26 августа 1993 года самолёт Let L-410 авиакомпании Саха-Авиа выполнял пассажирский рейс в Якутии из Чагды в Алдан. На борту находилось 22 пассажира, 2 члена экипажа и 687 килограмм багажа.
Полёт до Алдана проходил без отклонений. Однако, когда пилоты начали выполнять заход на посадку и выпустили закрылки, у самолёта слегка поднялся нос. Ближний приводной радиомаяк они пролетели на высоте 68 метров, вместо положенных 100. Когда пилоты довыпустили закрылки, нос начал задираться сильнее. КВС отклонил штурвал от себя и удерживал его в таком положении 20 секунд, но самолёт продолжал задирать нос. Из-за этого начала падать скорость.
Тогда командир принял решение уходить на второй круг. Пилоты перевели двигатели на взлётный режим и убрали шасси с закрылками. Но и это не помогло, нос продолжал задираться пока тангаж не достиг 42,5°, а скорость не упала до 52 км/ч. После этого самолёт завалился на левое крыло и врезался в землю неподалёку от торца взлётно-посадочной полосы. Борт полностью разрушился, все находившиеся на борту погибли.
Комиссия по расследованию катастрофы установила, что самолёт был сильно перегружен. Его взлётный вес превышал максимально допустимый на 623 килограмма, а посадочный вес превышал максимальный на 550 килограмм. Поэтому, когда экипаж начал выпускать закрылки, балансировка лайнера изменилась.
Ситуацию усугубил тот факт, что около 400 килограмм багажа разместили в хвостовой части, из-за чего задняя центровка была выше максимально допустимой. Это, в свою очередь, вызвало неконтролируемое поднятие носа, потерю скорости и сваливание.
Комиссия в качестве причины катастрофы назвала грубые нарушения со стороны экипажа, который выполнял полёт со значительным превышением взлётной и посадочной масс, а также при завышенной задней центровке.
"Расследования авиакатастроф" в Telegram