Найти тему

КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ИНСУЛЬТА У ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ

Инсульт – это острое нарушение мозгового кровообращения, которое может проявляться в различных клинических формах, в зависимости от локализации и объема поражения мозга. Литературные произведения, отражая жизненные реалии, не редко включают в себя описания заболеваний, в том числе и инсультов, которые поражают их персонажей. Рассмотрение таких случаев позволяет не только глубже понять суть заболевания, но и оценить его влияние на судьбы персонажей и ход событий в произведении.

Сосудистые заболевания головного мозга всегда привлекали внимание врачей, летописцев, ученых, писателей, обывателей. В «сказании» преподобного Нестора было представлено удивительно образное описание «паралишной болезни», способов ее лечения и приемов реабилитации у Черноризца Исаакия. В летописи 1152 г. живописалась выразительная клиническая картина инсульта у князя Владимира Галицкого. Есть веские основания распознать инсульт у Новгородского архиепископа Антония («онем, бысть онемев не глаголя 6 и 7 месяцев до смерти»), у великой княгини Марии Всеволожской («лежа в немощи 7 лет, преставилася»).

Не являются исключением из этого правила писатели, художники, музыканты, ученые, артисты, кинорежиссеры. Такая печальная участь постигли в частности, Леонардо да Винчи, Екатерину II, Бориса Годунова, Чарльза Диккенса, В.Скотта, Л.Пастера, Стендаля, Ф.Б. Расстрелли, В.Гюго, Д. Дидро, К.Линнея, И.А. Крылова, М.П. Мусоргского, А. Матисса, О. Домье, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г. Генделя, И.П. Мержеевского, П.А. Преображенского, Г.И. Россолимо, Д. Сикейроса, В.И. Ленина, И.В. Сталина, Ф. Рузвельта, У. Черчилля, Ш. Рамю, М.В. Нестерова, Ф. Паулюса, В.И. Вернадского, Б.С. Дойникова, Л. Висконти, Ф.Феллини, С.С. Прокофьева, А. Миронова, Н. Гундареву, В. Аксенова и др.

Одним из наиболее известных литературных персонажей, столкнувшихся с последствиями инсульта, является герой романа Льва Толстого "Война и мир" – князь Андрей Болконский. После получения тяжелой травмы, которая в современной медицине могла бы быть интерпретирована как причина цереброваскулярного инцидента, князь Андрей испытывает глубокие изменения в своем восприятии мира, что в некоторой степени симулирует постинсультные когнитивные нарушения.

В другом знаменитом произведении – "Анна Каренина" того же автора – старик князь Николай Андреевич Болконский страдает от многочисленных здоровья, которые могут быть трактованы как последствия цереброваскулярных нарушений. Его резкие перепады настроения, изменения в поведении и речи, а также физическая слабость могут указывать на прогрессирующее сосудистое поражение мозга.

Не менее интересен случай Мистера Дрозда из романа Чарльза Диккенса "Домби и сын", где описание состояния персонажа после инсульта детализировано отражает классические симптомы – паралич одной стороны тела, нарушение речи и сложности с координацией. Литературное описание позволяет читателю ощутить всю тяжесть состояния персонажа и его борьбу за возвращение к нормальной жизни.

Интересный клинический случай представлен в произведении "Мартин Иден" Джека Лондона, где главный герой сталкивается с последствиями тяжелого умственного перенапряжения, которое в реальной жизни могло бы спровоцировать ишемический инсульт. Психологические и физические изменения, описанные автором, позволяют предположить о наличии у персонажа серьезных нарушений мозгового кровообращения.

В трагедии У.Шекспира «Генрих IV» из уст Фальстафа и принцев Гарри и Джона мы узнаем об ОНМК у короля. Фальстаф, в частности, сообщал: «И еще я слышал, что с его высочеством приключилась эта масая проклятая апоплексия… это нечто вроде летаргии… источником ее бывает сильное горе, чрезмерные занятия и расстройства мозга». Однако на страницах трагедии ни о каких клинических проявлениях инсульта не сообщалось. Далее события приобретали интригующий и трагический характер, в значительной мере вне классической для инсульта сюжетной линии.

Королю принесли радостную весть о победе и разгроме вражеских сил. Король на это сообщение отреагировал неожиданно и непредвиденно:

«Что же худо мне от радостных вестей?...

Мне радоваться бы известиям добрым,

Но меркнет взор и голова кружится…

О, подойдите! Мне нехорошо!»

Король потерял сознание.

Правомерно высказать предположение о гелоплегии. Этиологическая роль радостных событий и смеха в генезе расстройства сознания и даже печальных исходов известна давно. Однако смущение вызывают слова графа Уорика:

«Не бойтесь принцы: с государем часто

Случаются подобные припадки.

Вы отойдите, воздуху побольше!

Сейчас оправится король».

КОРОЛЬ ГЕНРИХ В ПРЕДСМЕРТНОМ РАЗГОВОРЕ С ПРИНЦЕМ ГЕНРИХОМ.
КОРОЛЬ ГЕНРИХ В ПРЕДСМЕРТНОМ РАЗГОВОРЕ С ПРИНЦЕМ ГЕНРИХОМ.

Частые повторные пароксизмы не свойственны гелоплегии. Зато в значительной мере сходная общемозговая симптоматика может наблюдаться при синкопальных состояниях и транзиторных ишемических атаках.

Далее события приобретают катастрофический характер. Король попросил осторожно его поднять и перенести в другой покой. Спустя непродолжительное время он произнес: «… дышать мне трудно и говорить нет сил…». И «ушел он в последний путь».

Финальная часть болезни не представляется классической для ОНМК. Следовательно, инсульт распознается на основании, главным образом, откровенной и однозначной подсказки писателя.

Предельно лаконичное, но прекрасное описание варианта «банного» инсульта содержит книга И.С. Шмелева «Лето господне»: покойник «от удара в банях помер… Встал в четыре часа, пошел в баню попариться для поста, Левон его и парил… А первый пар, знаешь, жесткий, ударяет. Посинел-посинел, пока цирюльника привели пиявки ставить, а уж он готов. Теперь уж там…».

Вредоносность «парныя бани чрезмерно жаркия» отмечали многие врачеватели. О неблагоприятных последствиях жарких бань С.Г. Забелин писал: «не рассуждая ни сил своих, не обстоятельств… из людей немалое число признается, которые вместо желаемой от жаркой мыльни пользы не сами из оной выходили, но со вредом своим без чувств были вытащены».

Объяснение, почему приглашали цирюльника, находим в другой части романа: цирюльник «хорошо знает по болезням, не хуже фершала. И стрижет, и бреет, и банки-пиявки ставит, и кровь пускает, и всякие пластыри изготовляет».

Такой широкий круг обязанностей цирюльников в значительной мере был связан со следующим событием: «В 1215г. Церковный Собор запретил священникам занятия хирургией и акушерством. Хирургия стала уделом парикмахеров, банщиков и палачей, превратившись в низкопробное ремесло».

Удивительно живописно, красочно, сочно и «вкусно» представлены в коротком рассказе А.П. Чехова «О бренности» события, непосредственно предшествовавшие апоплексии. Дивный рассказ заслуживает того, чтобы быть представленным без купюр.

«Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины… Перед ним, как перед полководцем, осматривающим поле битвы, расстилалась целая картина… Посреди стола, вытянувшись во фронт, стояли стройные бутылки. Тут были три сорта водок, киевская наливка, шатолароз, рейнвейн и даже пузатый сосуд с произведением отцов бенедиктинцев. Вокруг напитков в художественном беспорядке теснились сельди с горчичным соусом, кильки, сметана, зернистая икра (3руб. 40коп. за фунт), свежая семга и прочее. Подтыкин глядел на всё это и жадно глотал слюнки… Глаза его подернулись маслом, лицо покривило сладострастьем…

- Ну, можно ли так долго? – поморщился он, обращаясь к жене, - Скорее, Катя!

Но вот наконец показалась кухарка с блинами… Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. За сим, как бы разжигая свой аппетит наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!... Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, раскрыл рот…

Но тут его хватил апоплексический удар».

Не избежал инсульта и любимый многими персонаж «Поднятой целины» М.А. Шолохова дед Щукарь. После похорон Нагульного и Давыдова, он «пролежал дома, не вставая с кровати, четверо суток, а когда поднялся, старуха заметила, не скрывая своего страха, что у него слегка перекосило рот и как бы повело на сторону всю левую половину лица.

Кадр из фильма "Поднятая целина"
Кадр из фильма "Поднятая целина"

-Да что же это с тобой подделалось?! – в испуге воскликнула старуха, всплеснув руками.

Немного косноязычно, но спокойно дед Щукарь ответил, вытирая слюну, сочившуюся с левой половины рта:

- А ничего такого особенного…

Но когда медленно пошел к столу, оказалось, что приволакивает левую ногу. Сворачивая папироску, с трудом поднял левую руку…

- Не иначе, старая, меня паралич стукнул, язви его! Что-то, замечаю, я не такой стал, каким был недавно, - сказал Щукарь, с удивлением рассматривая неповинующуюся руку.

Через неделю он несколько окреп, уверенней стала походка, без особых усилий мог владеть левой рукой».

Таким образом, в остром периоде наблюдался выраженный левосторонний гемпарез, преимущественно фацио-брахиальный вариант, с хорошим в первую неделю обратным развитием неврологического дефицита.

Несомненно, речь идет об ишемическом инсульте, вероятнее всего в бассейне правой средней мозговой артерии. Если подобная быстрая динамика будет продолжаться и в последующие две недели, можно предполагать малый инсульт (инсульт с обратимым неврологическим дефицитом). Утверждение о том, что «повело на сторону всю левую половину лица» является преувеличением, так как парез мимической мускулатуры по центральному типу касается только мимической мускулатуры нижней половины лица.

Анализируя литературные произведения, можно заметить, что авторы достаточно точно отображают симптомы и последствия инсультов, несмотря на отсутствие в те времена глубоких знаний в области неврологии. Это свидетельствует о внимательном наблюдении писателей за жизнью и их способности передавать нюансы человеческого состояния через слово. Литературные описания инсультов не только расширяют наше понимание клинических вариантов заболевания, но и позволяют глубже сопереживать персонажам, столкнувшимся с таким тяжелым испытанием.

Благодарю за ваши лайки 😍

Подписывайтесь на мой канал

https://dzen.ru/id/5be9714d48bd5200aa056ac1

чтобы жить АКТИВНО и ЗДОРОВО как можно дольше ❤️