Найти тему

Детское одиночество: плюсы и минусы. Причины одиночества наших детей. Что делать, если ребёнок одинок не по своей воле?

Оглавление

Как вы относитесь к Одиночеству? А к одиночеству ребёнка, и в частности подростка? Не спешите рубить сгоряча, заявляя о том, что одинокий ребёнок - это трагедия! Все не так траурно, как может показаться навскидку. Однако и радоваться не спешите. Словом, давайте разбираться.

Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

Поднимите, пожалуйста, руку те, в ком без труда просматривается темперамент Флегматика. Простите, увлёкся. Просто дайте искренний ответ себе любимому: живёт ли в вас человечек флегматического темперамента?

С лёгкой руки Гиппократа и Клавдия Галена, сегодня мы знаем, что в каждом из нас условно преобладает пара каких-либо темпераментов, которые даруются нам Всевышним Природой от рождения, и благодаря которым впоследствии у нас формируются привычки, в итоге определяющие наш характер. Ранее я уже об это писал, но решил напомнить для тех, кто только недавно подписался на мой канал.

Ещё раз повторю вопрос: Есть ли среди читающих эти строки Флегматики? Уверен, что есть. Более того, не удивлюсь, что с учётом того, что вы находитесь у меня в гостях, да ещё и заглядываете на мой ВТОРОЙ КАНАЛ, таковых здесь большинство!

📌 А вот теперь ответьте себе, только честно: Как вы относитесь к одиночеству? Уверен, что подавляющее большинство из моих коллег по темпераменту (я также ортодоксальный Флегматик, хотя многие из тех, кто знает меня в реальной жизни весьма поверхностно, об этом даже не догадываются) одиночества не только не боятся, но и искренне приветствуют! И это не случайно.

Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

Дети, которые знают вкус Счастливого одиночества...

Всё дело в том, что флегматики - это та счастливая половина человечества, которые меньше, чем кто-либо зависят от других. И если флегматики одиноки, то в 90% случаев из 100 - это исключительно их выбор! Причём, это выбор большинством из них был сделан, вероятнее всего в детстве.

Лично я, будучи ребёнком, рос в окружении любящих людей, но всегда оставался "мальчишкой с ключом на шее". Конечно мне нравилось проводить время с мамой и папой, бабушкой и дедушкой, братьями и сёстрами.

Но ещё больше мне нравилось проводить время с самим собой, со своими мечтами и фантазиями, со своими вымышленными персонажами и маленьким друзьями, которых было великое множество от букашек и таракашек до птичек, кошек и собак. А когда я подрос, то лучшими моими друзьям стали - Книги!

Всё дело в том, что большинство моих детских дел совершенно не были завязаны на общении с кем бы то ни было. И при этом я никогда не знал, что такое скука, потому что у меня было так много всевозможных и чертовски интересных дел, что на скуку просто катастрофически не хватало времени.

Был у меня один секрет: я любую групповую игру, не говоря уж о настольных, умел превратить в игру с самим собой. Не удивлюсь, если во мне, многие из флегматиков увидели собственное отражение. И если это так, то это отличная история. И если ваш ребёнок проявляет признаки флегматика, то не переживайте за его "одиночество" - это нормально.

Хотя и у таких, казалось бы независимых детей, проблемы также имеются, другое дело, что характер их несколько иной. Завязан он на том, что многие из детей-флегматиков крайне сложно коммуницируют с окружающими. И на это я всякий раз настоятельно рекомендую их родителям обратить внимание! Хотя надо сразу быть готовым к тому, что задача это очень непростая. Но это уже отдельная история, и вернёмся к ней в другой раз.

Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

Совсем иное дело, когда для ребёнка, особенно в подростковом возрасте, одиночество - сущее наказание! Когда это НЕ его выбор! Не сложно догадаться, что в данном случае речь идёт о детях, темперамент которых ни на йоту не пропитан флегмой. Здесь, пожалуй, чуточку легче сангвиникам, которых выручает зачастую позитивное мышление.

Хуже справляются с одиночеством - холерики и особенно плохо - меланхолики. Откуда я это знаю? Из первых уст. Я ведь в силу специфики своей работы ежедневно, да-да, семь дней в неделю (лето и праздники не в счёт) общаюсь с подростками.
А эта та самая аудитория, которая не только на подсознательном и эмоциональном уровне чувствует свои проблемы, но и на сознательном, а подчас и аналитическом уровне способна их анализировать и говорить о них.

А вот теперь самое главное! Сводится оно к вопросу:

📌 Но если детям не нравится одиночество, то почему тогда среди них так много одиноких мальчишек и девчонок?

✅ Почему дети, боящиеся одиночества, порою так одиноки?

...Причин на то более, чем достаточно. Работа в Детской деревне "подарила" мне немалое количество детских историй, главные герои которых ещё прежде, чем появиться на свет, были обречены на то, чтобы быть нежеланными! Причём даже здесь можно выделить различные степени "дето-нежеланности".

  • Одно дело, когда родители ребёнка любят друг друга, живут в официальном браке, но в силу объективных причин (например, материальных) решили повременить с рождением ребёнка. А тут зевнули, и "Аист на крыше, капуста в кустах"!
Кстати ещё один довольно любопытный вариант рождения нежеланного ребёнке в уже созданной семье, причём хорошо обеспеченной - это когда отец ребёнка хотел и ждал только сына, а мать не хотела, а то и боялась разочаровывать супруга. Знакомая история? Если что, у меня на памяти несколько таких примеров. Бедные девочки...
  • И совсем грустная история, это когда со стороны родителей неприязнь, а то и ненависть в отношении своего дитя проявляется и до момента рождения и после. Каково это, когда во всех своих бедах родители открыто обвиняют своих крох, вина которых разе что в том, что они родились не в нужном месте и не в нужное время, а иногда и не от нужного человека?
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

Сколько историй я слышал от родственников и соседей горе-матерей, которые просто не имеют право носить святое имя "мама", о том, как те выражали своё отношения к детям, которые оказались в нашем интернатном учреждении. Мало того, что такие дети выживали буквально с рождения (фразеологизм "Голод и холод для них были известны не понаслышке), так они ещё и подвергались моральному и физическому насилию. Личные дела - тому подтверждение...

  • В первом случае вроде бы ещё не всё так плохо, так как после рождения ребёнка, родители вероятнее всего вскоре забудут о его нежелательности. Но всё дело в том, что детский мозг, который уже к 3 годам формируется на 80%, воспринимает внешнюю информацию, исходящую от самых близких людей, на эмоциональном уровне.

Ребёнку не нужно понимать, что о нём говорят, ему достаточно видеть то, как о нём говорят. И если всякий раз, пусть только в первые годы жизни, родители по отношению к своему чадо выражали негативные эмоции, то ничем хорошего для последнего это не может закончиться.

Как результат в процессе взросления ребёнок, пусть и на подсознательном уровне, будет испытывать муки одиночества, одновременно и любя родителей, и отдаляясь от них. И как бы после взрослые не форсировали своё внимание и заинтересованность в судьбе своего дитя, изменить ситуацию будет крайне сложно.

Почему? Да потому что у ребёнка к этому времени сформируются привычки: не доверять взрослым, в том числе и близким и стараться обходиться без них, а в случае проявления настырности последних, держать их на расстоянии выстрела.

Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

✅ Низкая самооценка - грустно, но страшнее полное её отсутствие!

И это было бы ещё ничего, если бы не то, что обычно творится в душе таких детей. Первое и самое главное - это низкая самооценка. А если взять детей с более страшной судьбой (помните, та "самая грустная история")? Я знал детей, у которых вообще не было самооценки! Что это значит?

Это когда ребёнок катастрофически боится оценивать собственные достоинства (о своих недостатках, как правило, такой ребёнок говорит, но это больше напоминает самобичевание). Когда ты всё-таки начинаешь чуточку на такого ребёнка давить он, в лучшем случае, выдавливает из себя:

"Мои друзья говорят, что я сильный. Мария Ивановна сказала, что я способный в математике. Дядя Петя меня однажды похвалил меня за честность..." и т.д. Но чаще - это опущенная голова, багровые от панического волнения уши и тишина...

Я не случайно постоянно пробиваю эту тему, потому как и взрослые, и дети даже не подозревают, насколько велика зависимость судьбы человека от этой самой самооценки. Ну а когда её нет вообще - это вообще страшная история.

  • Самое страшное даже не то, что ребёнок не способен адекватно оценивать свои: знания, таланты, умения, навыки, поступки и вообще любые выборы! Самое страшное то, что он будет считать себя ничтожеством, не достойным любви и уважения. В подростковом возрасте всё это может вылиться и в суицидальные поведенческие наклонности.
Он может до конца своих дней испытывать чувство вины только за то, что он родился на свет и, тем самым кого-то подвёл. Как следствие: тотальное беспокойство, тревожность, страх, которые однажды сломают нервную систему ребёнка. Судьба невротиков не очень завидна, ведь большинство из них являются рабами своих дум, страхов, чувств, эмоций и, увы, саморазрушающих действий.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

К сожалению, такие дети, даже попав не в интернатные учреждения, а в приёмные семьи или в семьи, где родители их усыновляют, редко когда излечиваются от того, что тяготило их буквально с рождения. В принципе это возможно, но для этого такой семье придётся преодолеть множество препятствий и трудностей.

В любом случае, 80% пути - это тот путь, который должен пройти сам ребёнок. А сделать это способен только мыслящий ребёнок. Но для того, чтобы научиться мыслить у него должна, как минимум, сформироваться привычка мыслить, а в идеале и потребность к размышлениям.

Только в этом случае он однажды захочет разобраться в самом себе; поймёт, что в нём не так и захочет избавиться раз и навсегда от балласта из прошлого. Но самое трудное начнётся потом, когда начнётся волевая работа над собой.
Ведь если с волевыми качествами - проблемы, а именно так оно обычно и случается, то после первой или второй неудачи, которые здесь просто неизбежны, он сломается и отступит.

Почему в благополучных семьях растут одинокие дети?

...Кстати, очень часто одинокие дети - это мальчишки и девчонки из весьма благополучных семей, где родители напротив старались изо всех сил посвятить себя воспитанию и счастливому будущему своих чад. Но что-то пошло не так. В чём причины?

  • 🔥 Во-первых, в желании родителей воспитать детей своей улучшенной моделью. Так родители-сангвиники стараются воспитать своё дитя жизнерадостным, общительным, активным и конечно же мега-умным и талантливым! Идея неплохая.

Но они забывают сделать поправку на ветер то, что их ребёнок кто угодного, только не сангвиник. Скажем, если в нём преобладает флегматики или не дай Бог меланхолик, что тогда?

Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
В моём случае папа был - Холерик, а я - Флегматик. А он пытался изо всех сил сделать меня очень сильным, быстрым, резким, смелым, точно таким же, как он. Кстати, частично ему это удалось. Другое дело, какую я цену за это заплатил!
Однако мне повезло в том, что мы оба были наполовину - Сангвиники. Мне страшно представить, что было бы во мне сочетались темпераменты: Флегматик - Меланхолик. Думаю, что я бы рассыпался на тысячу осколков ещё в пубертате.
  • 🔥 Во-вторых, это то, о чём я уже не раз писал - Гиперопека, которая сегодня, буквально прописалась в нашем обществе. С одной стороны, казалось бы о каком одиночестве здесь можно вести речь? ...И поначалу так оно и есть. Но вся "беда" в том, что ребёнок растёт.

...И если ещё вчера ему нравилась беззаботная и безответственная жизнь, где все решения принимались за него, да и работой его никто не напрягал, то сегодня, когда он открыл подростковую главу своей биографии, и авторитет родителей уходит на задний план, а на первый выдвигается круг сверстников, шансы гиперопекаемых подростков на уважение своих товарищей крайне невелики.

А если добавить ещё и то, что столь "заботливые" родители, почти всегда решают за ребёнка и то, во что одеваться, на какие кружки ходить, какие книги читать, но главное - С КЕМ ДРУЖИТЬ, то несложно предположить, что одиночество такому ребёнку обеспечено. Ведь от родителей-церберов он будет бегать сам, а сверстники будут шарахаться от него. Хотелось бы мне ошибаться, но редкие исключительные истории лишь доказывают правило.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

✅ Что делать, если ваш ребёнок одинок не по своей воле?

Возникает вопрос: а что делать, если в один не самый прекрасный день вы обнаружили, что ваше дитя одиноко не по своей воле? Ну во-первых, я бы посоветовал вам обратиться к специалисту, скажем детскому/подростковому психологу. Не удивлюсь, если кто-то из родителей даже понятия не имеет о том, что есть именно Подростковые психологи!

  • Смею предположить, что вышеуказанный профессионал посоветует родителям проявлять больше эмпатии к своему дитя. С чего всё начинается? Конечно же с общения. Учитесь задавать правильные вопросы своему ребёнку. То есть искренне интересуйтесь тем, что интересно ему самому. Как можно больше из первых уст узнавайте всякие тонкости.
  • Классно, если ваш ребёнок проведёт вам мастер-класс в том, что у него неплохо получается. Конечно, если он занимается паркуром, то не советую родителям повторять те трюки, на которые способен ваш, в данном случае, сынишка. Хотя 16 лет назад меня учили кататься на роликах и выполнять трюки на фишках (слалом, в чём я немало преуспел) именно подростки!
  • Очень важно в процессе общения со своим дитя забыть о своём родительском статусе, т.к. назидания, запечатления, упрёки, а то и наказания очень скоро остудят пыл ваших детей искренне с вами болтать. Не бойтесь выпустить из себя Ребёнка, попробуйте пожить радостями и переживаниями своего сына или дочки. И делайте это эмоционально и искренне.
И помните, то, что вам кажется сущей безделицей (это касается и радостей, и горестей), для ребёнка, а подростка так в особенности, вещь очень важная. Посмеяться над этим или упростить значимость - смерти подобно.
  • Ну и здорово, когда ваш ребёнок предлагает сам и с радостью принимает ваши идеи на различные формы активности, в идеале, чтобы это было связано с выходом из зоны комфорта: походы в лес, на речку (рыбалка, купание), шашлыки на даче, спортивные инициативы, ну и конечно же трудовые десанты. Совместное посещение общественных мест массового досуга тоже очень неплохая затея (театры, кинотеатры, музеи, выставки, концерты, да даже торговые центры).
  • А ещё очень важно поддерживать все созидательные инициативы вашего чада. И поверьте, если вы научитесь не только слушать, но и слышать ребёнка, если будете с ним честны, конгруэнтны и последовательны в своих словах и действиях, то очень скоро ваш ребёнок начнёт вновь, как и в детстве, вам доверять.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
И, наконец, САМОЕ ВАЖНОЕ! Когда вы поймёте, что ребёнок открылся вам каждой клеточкой своего сердца, необходимо каждый раз говорить ему о его уникальности, о том, что у него в жизни всё непременно получится.
В каждом вашем слове он должен чувствовать искренность, веру в него и его силы и, конечно же, вашу любовь!

Доверяя вашим словам, чувствам, но главное поступкам, у ребёнка появится уверенность в том, что его действительно понимают, уважают, ценят, но главное любят! А раз так, то и самооценка побежит вверх, и страхи улягутся, а значит, что на смену нервозности, раздражительности и агрессии придут спокойствие и радость.

Отличной профилактикой от одиночества является формирование социального интеллекта, но прежде всего - коммуникативных умений и навыков наших детей. Начинать это следует уже в дошкольном возрасте, т.к. в подростковом делать это будет в разы сложнее, уж поверьте человеку, который этим занимается профессионально не первый год!

Если подросток не обладает необходимой обоймой коммуникативных ЗУН, то шансы на его одинокое существование увеличиваются в разы, ведь подростки - самая жестокая аудитория, которая не будет протягивать руку тому, кто её вечно одёргивает.

Если ребёнок не знаком с неписанными правилами поведения улицы, школьной жизни, молодёжных тусовок, то за это он будет "бит" презрением, буллингом, но главное - безразличием со стороны сверстников. Итог всегда один - Одиночество. Как-то так...

Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

Почему так важно помогать детям учиться искусству одиночества, и как это делать?

А вот когда вы уверены, что у вашего ребёнка всё отлично и с пониманием того, что он любим и уж никак не одинок, и с коммуникативными навыками, а в идеале и с эмоциональным интеллектом, следует помочь ему научиться Искусству счастливого одиночества!

Ведь в жизни не бывает так, чтобы человек постоянно находился в окружении близких и значимых для него людей. А это значит, что неизбежны минуты и часы, а может быть даже и дни, когда человеку придётся довольствоваться исключительно обществом себя любимого.

Мы уже говорили о том, что диапазон чувств и эмоций ребёнка, пребывающего в состоянии одиночества, весьма велик: от примитивной скуки до панического страха. Чтобы этого не случилось следует с раннего возраста предоставлять своему чадо возможность находиться в обществе самого себя. Это не значит, что надо включить ему ТВ или вручить смартфон. Никаких гаджетов!

Хотя может быть исключение, если ребёнок любит музыку, детские песенки или обожает танцевать. Всё это не только несёт позитив, но и развивает ребёнка!
  • А вот блокноты для рисования с карандашами, фломастерами и красками, книги с красивыми иллюстрациями, настольные игры, а ещё лучше неопасный спортивный инвентарь (скакалки, гантели, эспандеры) должны быть под рукой. Большинство детей в детстве обожают рисовать, бегать и прыгать, и это замечательно.
  • Очень важно беседовать с ребёнком о многочисленных хобби, которые делают счастливее нашу жизнь, причём и о таких хобби, которые не предполагают процесса общения. Например различные виды собирательства.
Я в детстве часами мог перебирать свои: фантики, футбольные программки, бутылочные пробки, фантики от конфет и шоколадок, этикетки от спичек и жвачек, наконец, марки, монеты и т.д.
  • Замечательно, когда ребёнок любит читать, ведь книга лучше всего развивает в нас образное мышление! Ещё лучше, когда в раннем возрасте он пробует себя в поэзии и прозе. Я обожал писать фантастические рассказы и делать к ним иллюстрации.
  • Ну и, конечно же, игрушки и игры, как же без них? Почаще вспоминайте своё детство! Я обожал солдатиков, но у меня их было не так много. Зато я создавал целые пластилиновые армии. Причём у меня на "индейцев и бледнолицых" уходили десятки пластилиновых обойм.
  • ...За девочек говорить не буду, у них своих развлечения, а вот мальчишки обожают разные виды конструкторов от многочисленных разновидностей Лего до механических робото-конструкций. У меня среди младших воспитанников есть те, кто создают собственные микро-армии из мини-лего. Более взрослые ребята делают макеты: самолётов, холодного и горячего оружия.
А самые старшие на 3-D принтерах творят самые настоящие чудеса! Есть у меня парень - Егор, который выполняет на заказ очень серьёзные 3-D-шедевры и любые мелкие детали для чего угодно. И на этом неплохо зарабатывает.

Чем больше будет увлечений у вашего ребёнка, не требующих присутствия кого-то ещё, тем лучше. Собственно, так и формируется самодостаточность, что является гарантом того, что ваш ребёнок никогда не будет скучать, а значит и никогда не будет чувствовать себя одиноким, ведь "Счастливое одиночество" - это прежде всего - никогда не скучать с самим собой!

Фотография из Яндекс-картинок. Андрей Арсеньевич Тарковский, 04.04.1932 - 29.12.1986 гг.
Фотография из Яндекс-картинок. Андрей Арсеньевич Тарковский, 04.04.1932 - 29.12.1986 гг.
Ну и если для кого-то моего авторитета вам явно недостаточно, то ловите тезис от гениального советского режиссёра, сценариста и актёра Андрея Арсеньевича Тарковского:
-12

...Словом, вне зависимости от того, как ваш ребёнок относится к одиночеству, очень важно, чтобы он не боялся этого состояния! Важно, чтобы он знал, как этим состоянием справляться, а в идеале и пользоваться! Ведь человек, умеющий быть одиноким и получающий от этого наслаждение, менее всего зависим от обстоятельств и других людей, а значит и чуточку больше других обречён на то, чтобы быть свободным и счастливым! А что может быть важнее?!

...Вот и всё на сегодня. Простите, что по привычке мыслей и слов вылил значительно больше, чем изначально планировал. Но на проявление краткости у меня просто нет времени, уж слишком много и работы, и увлечений, в которых не смею себе отказывать!
🚀...Ну и, как всегда, парочка колючих вопросов вдогонку:
  • 📌 Как вы считаете, какая самая главная причина одиночества среди детей?
  • 📌 Чувствовали ли вы себя в детстве одинокими, и если "да", то по какой причине?

🙏...Если статья показалась вам полезной, мои снисходительные и благодарные читатели, не поскупитесь на ЛАЙКИ💓, РЕПОСТЫ📜, КОММЕНТАРИИ🎤 и НОВЫЕ ПОДПИСКИ📝, ведь в этом случае мы поможем друг другу: я вам расти и развиваться как родителям и педагогам, а вы - продвижению моей второй Дзен-обители.

🔔 P.S. Заглядывайте и в другие мои статьи, уверен, что в каждой из них найдёте для себя что-нибудь полезное:

Не покушайтесь на будущее своих детей! Почему следует уважать выбор своего ребёнка
Пером и Мелом или Колючий Пубертат 27 марта 2023
Четыре главных формата умственной деятельности по Этьену де Кондильяку
Пером и Мелом или Колючий Пубертат 17 марта 2023
Мамы и папы, расставляйте грамотно приоритеты, особенно в учебном процессе! А.С. Макаренко о том, что делать, если ребёнок не тянет учёбу
Пером и Мелом или Колючий Пубертат 1 марта 2023
Форматы развития, определяющие наше воспитание. Фрэнсис Бэкон о том, что, прежде всего, определяет воспитание человека
Пером и Мелом или Колючий Пубертат 6 февраля 2023
Скандально-гениальный тезис Жана де Лабрюйера о детях
Пером и Мелом или Колючий Пубертат 20 января 2023
8 родительских ошибок, которые убивают в ребёнке мыслителя. 8 правил поддержания любопытства у детей
Пером и Мелом или Колючий Пубертат 29 декабря 2022
Умный ученик глазами детей, их родителей и педагога со стажем
Пером и Мелом или Колючий Пубертат 21 декабря 2022
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

🙏 С искренним Уважением, ваш Рудольф Валяев (он же Нефритовый Фрик, он же Неваляшка)

🔔 P.P.S. И непременно забегайте на мой не менее полезный, но более фривольный ОСНОВНОЙ КАНАЛ, если конечно вы хоть чуточку тяготеете к мудролюбию и саморазвитию. А я в этом не сомневаюсь, ведь иначе бы вы никогда бы не читали этих строк:⬇️⬇️⬇️

Нефритовый Фрик