19 апреля Академия Рафаэль, Боевое Братство и Центр Армянской Национальной Культуры с Благословления Тер Иеремия в Армянской Апостольской Церкви Сурб Геворг открыли для жителей и гостей города Анапы выставку живописных произведений о Великой Отечественной войне 1941-1945 "Треугольник с фронта", посвящённой 80-летию освобождения Кубани от фашистских захватчиков.
"Это не просто выставка , художники изобразили на полотнах кого-то из своей семьи, тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны или трудился в тылу. К каждой картине автор написал небольшой рассказ о герое",- рассказал художественный руководитель Академии Рафаэль Владислав Несынов.
У некоторых работа над картиной заняла полгода, кто-то справился быстрее. И дело не только в способностях автора владеть кистью и красками. У многих большая часть времени ушла на поиски данных о родных и близких.
Ценность этого проекта как раз и заключается в том, что он подтолкнул художников к изучению истории своей семьи , заставил "дорисовать" те веточки на генеалогическом дереве, которые были утрачены в ходе самой страшной войны ХХ века.
Удивительную историю удалось раскопать Юлии Кучер. Она знала, что её дед Иван Емельянович Свирид - Сирож участвовал в 1942 году в обороне Сталинграда, в 43-м освобождал Ельню, в 44-м - Бухарест , в 45-м - Будапешт и Вену.
Знала, что до войны он был кузнецом и профессия оставила неизгладимый след - одно плечо чуть выше другого. Была ещё одна характерная его особенность - оттопыренное правое ухо...В семье сохранились сведения, что на фронте он служил связистом и участвовал в параде воинов - освободителей в Вене.
"Мы с Владиславом Ивановичем смотрели архивное фото парада 1945 года в этом австрийском городе. И вдруг - как удар молнии - так вот же он, Иван Емельянович! Шагает в строю, плечо приподнято, ухо торчит из-под пилотки, и снаряжение, как у радистов. Сравнили с фотографией, которая хранится у нас, и никаких сомнений не осталось", - рассказывает Юлия.
Не менее интересна история и у Натальи Янакидис. Правда, она не о герое Великой Отечественной, а о её деде по материнской линии, сражавшемся ещё в Первую мировую войну.
Наталье пришлось много времени посвятить поискам, так как в семье мало что было известно о его боевом пути. Она выяснила, что Моисей Мелащенко родился в 1892 году на Кубани. В Первую мировую воевал в составе 5-го Кубанского Пластунского батальона в звании младшего урядника. Был контужен и ранен 11 мая 1915 года на Австрийском фронте. За храбрость награждён Георгиевским крестом 4 степени. В архивах даже нашёлся номер этой награды. - Советская власть объявила его врагом народа и вместе с семьёй из станицы Уманской (ныне станица Ленинградская) сослала в Казахстан, - рассказывает Наталья историю, известную ей со слов мамы. - Жена писала письма Надежде Константиновне Крупской, и ей вместе с детьми разрешили уехать, а Моисей остался. По приговору ему было определено 10 лет без права переписки. Семья распалась, и больше они так и не воссоединились. Времена были такие...
Позже у него появилась новая семья, в ней родилась моя мама. Видимо, из-за всех перипетий у нас об этой истории мало говорили. А Георгиевский крест свой он выбросил. Наверное, потерял веру в Отечество, которое защищал, а потом оказался врагом...
Так сложилось, что Наташа с мужем переехала в Анапу и не знала, что получила новую прописку совсем неподалёку от того места, где, может быть, и поныне живут её родственники. - Теперь, когда меня что-то огорчает, я говорю себе: " Не плачь, ты ведь казачка!" - признаётся Наташа.
На своём полотне она изобразила портрет деда по сохранившемуся фото и его Георгиевский крест. А ещё собирается обязательно поехать в Ленинградскую и разыскать свои корни.
- Эти поиски и работа над картиной дали мне опору, почву под ногами, возможность приобщиться к культуре и традициям казачества, - говорит Наталья.
На портрете Юлии Коробейниковой изображён её двоюродный дед Иван Швец. Из пяти братьев в родную станицу Старотитаровскую вернулся с войны только он один. Пётр погиб в боях под Смоленском в 1941 году. Николай - в 1943-м в Белоруссии, Андрей расстрелян за вторую попытку побега из лагеря военнопленных, а судьба Григория неизвестна.
Дед Инги Бреус - Владимир Васильевич Рыльщиков - попал в плен в 1941 году под Белгородом. И до самого окончания войны фашисты переводили его из одного концлагеря в другой. Освободили его только в 1945 году войска союзников.
- О войне он говорить не мог, только плакал, - рассказывает Инга. В память о нём она написала его портрет.
Ещё один герой, которому посвящена работа Марины Несыновой, её родной дядя Пётр Николаевич Перегонцев, потомок польских дворян Мацкевичей. В 1942 году родным пришло извещение, что он погиб под Воронежем, на Щученском плацдарме. Но на самом деле Пётр попал в плен. В 1943-м он бежал и потом продолжил воевать в стрелковой дивизии. Сначала освобождал Украину от фашистских захватчиков , а после Победы - уже от "лесных братьев", бандеровцев. Был схвачен и зверски убит: ему выкололи глаза, а на спине вырезали пятиконечную звезду.
Самым страшным воспоминанием о войне у Фёдора Петровича Щербинина, отца Галины Семёновой, был тот день, когда их, молодых парнишек, везли в эшелоне на фронт. Не доезжая до места, состав остановился, и бойцам разрешили искупаться в реке. Сняв гимнастёрки и брюки, в одном исподнем, они бросились к воде. В это время налетели немецкие самолёты и "выкосили " всех. Отец Галины остался в живых только потому, что задержался в вагоне. На его глазах погибли друзья, и это навсегда врезалось в память.
- Они лежали на чёрной земле, раскинув руки, как крылья, и были похожи на больших белых птиц, - вспоминал он.
Такими парнишек Галина и изобразила на холсте: белые фигурки на чёрном фоне и из каждой к небу улетает белым журавлём душа.
Представил на выставке свою работу и Вячеслав Бабунц. На холсте изображён отец его жены Аршак Маилян. Братьев Маилян призвали на фронт из Горного Карабаха. Один из них пал в боях за Севастополь. Аршак вернулся живым, но с пулей в лёгком, которую так и не удалось извлечь до конца жизни. - Рамка металлодетектора в аэропортах всегда звенела, когда он проходил, и приходилось предъявлять медицинскую справку о том, что у него такая память о войне, - рассказывает Вячеслав Григорьевич.
Супруги Владимир и Ольга Ковешниковы картину писали вместе. Их родные жили далеко от фронта в Амурском крае, но и они хватили лиха в те страшные годы. В центре картины художники изобразили зимний лес и лошадку, с трудом везущую сани с брёвнами. На лесоповале тогда трудились в основном женщины и подростки.
Своему отцу Владимиру Алексеевичу Иванову-Мёдышеву посвятила работу Наталья Щербакова. Он служил радистом в Кронштадте, последнее письмо семья получила от него перед самым началом войны. Он уже предчувствовал беду и советовал матери, жене и детям срочно уезжать из Ленинграда в Павловск. Семья так и сделала, но враг уже был рядом. Их схватили и отправили в концентрационный лагерь. Но судьба смилостивилась, и после многих мытарств они вернулись на родину.
- Мама и бабушка всё время надеялись, что отец жив, - рассказывает Наталья. - Но сначала пришло извещение, что он пропал без вести, а позднее - похоронка. Он погиб 9 сентября 1941 года под Ленинградом. Я потом ездила в это место: огромное поле, где стоят столбики с фамилиями павших воинов, Ивановых В.А. там сотни. Если бы написали вторую часть фамилии отца - Мёдышев, то, думаю, мне бы удалось найти место его захоронения. А так...Всё, чем могу сохранить память о нём, - это картина.
Дед Галины Новиковой, Михаил Иванович Селезнёв, сражался с румынами в темрюкских плавнях. Только в 1946 году жена получила известие, что он пропал без вести.
Итак, что ни картина, то история, рассказанная на холсте. Не берусь судить о художественных достоинствах полотен, оставим это профессионалам, но в том, что вызывают они очень сильные эмоции, - сомнений нет. Как сказала Наталья Янакидис, живопись - такой язык, который порой даёт возможность выразить мысли и чувства автора сильнее, чем слова."
И. Матвеева (газета "Анапа")