Сегодня, дорогие читатели мы посмотрим на портрет, замечательный во всех отношениях.
Портрет этот натолкнул меня на разнородные чувства, поэтому описание его я начну с того, что покороче - с личности художника.
Далее перемою кости изображенному, а потом - его жене. Но не сегодня.
Итак.
Автором портрета был знаменитый художник того времени Джузеппе Грасси (1757-1838 гг.).
Он был из творческой семьи, но, хотя и родился в Вене и считается австрийским художником - не все так просто. По происхождению он был итальянцем. А состоялся как художник, получив признание, клиентуру, и, главное - деньги - в Польше.
Причиной было его опять-таки его итальянское происхождение, которое в Вене не котировалось. Пришлось добывать славу в чужих краях, где были друзья.
Грасси писал в духе времени сладенькие портреты аристократов. Среди них было много русских аристократов, в силу того, что их вообще тогда в Польше было много. Звезда Речи Посполитой стремительно катилась к закату. Независимость ее таяла на глазах, а Российская империя активно вмешивалась в ее дела и наращивала свое присутствие. Именно в это время, 1791 - 94 гг. здесь и творил Грасси. Далекий от политики.
Затем, впрочем, ситуация стала такой, что из Польши ему пришлось срочно бежать, оставив нажитое. Но бежал он уже имея имя. Поэтому после польского периода и в остальной Европе уже был принят как состоявшийся опытный художник. Вкусы российских аристократов сомнению никто не подвергал.
В Европе он тесно сотрудничал с немецкими правителями, и у него был весьма любопытный поклонник, спонсировавший его творчество.
Эмиль Леопольд Август Саксен-Гота-Альтенбургский (1772-1822 гг.) Это был человек с очень сильными странностями. Но был он при этом знатен и богат, а так же, что немаловажно - щедр, поэтому все его закидоны мило называли оригинальностями.
Он любил рядиться в женское платье и в таком виде выходить к подданным, наслаждаясь их оторопью.
Да, манерами герцог тоже был чрезмерно утонченный. Однако откровенных сведений о его, к примеру, фаворитах, нет. Но зато он был 2 раза женат. Первая жена умерла в родах, подарив ему дочь. Со второй детей не было, и отношения были в целом формально-отстраненные.
Еще он был фанатичным поклонником Наполеона. Это принималось терпимо, пока Наполеон был у власти, но после его падения герцога перестали принимать в приличном обществе. Зато Наполеон знал, что нравится герцогу и никакого вреда, в ходе бесчисленных войн, его владениям не нанес. И на его власть ни разу не покусился.
Как правитель герцог был неплох. Он по своей природе был человеком лирически настроенным, восторженным, и мечтал о том, чтобы подданные любили его за его доброту. И они они любили его за его доброту, потому что он не стремился на них нажиться (и вообще относился к деньгам равнодушно, хотя тратил их безмерно), но стремился максимально удобно устроить их жизни. Он обустроил дороги, сделал жизнь людей безопасной, двигал науки и искусство. Его было за что любить.
А еще у него был широкий круг общения. Но людей в целом он ценил за ум, а женщин - еще и за остроумие. И это определяло круг его приближенных.
Он имел грандиозное воображение, на грани помешательства, и писал стихи и поэмы, в которых максимально это воображение проявлял.
Так вот. Наш художник писал картины по мотивам фантастических стихов герцога и этим очень ему угодил. А у герцога была приятная привычка покупать все, что понравилось за любые суммы, которые ему назвали. Он считал торговаться ниже своего достоинства. Так что клиентом он был замечательным. Я бы сама его стихи иллюстрировала на таких условиях.
Но это я отвлеклась.
Вернемся к нашему портрету...
Он написан в 1793 году.
Валериан Зубов (1771-1804 гг.) здесь, стало быть, еще с двумя ногами. Буквально в следующем году одну из ног он потеряет. Как раз в Польше. Во время польского восстания.
Как-то по умолчанию у нас принято считать, что семейка у Валериана была так себе - в плане отсутствия совести - а вот сам он молодец, герой. А нога в этом как бы дополнительный аргумент.
Спешу вас успокоить. Иметь совесть ему было не в кого. Не в традициях это было их семьи.
Совести не было у его папеньки. Совести не было у его братьев-сестер. С чего бы вдруг она появилась у Валериана?
У него было другое - фирменная зубовская красота. Причем, по красоте он переплюнул даже всех своих красивых братьев и сестер. Даже Платона - прощальную любовь императрицы. Но вот насчет совести...
Впрочем - об этом мы поговорим завтра.
А пока вам для изучения портреты старшего поколения Зубовых - отца и матери писаных красавцев и красавиц.
Просто поразительно. Откуда эта красота взялась, да еще и у всех детей...
Продолжение:
Копятся, копятся мои долги.
Ждут продолжения следующие истории:
Это все было прервано и не завершено...
А сколько еще планов...
Мне писать и писать - вам читать и читать...))
Хоть намекните - что из списка выше продолжить в первую очередь?
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.