На самом деле парадоксально, что ню-метал массово начал синергировать с мат-металом (он же джент, автор не видит особого смысла в разграничении этих понятий, и да, «Djent Is Not a Genre») только в самом конце десятых – начале двадцатых, в рамках оформления движения ню-металкор. Ибо жанры эти по сути являются братьями: и то, и то производные грув-метала — альтернативная и прогрессивная, соответственно.
Другое дело, что пик популярности мат-метала случился тогда, когда оригинальный ню-метал был уже давным-давно похоронен — первая половина десятых. И в качестве примера смешения большая часть соответствующих аудиторий скорее всего вспомнит только Mudvayne с их первыми двумя альбомами, в частности бессмертным треком «Dig». Однако, справедливости ради, ранние Mudvayne были куда ближе к Tool, чем к даже самым ранним формам мат-метала, не говоря уже о Тессеракто-Периферийной братии из следующего десятилетия.
Mudvayne – Dig. Альбом: L.D. 50 (2000)
Предтечи
Но предпосылки слияния этих течений были уже тогда, когда жанр ню-метал ограничивался парой альбомов, а Meshuggah ещё не до конца отошли от косплея Металлики. Ведь до окончательного обретения Мешуггой своего стиля были поляки Kobong, уже со своего дебютного альбома 1995 года выдававшие безумный авангардный микс грува и фанк-метала с переломанными ритмами и джазовым влиянием. Но, к сожалению, уже в 1998 году они распались, так и не составив шведам конкуренции.
Kobong – TakaTuka. Альбом: Kobong (1995)
Kobong – Rwanda. Альбом: Chmury nie było (1997)
При всей прогрессивности за счёт фанковой ритм-секции до ню-метала был один шаг. И этот один шаг был совершён в рамках проекта Neuma, образованного на осколках Kobong. Ошибочно идентифицируемый как маткор, пережатый искорёженный ню-метал, уже испытывающий сильное влияние Meshuggah с одной стороны, и индастриал-метала образца Godflesh в виде громадного нагромождения шумовых эффектов поверх микса — с другой. Но на своём втором альбоме «Weather» (2006) они практически полностью отошли от созданного ими уникального саунда, и вовсе уйдя с головой в авангардный джаз на метальной ритм-секции.
Neuma – It's Time to Leave. Альбом: Neuma (2003)
Neuma – Słonie. Альбом: Weather (2006)
Нью-йоркская группа Neck первоначально играла пост-хардкорный альт-метал, что-то среднее между Helmet и Deftones, только жёстче и с металкорным привкусом. Специфично, но в контексте темы важно не их раннее творчество, а второй альбом «Should My Fist Eye» (1999), где они реализовали совсем уникальный сплав, в котором одновременно можно вычленить и ранний Korn, и Meshuggah, и шугейзовый альт-метал на манер Hum (Deftones тогда ещё не выпустили свой «White Pony»), и прогрессивный металкористый околосладж, напоминающий ранний Mastodon. Следующий их альбом «Smart Bomb in the Swarm» (2006) будет уже стандартным ню-металом с лёгкой металкорной примесью и без каких-либо диких экспериментов. А в будущем половина участников образует небезызвестную маткор-группу Car Bomb.
Neck – Stingmaskii. Альбом: Should My Fist Eye (1999)
Ещё один ню-метальный артефакт — Gizmachi, которые свою главную работу «The Imbuing» (2005) выпустили на ассоциированном со Slipknot независимом лейбле Big Orange Clown, а продюсером выступил сам Шон Крэхан. Но музыкально альбом ориентировался скорее на стиль Mudvayne, но с результатом куда более близким к современному пониманию мат-метала. Также имелся очень сильный привкус диссонансного металкора девяностых, в особенности Candiria. Стилистически передовая пластинка, но слишком опоздавшая — популярность ню-метала тогда уже схлынула.
Gizmachi – Wandering Eyes. Альбом: The Imbuing (2005)
Проложившие мостик от мозголомного оригинального мат-метала к воздушному сладкоголосому дженту десятых SikTh были куда более полистиличны, чем их будущие коллеги. Они свободно перепрыгивали между мат-металом, металкором и альтернативным роком, и также свободно позволяли вставлять в середину полноформатника многоминутный кавер на Ника Кейва в этнической обработке и c ядрёным скримом. Помимо скрима ими использовались и уже те самые джентовые чистоголосья, и навеянные Korn театрализованные надрывные техники. В инструментальной же части ню-метальные влияние у них мимолётны и едва различимы, но упоминания заслуживают.
SikTh – Bland Street Bloom. Альбом: Death of a Dead Day (2006)
SikTh – Tupelo ((Nick Cave & the Bad Seeds cover). Альбом: The Trees Are Dead & Dried Out Wait for Something Wild (2003)
C-187 — звёздный проект элиты прог-метала и техникал дэта.
Гитара: Patrick Mameli (Pestilence)
Бас-гитара: Tony Choy (Atheist, Pestilence, Cynic)
Ударные: Sean Reinert (Cynic, Death, Aghora, Levi / Werstler)
Вокал: Tony Jelencovich (B-Thong, Transport League, Icon in Me)
Звучание совместного проекта участников Pestilence, Cynic и Atheist было, мягко говоря, внезапным: пантероидный грув с сильнейшим влиянием мат-метала и джаз-фьюжена в сопровождение злобной матершиной рэпчины, и это задолго до Hacktivist и DVSR, но аудитория тогда была к такому не готова, и проект остановился на одном альбоме — «Collision» (2007).
C-187 – Cruisin' for a Bruisin'. Альбом: Collision (2007)
Итоги
Все вышеперечисленные примеры по большей части остались разовыми экспериментами, не создавшими волну последователей. В годы расцвета джента (первая половина десятых) будут такие же единичные попытки скрестить его с рэп-металом, пускай и достаточно популярные (уже упомянутые Hacktivist и DVSR). Часть джентовых групп начнёт онюметаливаться вместе с массовым переходом в ню-метал дэткорных и металкорных коллективов (например, Volumes), и наконец в рамках ню-металкора ломаные джентовые риффы станут регулярным компонентом, но произойдёт это по большей части под влиянием прогрессивного металкора и прогрессивного дэткора. Обо всём этом в следующей части.
Другие части серии:
Что такое Nu Metalcore? Большая обзорная статья
Ню-металкор. Часть I: первые шаги, эксперименты ключевых дэткорщиков
Ню-металкор. Часть II: рождение тренда. Стрижём чёлки, надеваем кепки
Закономерное сближение ню-метала и мат-метала. Предтечи
Джентовый рэп-метал и ню-металкор. На перекрёстке трёх поколений
Ню-металкор. Часть III: пекло на границе маткора и ню-метала
Ню-металкор. Часть IV: такой разный ню-дэткор
Ню-металкор. Часть V: оппозиция трэп-металу
Ню-металкор. Часть VI: брутализация и австралийский прорыв
Deftones-core уже не шутка
Блог теперь в ТГ: t.me/doncarcharo