Найти тему

Церковный раскол в России

Оглавление

Более чем 1000-летняя православная история считается в нашей стране чем-то вечным, прочным, незыблемым. А ведь почти 400 лет назад случился в России кровавый церковный раскол. Почему и как это было, расскажу сейчас.

Алексей Михайлович (Тишайший)

Царь Алексей Михайлович был вторым из династии Романовых. Он правил в России с 1645 по 1676 год, кстати, был отцом Петра I. В начале царствования Алексей Михайлович был добрым набожным человеком, в нем еще не было той гордыни, присущей многим представителям многовековых династий. Но он мечтал сделать Россию крепким, прочным государством. Для этого, по его мнению, Москва должна была стать центром православия, как некогда Константинополь, который уже два века находился в руках турок.

Царь Алексей Михайлович
Царь Алексей Михайлович

Именно при Алексее Михайловиче и произошла та самая церковная реформа, которая вызвала жесточайший религиозный раскол верующих и который в меньшей мере, но все-таки разделяет их даже в наше время.

Церковь после смуты

Алексей Михайлович оказался на троне, когда после смуты прошло чуть более 30 лет. В стране продолжался настоящий религиозный кризис. Многие церковнослужители грешили пьянством, развратом, мздоимством, были малограмотны, из-за лени сокращали время церковной службы, нарушали устав, не пользовались уважением у прихожан. Нередки были случаи, когда один певчий пел одну молитву, а рядом второй – совсем другую. Ради экономии времени.

К тому же в российском православном богослужении обнаружились заметные отклонения от греческих церковных книг и обрядов. Большинство русских церковных книг были рукописными, многочисленные ошибки в них появлялись от невнимательности либо безграмотности переписчиков.

-2

Были и другие несостыковки:

  • проскомидия осуществлялась на 5 просфорах, а нужно на 7;
  • аллилуйя повторялась два раза, а нужно три;
  • хождение вокруг аналоя происходило по солнцу, а не против него;
  • крестились двумя перстами, а нужно тремя;
  • не было отпуска из царских врат;
  • не соответствовала канонам одежда монахов и священников и т.д.

Все это вызывало многочисленные вопросы греческих архиереев и монахов. Они считали, что ошибки надо исправить, а обряд богослужения привести в соответствие с установленными в свое время канонами византийской (греческой) веры. Алексей Михайлович, который мечтал сделать Москву Третьим Римом, был с ними в этом вопросе абсолютно согласен. Попытки провести реформу церкви предпринимались и раньше, но ни к чему не приводили. Все изменилось после 1652 года, когда патриархом Московским и всея России стал Никон.

Патриарх Никон
Патриарх Никон

Способы проведения реформы

Еще в самом начале царствования Алексея Михайловича при дворе сложился "Кружок древнего благочестия". В него входили двое глубоко уважаемых царем людей – архимандрит Никон и протопоп Аввакум. Долгое время они были, можно сказать, друзьями.

Протопоп Аввакум заслужил того, чтобы быть изображенным на иконе
Протопоп Аввакум заслужил того, чтобы быть изображенным на иконе

Оба считали, что нужны перемены, но видели их по-разному.

  • Патриарх Никон считал, что исправлением обрядов и церковных книг должны заниматься приезжие греки.
  • Протопоп Аввакум и поддержавшие его московские патриоты и церковные консерваторы считали, что исправления должны происходить на основе древнерусских рукописных книг, все остальное должно остаться неизменным.

Для большинства наших современников нюансы церковной службы малозначительны и непонятны. В XVII веке огромная часть верующих готова была отдать за религию отцов жизнь.

Методы патриарха Никона

Формально годами проведения церковной реформы считаются 1652 – 1666 годы.

ВАЖНО! Нововведения Никона поддержал и Алексей Михайлович.

Став патриархом, Никон сразу же выслал из Москвы бывших товарищей по кружку, дистанцировался от них и царь.

Хотя большинство разночтений носило чисто формальный характер, Никон боролся с ними нещадно. Запылали "старого письма" книги, иконы, а затем и люди, не поддержавшие нововведения, отправлялись на костер.

Никон проводил свою реформу очень жестко. Мероприятия Никона воспринимались как кощунство, несправедливость, усиление гнета со стороны церкви.

В стране произошел церковный раскол. Россия разделилась на никонианцев и старообрядцев. Старообрядцы ассоциировались с добром и справедливостью, они встречали понимание и сочувствие со стороны народа.

Главным символом и предводителем раскола стал протопоп Аввакум. Он прожил тяжелую жизнь, но так и не сдался. В 1664 году он вместе с женой и детьми был сослан на север в Мезень. В 1666 церковным собором отправлен в Пустозерск за Полярный круг, где 15 лет провел в ледяной земляной тюрьме. В 1682 году Аввакум был сожжен на костре.

Боярыня Феодосия Морозова на картине Василия Сурикова демонстрирует крестное знамение двумя перстами. По приказу "Тишайшего" была помещена в земляную яму, гле умерла от голода
Боярыня Феодосия Морозова на картине Василия Сурикова демонстрирует крестное знамение двумя перстами. По приказу "Тишайшего" была помещена в земляную яму, гле умерла от голода

Старообрядчество не исчезло в годы реформы. Считается, что перед революцией 1917 года в России 10% населения придерживались старой веры, существует оно в России и по всему миру и по сей день. Самыми известными старообрядцами были самые успешные купцы и меценаты Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Коноваловы, Мамонтовы, Третьяковы и многие другие.

Самой известной староверкой наших дней является, на мой взгляд, несгибаемая Агафья Лыкова
Самой известной староверкой наших дней является, на мой взгляд, несгибаемая Агафья Лыкова

Как вы думаете, нужна ли была России реформа церкви?

Пишите ваши комментарии, ставьте «👍»

Если вам понравилась статья, пожалуйста, подпишитесь на мой канал – ваша поддержка очень важна для меня! Спасибо!