Сейчас народ России, русский народ, испытывает многофакторный кризис. Результатом каких действий или бездействий является данная ситуация не настолько важно, как поиск путей выхода из неё. Вариантов, предлагаемых государством, множество. Все они описаны в ключевом документе, отражающем позицию Российского государства к народу России – Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Увидим — первым пунктом национальных интересов на современном этапе стоит: «сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан» (П.25.1). В перечне стратегических национальных приоритетов так же первым пунктом указано: «сбережение народа России и развитие человеческого потенциала».
Что есть Россия? Это страна!
А что есть страна? Это территория и народ ее населяющий. Территория понятна, она обозначена на карте мира и имеет конкретные, очерченные границы.
А что есть народ?
Народ – это люди, населяющие данную территорию?
Думаю, нет!
Народ — это сообщество людей населяющих территорию.
Прекрасное определение народа дано в преамбуле Конституции Российской Федерации. Там сказано:
"Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации."
Попытаюсь раскрыть своё понимание смыслов, заключенных в данном определении Народа Российской Федерации.
Мы — это сообщество людей, которые относят себя к этому сообществу, идентифицируют себя как часть этого «Мы».
Кто же такие Мы? Мы — многонациональный народ!
Т.е. народ, состоящий из разных национальностей, родов, этносов, со своими обычаями, устоями, со своей национальной культурой.
Что же нас объединяет?
И на этот вопрос есть ответ — общая судьба на своей земле!
Что такое общая судьба? Может быть, это общее единое предназначение? Может, это взаимовыручка и поддержка друг друга в лихую годину? А может, внутреннее понимание единого будущего?
Я не знаю.
Очень нравится выражение: «Судьба — это не дело случая, а результат выбора.»
Общая судьба, наших родителей, дедов и прадедов, их выбор — это Россия! Как сущность, как явление природы, как единое целое.
Они выбрали для себя и для нас — быть частью этой страны, быть ее народом.
Мы — многонациональный народ, принимаем Конституцию Российской Федерации!
Но соблюдая определенные условия!
Вот эти условия:
- утверждая права и свободы человека;
- утверждая гражданский мир и согласие;
- сохраняя исторически сложившееся государственное единство;
- исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов;
- чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;
- возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы;
- стремясь обеспечить благополучие и процветание России;
- исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями;
- сознавая себя частью мирового сообщества.
Т.е. Конституция - документ, на основании которого, или в соответствии с которым разрабатываются все нормативные акты, регулирующие процессы, происходящие в нашей стране, констатирует: народ, принимая этот документ – есть осознанная сущность, способная утверждать, сохранять, соотносить, исходя из …, чтить память, возрождать, стремиться и сознавать. Для Конституции Народ — субъект, т. е. сущностное явление, влияющее на процессы.
Теперь, давайте, рассмотрим ключевой документ: «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом президента России №400 от 02.07.2021»
Задачи, требующие решения для «достижения целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала...», обозначены в П.33.
Что мы здесь видим?
Семнадцать задач! И ни одной о вовлечении Народа как участника процесса в их реализацию. Т.е. лица, готовящие этот документ, работавшие над ним и влияющие на принятие решений Президентом России, не воспринимают Народ как субъект, т. е. как элемент системы взаимодействия, влияющий на конечный результат деятельности этой системы. Но и нет запрета участия народа в решении поставленных задач. Значит Мы, как Народ, можем проявить свою волю и включиться в процесс.
Но хочу обратить внимание, что в П.47, где говориться о «достижении целей обеспечения государственной и общественной безопасности...», появляется задача: «развитие институтов гражданского общества, поддержка общественно значимых инициатив, развитие взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности». Эта задача стоит под номером 5 в перечне из 23 задач.
Возникает вопрос:
Народ как сущность, как единое целое может влиять на развитие событий? Конституция Российской Федерации говорит – да!
Ключевой документ, описывающий стратегию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденный указом президента России №400 от 02.07.2021, говорит — если сам проявится!
Т.е. составители этого документа не уверены, что он есть, что он проявится.
Безусловно, национальные интересы, приоритеты, цели и задачи, обозначенные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, учитывают, вероятно, все главные направления развития России и Российского народа. Но основная трудность возникает при ответе на вопрос: как решать поставленные задачи без участия того, для кого эта задача решается?
Для того чтобы вовлечь Народ в решение поставленных стратегических задач национальной безопасности нужно, чтобы он проявился, как записано в Конституции. Решение этого вопроса отдано органам публичной власти совместно с общественными организациями. Вовлечение путем привлечения как «представителей Народа» различных НКО не дало ожидаемого результата, если такие ожидания были. Кажется все очень просто! Общественные организации доводят до местных органов власти запрос общества и совместно с ними ищут возможности удовлетворения этого запроса.
Но так не получается, в большинстве случаев.
Зачастую НКО и общественные организации приближены к представителям публичной власти и не реагируют на реальные запросы и вызовы времени, осваивают выделенные им бюджетные средства. Либо у них очень низкая степень доверия к представителям публичной власти и органам власти вообще, поэтому они живут в «параллельном мире», формируют и поддерживают, так называемый, протестный электорат. Как мы знаем: «царствие разделенное внутри не устоит».
Вследствие чего, Народ как субъект не проявился.
Но все мы прекрасно понимаем, он существует, и люди, относящие себя к этой сущности, соединены связями, подобными дуновению ветерка, не каждый заметит.
Благодаря этим легким связям, которые не описаны ни какими законами и не регулируются государством, Народ может проявиться, сформировать достаточно жесткие структуры для решения возникших задач, волнующих его. Яркие примеры такого поведения Русского Народа — народное ополчение Минина и Пожарского, действия партизанских отрядов и их поддержка со стороны населения и в 1812 году, и в период интервенции начала 20-го века, и в Великую Отечественную Войну.
Исходя из вышесказанного, вижу основной задачей властей, политиков, элиты и общественных активистов – консолидацию общества и проявление Народа в деятельности. Для этого предлагаю заглянуть за горизонт действительности, в неизвестное будущее и совместно со всеми заинтересованными в развитии России людьми (не важно, какое социальное положение они занимают и какими материальными благами распоряжаются), представить, в каком мире будут жить наши дети, внуки и правнуки. Придумать это будущее и совместно, став Народом, описанным в Конституции Российской Федерации, начать создавать это будущее.
Создание Всенародного образа будущего и описание путей его воплощения - это не просто, это тяжелый труд. Но такие действия необходимы для единения народа, они дают силы и вырабатывают взаимную поддержку. Таким образом, как мне представляется, только через проявление Народа задачи, определенные Стратегией национальной безопасности, могут быть решены полномасштабно.
В чем же заключается проблема? Почему не получается? Почему Народ не вовлечен в решение широчайшего спектра задач обозначенных Стратегией национальной безопасности?
По моему мнению, проблема кроется в отсутствии межкультурных связей. Люди, живущие в культуре государственных или муниципальных служащих, не слышат и не понимают жителей территорий, управлять которыми они назначены. Люди, управляющие бизнесом, не слышат и не понимают как работников предприятий, так и своих нанимателей … Можно долго продолжать этот перечень. Сюда можно отнести и проявления национальной и религиозной розни. Досадно, что элиты или люди, принимающие решение в нашей стране, видимо не ассоциируют себя с народом, не считают себя его частью, а воспринимают его как население территорий, как объект воздействия, и это таит в себе серьезную угрозу, с которой наша страна сталкивалась множество раз.
Самое яркое проявление этой проблемы, которое наблюдаю — утрата культурных связей между «городом» и «деревней». Можно выделить два типа жизненных пространств: город и село. Им присущи разные культуры, разные типы взаимоотношений, разные приоритеты ценностей и разные смыслы.
Село — традиции и сохранение самобытности, решение демографической проблемы, сохранение низкого уровня специализации. Город — центр компетенций, науки, индустрии и образования, внедрение нового, обеспечивающего готовность к безболезненным для общества переходам между технологическими укладами. В городе узкая специализация и высочайший уровень компетенций, обеспечивают наибольший успех. В селе широчайший набор навыков позволяет быть успешным.
Попытка внедрить сельские смыслы в городское жизнеустройство и наоборот городские смыслы в село, нарушает гармонию пространственного бытия. Нужны и город и село со своей уникальной культурой. Село может многое дать городу, а город селу. Главное не «взбалтывать смыслы». Сосредоточенность и узкая специализация в профессиональной сфере не предполагает социальную изоляцию. Развитие межотраслевых связей в инженерно-производственной сфере и междисциплинарное взаимодействие в науке позволит преодолеть все возникающие трудности. Отладка коммуникаций между различными культурами позволит создать условия для комплексного развития страны и народа.
Выработка системы межкультурного, неконфликтного взаимодействия города и села — одна из ключевых задач современной России.
Для исполнения задач, поставленных в Стратегии национальной безопасности, важно максимально вовлекать народ России. Создавать общее видение будущего нашей страны, вовлекая в его реализацию население. Перестать воспринимать народ населением, а сделать его максимально субъектным, т. е. позволить ему, народу, стать взрослым и самому взять на себя ответственность, за страну, за качество жизни, за память предков и судьбу будущих поколений.
Попытка внедрить сельские смыслы в городское жизнеустройство и наоборот городские смыслы в село, нарушает гармонию пространственного бытия. Нужны и город и село со своей уникальной культурой. Село может многое дать городу, а город селу. Главное не «взбалтывать смыслы». Сосредоточенность и узкая специализация в профессиональной сфере не предполагает социальную изоляцию. Развитие межотраслевых связей в инженерно-производственной сфере и междисциплинарное взаимодействие в науке позволит преодолеть все возникающие трудности. Отладка коммуникаций между различными культурами позволит создать условия для комплексного развития страны и народа.
Выработка системы межкультурного, неконфликтного взаимодействия города и села — одна из ключевых задач современной России.
Для исполнения задач, поставленных в Стратегии национальной безопасности, важно максимально вовлекать народ России. Создавать общее видение будущего нашей страны, вовлекая в его реализацию население. Перестать воспринимать народ населением, а сделать его максимально субъектным, т. е. позволить ему, народу, стать взрослым и самому взять на себя ответственность, за страну, за качество жизни, за память предков и судьбу будущих поколений.