедеево и Новокузнецк.
Вот и весь рассказ про два путешествия 2011 и 2013 года. Надо будет ещё рассказать про поездку в карантинный 2020-й, да и готовится в новое путешествие. Алтай ждёт!
А здесь, можно найти ссылки и на другие статьи про путешествия и тихую охоту:
#путешествия #Сибирь #Алтай #Чемал #Ая