Найти тему

Жуковский Николай Егорович

Николай Егорович Жуковский - русский учёный-механик, основоположник гидро- и аэродинамики.

Николай Жуковский родился в сельце Орехово под Владимиром (ныне Собинский район Владимирской области). Отец — штабс-капитан Егор Иванович Жуковский был высокообразованным военным инженером; его дед был офицером русской армии, участником Отечественной войны 1812 года; мать Николая Егоровича — Анна Николаевна.

В феврале 1858 года Николай Жуковский поступил в 4-ю московскую гимназию. Планировалось, что он как отец станет инженером-путейцем, но учиться в Петербургском институте путей сообщения ему не пришлось — этого не позволили весьма ограниченные средства его родителей; поскольку плата за обучение в Московском университете была существенно ниже. И, окончив в 1864 году гимназию с серебряной медалью, он без экзаменов был зачислен на физико-математический факультет Московского университета.

По окончании университета по специальности прикладная механика, в 1868 году, он попытался всё-таки учиться в Петербургском институте путей сообщения, но неудачно и 16 августа 1870 года Жуковский занял место преподавателя физики во 2-й московской женской гимназии вместо уехавшего в Одессу профессора физики Н. А. Умова.

В 1871 году сдал магистерские экзамены и стал преподавать математику и механику в Московском высшем техническом училище; 14 сентября 1874 года Жуковский был утверждён доцентом кафедры аналитической механики училища; 4 ноября 1876 года состоялась публичная защита его магистерской диссертации «Кинематика жидкого тела», а 30 апреля 1882 года Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения».

С 1879 года он был сверхштатным профессором механики училища. Одновременно, с 1885 года он стал преподавать в Московском университете гидродинамику, с 1886 года — как экстраординарный профессор кафедры прикладной механики, затем — ординарный. В 1887 году он стал штатным профессором аналитической механики в Московском высшем техническом училище.

Кроме этого он долгое время (1872—1920) читал в московской академии коммерческих наук курс практической механики. Также он преподавал в инженерном училище ведомства путей сообщения.

Жуковский никогда не любил летать. Лишь однажды, будучи на Всемирной выставке в Париже, он поднялся на небольшую высоту на воздушном шаре, но там, наверху плохо себя почувствовал. Больше не летал никогда.

Большое внимание он посвящал вопросам механики, а также темам гидро- и аэродинамики.

В 1890 году Жуковский написал два труда: «К теории летания» и «О парении птиц». Анализируя способность птиц держаться в воздухе с распростёртыми крыльями, он сумел доказать вероятность создания планёра, который в состоянии сделать «мёртвую петлю». Двадцать с лишним лет спустя русский военный лётчик Нестеров впервые в мире выполнил на своём самолёте этот приём, названный в честь него «петлёй Нестерова».

Научные исследования Жуковского по гидродинамике, которые легли в основу курса «Лекций по гидродинамике», оказали большое влияние на развитие этой области механики в России. Практическая направленность научного творчества Жуковского проявилась и в его классических исследованиях по гидравлике. Этот цикл был связан с важнейшей технической проблемой водоснабжения крупных городов. Исследования Жуковского по фильтрации были с успехом применены к вопросам механики добычи нефти. Теоретические и экспериментальные исследования явления гидравлического удара позволили Жуковскому дать законченную теорию гидравлического тарана.

Жуковского называют «отцом русской авиации» совершенно обоснованно. Его исследования стали базовыми для дальнейших открытий в истории воздухоплавания. Николай Егорович разработал оптимально экономичные способы горизонтального полёта; сформулировал теорему о количественной величине подъёмной силы крыла самолёта; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта. А еще разработал математический аппарат для решения задач обтекания крыла; установил закон распределения скорости у лопасти винта, ставший теоретической основой для проектирования воздушных винтов.

Научно-мемориальный музей профессора Н. Е. Жуковского в городе Москве основан в 1956 году. Экспозиция расположена в красивом старинном особняке, состоящем из двух частей. Одна постройка восемнадцатого, вторая – девятнадцатого века. Здесь в 1915 году открылись теоретические курсы авиации, а в 1918 году начал свою работу Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). И именно здесь Николай Егорович Жуковский работал над своими изобретениями, которые еще столетие назад казались вымыслом, полетом неудержимой фантазии.

В музее собраны уникальные экспонаты: подлинные рукописи научных трудов и документы биографического характера, в том числе переписка ученого с родными, личные библиотеки Н. Е. Жуковского и его учеников, а также мемориальные вещи. Особую ценность представляет легендарный планер пионера авиации Отто Лилиенталя.

Жуковский приобрел его на собственные средства, путешествуя по Германии в 1895 году. И конечно модель одного из первых российских самолетов, созданного в 1915 году авиаконструктором Игорем Сикорским.

Мемориальный Дом-музей усадьба Н.Е. Жуковского в селе Орехово, куда можно легко добраться из города Владимира как на автомобиле, так и на автобусе, — исторический памятник Владимирской области. Именно в Орехово проживала семья Николая Егоровича. Сегодня это замечательная дворянская усадьба с более чем двухсотлетней историей, с практически не нарушенным временем ландшафтом и усадебным ансамблем, располагающемся в природном уголке поразительной красоты.

Николай Егорович Жуковский — явление в российской науке. Вся деятельность одаренного ученого была направлена на решение научно-практических задач, которые вывели на качественно новый уровень важную отрасль механики — аэродинамику. Благодаря его активной наставнической деятельности была воспитана плеяда молодых инженеров, изобретателей. И наконец, именно его исследования и научные изыскания научили человека летать.

Жуковский скончался 17 марта 1921 года в санатории «Усово» и был похоронен в Донском монастыре в Москве.

Источник