Найти тему

Недооцененные фильмы: «Скрежет»

Эту картину как-то не слишком хорошо приняли и на Западе, и еще хуже – у нас. Но тем не менее, финско-шведский «Скрежет» является отличным образчиком столь популярного в последнее время интеллектуального хоррора.

Главная героиня, двенадцатилетняя Тинья, находит в лесу умирающую птицу, а под ней – яйцо. Она приносит яйцо домой, и оно начинает увеличиваться в размерах, а затем из него вылупляется чудовищный птенец. Причем птенец этот – далеко не вегетарианец, и это только первая проблема…

Но вопрос не в том, что за монстра принесла из леса девочка, что оно такое – мутант или нечистая сила, или воплощение кары Божьей за человеческую жестокость. Вопрос в том, почему она согревала зловещее яйцо, зачем кормила жуткую птицу, прятала ее в спальне и заботилась о ней?

-2

Дело в том, что чудище стало для Тиньи отдушиной в ее повседневной жизни. Благополучное с виду семейство, в котором она растет, с первых сцен фильма вызывает подозрения. И постепенно становится понятно, что девочка, несмотря на то что растет в полной семье, одинока. Ее мать видит в дочери только средств удовлетворения своих нереализованных амбиций. Когда-то из-за травмы женщина была вынуждена отказаться от спортивной карьеры, и теперь ее мечта – сделать из дочери выдающуюся гимнастку. У Тиньи нет друзей, нет свободного времени, нет увлечений – помимо учебы в школе она только тренируется и снимается для видеоблога матери. Аморфный и ко всему толерантный отец, который одобряет даже походы жены «налево», давно уже «на своей волне», и просто не замечает проблем дочери. Младший брат находится в том возрасте, когда мальчишки самоутверждаются, сквернословя и дергая девочек за косички – проблем сестры ему пока не понять.

"Идеальная" семья снимается для блога.
"Идеальная" семья снимается для блога.

Бесконечное давление со стороны матери, безразличие отца и бездумная детская агрессия младшего брата – все это вынуждает Тинью искать душевное тепло в своем новом страшном питомце. И она готова любить её – эта птица, оказывается, женского пола – пусть она и разрывает в клочья собак, калечит людей и медленно превращается в кошмарного двойника хозяйки. Потому, что она живая, и девочка ей не безразлична.

По сути, «Скрежет» – фильм-предостережение. О том, что следует за распадом традиционной семьи, здоровых моделей поведения. Отец Тиньи начисто лишен лидерских качеств, он воспитывает сына, но безразличен к ситуации в целом, ни во что не вникает, не может быть ни главной семьи, ни ее защитником. Осознав, что чудовище в доме, он просто уводит сына в «безопасное» место – его роль в семье низведена до роли няньки.

Символика вылупления, яйца и маски важна для фильма.
Символика вылупления, яйца и маски важна для фильма.

Мать считает себя сильной женщиной, но эта сила имеет болезненную, маниакальную природу. Она не видит в своей дочери человека, а только «проект», ей ни на минуту не приходит в голову, что у Тиньи могут быть свои желания, мечты, стремления. Её бесноватая сила базируется на душевной травме, на обиде, злобе на окружающий мир, не оправдавший ее надежд. Эта женщина не может простить проявлений неидеальности ни себе, ни другим. Не обращая внимания на проблемы окружающих, она создает иллюзорный мир своего видеоблога, в котором выдает желаемое за действительное.

Этой противоестественной ячейке общества противопоставляется любовник матери, молодой отец-одиночка Теро – прямодушный человек, чья жизнь проходит в труде и заботах. Знакомство с «идеальной» женщиной втягивает и его в цепь жутких мистических событий.

-5

В ходе сюжета иногда возникает вопрос: существует ли страшная птица, или это только воплощение подсознания Тиньи, ее подавленной личности, желаний, обид? Впрочем, неоднозначность быстро пропадает: чудовище в мире фильма реально. Ибо олицетворяет реальную угрозу – монстра, что растет в ребенке с поломанной душой. Монстра, способного однажды заменить хозяина. Но монстр этот невинен, как дикий зверь – он лишь порождение сотворенного другими людьми зла и чужой безответственности.

Моя оценка - 9 из 10.

Навигатор по рубрике "Недооцененные фильмы"
Субъективное обозрение4 ноября 2021