Найти тему

Как определяется количество тепловой энергии, поступившей в многоквартирный дом за пределами отопительного периода

Приветствую всех на канале «Просто о сложном» (юридические советы)!

Мне на глаза попалось определение Верховного Суда РФ от 1 февраля 2023 года N306-ЭС-1186 об отказе ресурсоснабжающей организации в пересмотре дела по иску "Т Плюс" (ресурсоснабжающая организация) к акционерному обществу "Жилищная управляющая компания" (управляющая организация) о взыскании долга по договору теплоснабжения, Решила донести информацию, содержащуюся в судебных актах до вас, дорогие читатели.

Показательная история о том, как важно, чтобы многоквартирный дом обслуживала качественная/умная управляющая компания, которая может обеспечить юридическую защиту по искам ресурсоснабжающих организаций. С ресурсоснабжающими организациями можно и нужно спорить, и не важно, какой темы касается спор, если вы уверены в том, что правы.

Коротко о сути дела, оно познавательно для всех нас - собственников помещений многоквартирного дома. В судебном деле речь идет о многоквартирных домах как оборудованных общедомовым приборами учета, так и домах, подлежащих капитальному ремонту (ветхих, аварийных, подлежащие сносу или капитальному ремонту), в которых нет общедомовых приборов учета коммунальных услуг.

Для начала исходные данные по делу:

- ресурсоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу коммунальных ресурсов, то есть это поставщик коммунальных ресурсов, который превращает многоэтажный дом из бетонной коробки в жилое помещение, подключая его к электричеству, газу, воде, отоплению;

- управляющая компания – поставщик коммунальных услуг, у которой заключен договор с ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей тепло.

Ресурсоснабжающая организация (теплоснабжающая организация) подала иск к управляющей организации на сумму свыше 6 млн. рублей, сумма задолженности по договору теплоснабжения.

Договор между теплоснабжающей организацией и управляющей компанией предусматривал:

- подачу потребителю (в нашем случае это управляющая компания) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячую сетевую воду и теплоноситель, а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель;

- потребитель (в нашем случае управляющая компания) является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов;

- предусмотрена обязанность теплоснабжающей организации подавать тепловую энергию и теплоноситель потребителю в согласованные сторонами точки поставки в количестве, режиме и с качеством, предусмотренном договором;

- объекты договора теплоснабжения должны быть оборудованы приборами учета тепловой энергии, теплоносителями, допущенными к эксплуатации в соответствии с утвержденными Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя;

- объем тепловой энергии и теплоносителя, поставляемые в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета, определяется на основании показаний индивидуального прибора учета за расчетный период.

Теплоснабжающая организация в иске указала, что управляющая компания не исполнила обязательства по оплате услуг по поставке тепловой энергии в мае 2020 года (спорный период), в подтверждение чего истцом представлена расчетная ведомость.

Как полагает управляющая организация, ситуация, приведенная теплоснабжающей организацией в иске, могла сложиться только в отопительный период (октябрь - апрель), когда количество потребленной тепловой энергии делится расчетным путем отдельно на горячее водоснабжение и отдельно на отопление, но не в мае.

Кроме того, управляющая компания в отзыве на иск указала, что теплоснабжающей организацией фактически к оплате предъявлен повышающий коэффициент в отношении стоимости тепловой энергии и теплоносителя, переданных в некоторые многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии.

Начисление повышающего коэффициента в размере 1,5 теплоснабжающая организация мотивирует неисполнением обязанности по установке общедомовых приборов учета в некоторых многоквартирных домах.

В свою очередь управляющая компания возражает и сообщает, что отсутствуют возможности для установки приборов учета в ветхих, аварийных домах, домах, подлежащих сносу или капитальному ремонту. Многоквартирные дома, в которые поставлялись коммунальные ресурсы и в отношении которых применены повышающие коэффициенты, включены в региональную программу капитального ремонта, следовательно, обязанность по установке в них общедомовых приборов учета на них не распространяется. Оплата энергии должна производится за фактически принятое количество.

Как видно из расчетов, теплоснабжающая организация производила начисление количества поставленной тепловой энергии не по показаниям общедомовых приборов учета, а на основании норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях. Согласно показаниям общедомовых приборов учета количество поставленной тепловой энергии составило сумму меньше, чем рассчитала теплоснабжающая организация.

Теплоснабжающая организация в своих расчетах применила норматив, объем потребления по которому в целом превысил объем фактического потребления энергии, зафиксированный прибором учета, что считает управляющая компания, недопустимо.

В нарушение норм действующего законодательства, условий заключенного сторонами договора, в спорный период теплоснабжающей организацией производились начисления исходя не из фактически поставленного количества тепловой энергии (установленного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета), а по установленному нормативу. В результате неправомерного применения порядка расчета количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, по установленным нормативам теплоснабжающая ВАЖНО!!!организации выставила ответчику к оплате стоимость тепловой энергии, которую фактически не поставляла.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций констатировали, что у теплоснабжающей организации отсутствуют правовые основания для расчета стоимости объема потребленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения исходя из норматива потребления, поскольку такой объем должен определяться согласно показаниям общедомового прибора учета. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Таким образом, не поставленное теплоснабжающей организацией количество тепловой энергии оплате абонентом не подлежит.

Тепловая организация возражала и в качестве доводов начисления повышающего коэффициента 1,5 сообщила об отсутствии в некоторых многоквартирных домах общедомовых (коллективных) приборов учета потребления коммунального ресурса.

На что суды пояснили: действительно, одним из обязательных условий применения повышающего коэффициента является наличие обязанности установки коллективного прибора учета поставляемого коммунального ресурса, но это правило не касается и не распространяется на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту.

Итак, дорогие друзья, важные моменты, которые необходимо зафиксировать, которые были изложены в трех инстанциях и поддержаны Верховным судом РФ:

- количество тепловой энергии, поступившей в систему горячего водоснабжения в неотопительный период, определяется по данным общедомовых приборов учета, а не по нормативам;

-теплоснабжающая организация производила начисление количества поставленной тепловой энергии не по показаниям общедомового прибора учета, а на основании норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях;

-подход теплоснабжающей организации о необходимости применения норматива потребления в случаях, когда фактическое потребление (установленное согласно показаниям общедомового прибора учета) меньше утвержденного норматива, является ошибочным, поскольку теплоснабжающая организация не поставляла того количества тепловой энергии, за которое требует оплаты, и не производила расходов для производства не поставленной в адрес ответчика тепловой энергии;

- у теплоснабжающей организации, при наличии на многоквартирном доме общедомового прибора учета и показаний общедомового прибора учета ниже установленного норматива, отсутствовали правовые основания для расчета стоимости объема потребленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, исходя из норматива потреблении, поскольку такой объем должен определяться по показаниям общедомового прибора учета.

- не всегда есть обязанность обеспечить общедомовыми приборами учета многоквартирные дома, в нашем случае многоквартирные дома - это ветхие, аварийные дома, дома, подлежащие сносу или капитальному ремонту, и дома, в которые поставлялись коммунальные ресурсы и в отношении которых применены повышающие коэффициенты, были включены в региональную программу капитального ремонта. начисление повышающего коэффициента в таких домах является неправомерным.

Надеюсь, вам статья окажется полезной, интересной, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, обсуждайте тему статьи.