Сегодня мы обзорно обсудим статью «Стресс учащегося — неизбежное зло или педагогический инструмент». В материале рассматривается теория стресса Ганса Салье в ее связи с работоспособностью студентов.
Ищем ответы
- полезен или вреден стресс для обучения?
- возможно ли (нужно ли) регулировать уровень стресса?
Стадии стресса
Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса:
— первая — стадия тревоги;
— вторая — стадия сопротивления (резистентности);
— третья — стадия истощения
Факт: стресс повышает сопротивляемость организма
Пример
Студент в ночь перед экзаменом учит 30 билетов. Это возможно в результате стресса. Но как был приобретен этот стресс? Мы имеем «универсальную кнопку», нажав на которую, мы получаем идеального учащегося. Припугнули, немного «оскорбили», и ученик обучаем, талантлив, работоспособен, не устает, не забывает? НЕТ
Дистресс
При появлении раздражителя организм испытывает тревогу, сопротивляемость организма падает (график 1).
Если стрессор сильный и адаптационных ресурсов организма недостаточно, стресс может перейти в дистресс — негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться (точка «Д» на графике). Это резкое снижение резистентности, потеря работоспособности, проблемы со здоровьем. Если стрессор недостаточно сильный (ниже адаптационного порога), после стадии тревоги организм возвращается в исходное состояние. Мобилизации не происходит.
Подытожим
Стресс — это защитная реакция организма на любое достаточно сильное внешнее воздействие. Стресс — совершенно не обязательно нервное напряжение. Уровень резистивности может повысить любое изменение внешних условий. Стресс может быть как негативным, так и позитивным.
Тем не менее это НЕ применимо к оскорбительному поведению преподавателя, недопустимому запугиванию и прочему.
СТРЕСС УЧАЩЕГОСЯ — НЕИЗБЕЖНОЕ ЗЛО ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ