Всем привет!
Сегодня вас ждет большой отчет о посещении самой западной точке России - города Балтийск с переправой на одно из самых красивых посещённых мест - Балтийскую косу!
По традиции - заглавное фото с просторов, все остальные из личного архива)
История Балтийска берёт своё начало в XIII веке — первые упоминания о поселениях рыбаков (деревня Вограм, располагавшаяся на территории между нынешним Балтийском и посёлком Мечниково) в районе современного города относятся к 1258 году.
К 1363 году относится первое упоминание о поселении «Пиле» или «Пиль» (от прусского «pilis» — крепость). Теперь это поселение известно под названием «Старый Пиллау».
В конце Великой Отечественной войны в городе шли ожесточённые бои. В штурме Пиллау участвовала 11-я гвардейская армия генерал-полковника Галицкого. 25 апреля 1945 года город пал. 27 ноября 1946 года Пиллау получил название Балтийск.
Балтийск, как морской город, начинается с порта. В Калининградской области он занимает второе место по значимости. Считается, что пересечение сухопутных и морских путей сложилось там на редкость удачно. В одной из бухточек можно покормить знаменитых лебедей, пережидающих холода в теплом заливе.
Балтийск не производит впечатление российского города. Если бы не редкие вывески кричащих цветов и городской клуб (разумеется, в провинциальном понимании этого слова), то на мгновение можно вполне почувствовать себя на севере Германии или Франции: каждая улица уставлена немецкими домами, скрывающими за своими фасадами убожество советской архитектуры, на улицах немноголюдно, и те редкие прохожие, с которыми приходится столкнуться, с высокой вероятностью — военные.
Внимание, лебединая таможня! Зерно, рыбка, фрукты есть?))
Один из символов Балтийска - его маяк. Чтобы узнать этот город на фото, на нем обязательно должен быть маяк. Как Исакиевский собор в Петербурге или Памятник затопленным кораблям в Севастополе. Был построен более 200 лет назад, и чудом пережил Великую отечественную войну. Свет 32-метрового Балтийского маяка распространяется на 16 морских миль. Изначально для розжига огня использовался растительный жир. В 1874 г. топливо заменили керосином, а затем газовыми горелками. А с 1934 г. в башню провели электричество, которое и по сей день питает маяк.
Крепость Пиллау — одно из самых масштабных сооружений старого Балтийска. Ее начали воздвигать по указу Густава II Адольфа, правителя Швеции. Но уже в 1697 г. Петр I постигал там артиллерийское и бомбардирское искусство. Немцы использовали цитадель для хранения боеприпасов. В 1994 г. она была отнесена к числу культурно-исторических памятников, и в 2017 г. здание передали музею.
Состояние крепости не идеальное, хотя само сооружение очень интересно. По форме Пиллау напоминает звезду, протяженность каждой из ее пяти сторон которой равна 80 м. На каждом из углов находится бастион с индивидуальным названием:
Кёниг (Король);
Кёнигин (Королева);
Кронпринц (Наследный принц);
Пруссия;
Альбрехт.
Цитадель окружает наполненный водой ров. А рядом разделяющий Балтийскую косу и город пролив. Но попасть туда можно только в составе организованной группы, ибо на ее территории располагается войсковая часть.
Фото с просторов.
Музей Балтийского флота базируется в здании, где до начала войны находился суд города Пиллау. Экспозиция включает макеты кораблей, оружия, боеприпасов, военные фотографии, документы и награды моряков. Само здание тоже притягивает взгляд псевдоготическим стилем. Открыт с 10:00 до 18:00, кроме понедельника и вторника.
К северо-западу от паромной переправы тянется Северный мол, одетый в гигантские тетраподы - бетонные береговые укрепления, одновременно выполняющие функцию волнорезов.
У основания его вас встречает впечатляющий памятник Елизавете Петровне. Эта конная статуя является второй по размеру в России после Салавату Юлаеву в Уфе, и одной из самых больших в мире (среди посвященных женщинам).
Высота статуи — 6,3 метра, общая высота с постаментом — 14 метров, вес — 12 тонн (это больше, чем, например, Медный всадник у которого высота 5 метров и вес 8 тонн).
Елизавета Петровна одета в мундир полковника лейб-гвардии Преображенского полка (шефом которого она была), вооружена шпагой и пистолетами в седельных кобурах.
Вообще, место для памятника выбрано очень удачно. Фигура императрицы как бы встречает корабли, идущие в Калининград по Морскому каналу.
Но, что-то мы увлеклись Балтийском, пора перебраться еще западнее!
Чтобы попасть на Балтийскую косу в Балтийске надо сесть на паром или катер. Паромную переправу осуществляет Балтийская судоходная компания на паромах «Вистула» и «Нида». Билет надо купить в кассе Балтийска и сохранить до конца поездки, он действителен в обе стороны. Кассы работают с 7.00 утра. Паром отходит от причала, расположенного рядом с памятником Петру I на Морском бульваре.
Паромная переправа из Балтийска осуществляется ежедневно в: 7.20, 10.00, 12.00, 14.00, 16.00, 18.00, 20.00, 21.30. Из Балтийской косы — в это же время + 10 минут. Расстояние, которое проходит паром примерно 800 метров, время в пути — 5-10 минут. На катере можно переправиться за минуту.
Балтийская коса (Фрише-Нерунг) имеет протяженность 65 километров, из них 35 километров на территории России, остальная часть относится к Польше. Здесь находится польская граница.
Много лет Балтийская коса с ее красивейшей уникальной природой была закрыта для большинства людей, как и Балтийск, вход осуществлялся по пропускам и был доступен только военным. Сейчас на Балтийскую косу можно свободно попасть, но туристический бизнес здесь не развит, в отличие от Польши. На польской стороне косы расположен популярный курорт Крыница Морска.
То летом, а это поздней осенью)
Я узнал, что у меня есть огромная страна)
Если пройти чуть вперед от переправы и свернуть вправо, глазам открывается потрясающая заброшка - бывший аэродром Люфтваффе Нойтиф.
Аэродром Нойтиф (Neutief) немцы стоили с 1934 по 1939 годы. Аэродром предназначался для гидроавиации и сухопутной авиации. В состав аэродрома входили 3 огромных ангара для самолетов, 2 металлических ангара для другой техники и административные здания. Взлетно-посадочные полосы располагались под у голом 45 градусов друг к другу, на полосах была установлена система подогрева покрытия. Это позволяло использовать аэродром при любой погоде и любом направлении ветра.
После войны аэродром, несмотря на бомбардировки, остался в отличном состоянии. Здесь была создана советская военная база.
С 1947 г. на аэродроме базировались 5 гидросамолетов "Каталина". В последствии сюда были переведены самолеты-амфибии («летающие лодки» Бе-4).
Сейчас аэродром находится в полнейшем запустении и большинство построек уже скрыл лес.
Помимо этого и 2 взлетно-посадочных полос, одна из которых тоже практически полностью заросла, аэродром обслуживали десятки других зданий - самолетные и оружейные мастерские, склады, насосная станция, котельная, установки для хранения и заправки топливом в гавани и на аэродроме, трансформаторная подстанция, казармы для персонала, хозяйственные постройки и даже казино.
Чуть в стороне от аэродрома находился жилой поселок со школой и магазинами, обитаемый и сейчас. Кроме того, почти все ангары защищались зенитными оружиями, а немного южнее находилась береговая зенитная батарея "Каддиг".
Деревья растут аж на крыше!
Прогуливаемся по бывшей "взлётке", ловим нереальный дзен)
На растерзание туристам оставлен на пирсе катерок)