Эта авиакатастрофа произошла солнечным августовским днем в прямом смысле слова на глазах у изумленной публики. 28 августа 1988 года несколько сотен тысяч зрителей собрались на американской авиабазе в немецком Рамштайне, чтобы понаблюдать за захватывающими маневрами и фигурами высшего пилотажа. Вместо этого они стали не только свидетелями, но и участниками ужасающей катастрофы, унесшей жизни 70 человек и покалечившей еще около 1000. После той кровавой трагедии были серьезно пересмотрены требования к проведению авиашоу во всем мире.
Незадолго до...
Летом 1988 года жители Кайзерслаутерна – города, находящегося неподалеку от крупнейшей авиабазы США в Германии Рамштайн, написали несколько жалоб и прошений пересмотреть решение о проведении авиашоу, запланированного на 28 августа: их раздражал шум, производимый самолетами.
Казалось бы, жители Кайзерслаутерна уже давно привыкли к гулу истребителей и тяжелых бомбардировщиков. Военные самолеты заходят тут в местный аэродром Рамштайн на посадку или совершают взлет с периодичностью в 10-15 минут, но в тот момент люди как будто чувствовали угрозу своей безопасности.
Несмотря на протесты жителей, шоу состоялось, как и было запланировано. Зрители, приехавшие со всей Германии и из соседних стран, с восторгом наблюдали за фигурами высшего пилотажа, демонстрируемые пилотами-асами из разных стран мира.
Если вам нравится мой контент, то я буду рад подписке и лайку. Это действительно помогает развивать канал и публиковать новые статьи.
Последний вираж
Завершала шоу итальянская пилотажная группа FrecceTricolori (итал. «Трехцветные стрелы»). В ее составе было десять военных самолетов, имевших номера от Pony 1 до Pony 10. Командир группы, 39-летний подполковник Диего Райнери с идентификатором Pony 0, отдавал команды по радиосвязи с автомобиля, расположенного к югу от двух взлетно-посадочных полос, напротив зрительской зоны.
Особенно эффектной считалась летная фигура «Пронзенное сердце»: истребители делились на две группы по 5 и 4 самолёта и совершали »мёртвую петлю», двигаясь в противоположных направлениях и оставляя дымами стилизованное изображение сердца. В нижней точке самолёты расходились на близком расстоянии друг от друга. Десятый истребитель отделялся от основной группы и, выполнив мёртвую петлю в перпендикулярной плоскости, пролетал в непосредственной близости от других самолётов, изображая стрелу, пронзающую сердце. После расхождения самолет пролетал на небольшой высоте прямо над головами зрителей.
Итальянская летная группа состояла из опытных пилотов и провела множество репетиций и тренировок. Однако в день авиашоу удача изменила пилотам.
Десять самолетов полетели в направлении зрителей, а затем разделились: Pony с 1 по 5 с пилотами Нальдини, Алессио, Аккорси, Гуззетти и Вивона описали левую сторону фигуры сердца, четыре машины с 6 по 9 (с Гропплеро ди Троппенбург, Роза, Минискалько и Трикоми) – правую. Затем две группы встретились посередине внизу и пролетели на небольшом расстоянии друг от друга. Пилот одиночного самолета (в тот день им управлял 38-летний Иво Нутарелли) должен был пройти через фигуру сердца к зрителям сзади и чуть выше других девяти самолетов.
Во время маневра машина Нутарелли Pony 10 оказалась чуть ниже, чем планировалось, и задела Pony 2 под управлением Джорджио Алессио, в результате чего разрушилась кабина пилотов. Доли секунды спустя поврежденный Pony 10 врезался слева в хвост ведущего самолета Pony 1, пилотируемого Марио Нальдини, в результате чего он тоже разбился.
Pony 1, в свою очередь, врезался в американский вертолет Sikorsky UH-60 Black Hawk, находившийся в аварийном режиме, который сразу же загорелся. Все семь членов экипажа получили серьезные ранения.
Катастрофа произошла в 15:44 на высоте около 50 м и примерно в 300 м перед зрителями.
В результате столкновения одиночный самолет Pony 10 под управлением Нутарелли загорелся. Он сохранил свою первоначальную траекторию полета, ведущую через взлетно-посадочные полосы к зрителям. Самолет перевернулся, рухнул на землю примерно в 50 м до оцепления зрительской зоны и взорвался.
Отдельные обломки самолета полетели в плотную толпу, а кабина пилота врезалась в рефрижераторный грузовик с мороженым с такой силой, что катапультное кресло развернулось, и пилот Нутарелли катапультировался внутри автомобиля. Позже его тело было найдено там. Зрителей накрыло фонтаном из 800 литров горящего керосина.
Семь оставшихся машин летной группы Frecce Tricolori были слегка повреждены летящими обломками, но все еще управляемы. Из-за повреждения двух взлетно-посадочных полос на авиабазе Рамштайн они приземлились на другой авиабазе - Зембах, находящейся в 20 км.
Неадекватное спасение
По разным причинам в ходе спасательных мероприятий возникали постоянные проблемы. Американских организаторов обвинили в неадекватных мерах предосторожности, плохой координации с властями Германии и использовании так называемой «тактики поля боя», а именно эвакуации раненых с места аварии как можно быстрее вместо оказания им первой медицинской помощи.
Часть спасателей не была сразу допущена на аэродром американскими военными. Других спасателей даже не вызвали, хотя они были готовы к отправке.
Уставом вооруженных сил США в то время предусматривалась скорейшая транспортировка раненых в госпиталь (загрузить и поехать), а не, как это принято в Германии в медицине катастроф, проводить осмотр раненых на месте и оказывать первичную помощь.
В 16:35 немецкая скорая сообщила: «Мы постоянно ищем обожженных пострадавших, которых американцы вырывают у нас из рук и увозят без осмотра».
Несколько человек погибли именно из-за задержки оказания первой помощи.
В результате действий американских военных драматические сцены происходили также в клиниках. Спасательный вертолет, участвовавший в спасательных работах, приземлился в 18:05 в Региональном медицинском центре Ландштуля. Врач скорой помощи этого вертолета так описал свои впечатления:
«Мы обнаружили большое количество сильно обожженных, тяжелораненых пациентов, которых совершенно не лечили. Когда я приземлился в Ландштуле, некоторые сильно обгоревшие люди лежали на деревянных досках без ухода, а врачей на месте не было. Оказав помощь одному пострадавшему и поставив на наблюдение медсестру, прилетевшую с нами, я еще 10 минут ходил по вертолетной площадке военного госпиталя, оказывая помощь нескольким пострадавшим, и ни разу не встретил американского коллегу».
Некоторых раненых доставляли в больницы других городов на пассажирских автобусах. В 18:30 в больницу Людвигсхафена, расположенную примерно в 80 км от авиабазы, прибыл автобус с ранеными. Врач больнице вспоминал: «В автобусе было пять человек с тяжелыми травмами. Врача на этом транспорте не было. Только водитель, незнакомый с местностью и не говоривший по-немецки. Видимо, он бесцельно ездил по Людвигсхафену, пока не нашел больницу».
Больничный хаос
Из-за тактики американских вооруженных сил попытки гражданских врачей оценить ситуацию терялись в хаосе. В результате была выявлена не только общая задержка в оказании помощи, но и чрезмерное лечение безнадежных случаев:
«Безнадежных пациентов сначала транспортировали в ожоговые центры, блокируя реанимационные койки для спасаемых пострадавших. Этого можно было бы избежать путем сортировки на месте».
Большинство пациентов попадали в целевые клиники без документации о ситуации, в которой они были обнаружены, или о мерах, которые уже были приняты.
Уже в больницах обнаруживались новые проблемы: иглы для подкожных инъекций немецких спасателей не подходили к инфузионным системам американских военных и наоборот. Это затрудняло и задерживало введение жидкостей внутривенно или переливание крови.
У подавляющего большинства пострадавших обширные ожоги кожи привели к немедленной смерти или инвалидности или увечьям.
По официальной информации, в авиакатастрофе погибли 70 человек, а именно 66 посетителей авиасалона, пилот вертолета и трое пилотов разбившихся самолетов. Среди погибших посетителей авиашоу числится еще не родившийся ребенок, чья мать выжила с серьезными травмами.
Выводы сделаны
Сообщение о катастрофе в СМИ вызвало во всем мире дискуссию о смысле и бессмыслице авиашоу и нормах безопасности будущих событий. Инцидент также вызвал радикальное переосмысление риска во время исполнеия фигур высшего пилотажа.
В ответ на аварию 29 августа 1988 года в Германии вообще запретили показы фигур высшего пилотажа. Только через три года их снова разрешили со следующими требованиями безопасности:
• Необходимо соблюдать минимальную высоту полета и минимальное расстояние до зрителей.
• Запрещается выполнять маневры над или в направлении зрителей.
• Все маневры должны быть одобрены заранее (как это было и в Рамштайне в 1988 году).
Изменения коснулись и медицинско сферы. В частности, инфузионные канюли с Record-Konus, которые в то время были широко распространены в Германии, были заменены канюлями с международным стандартом конуса Люэра, чтобы обеспечить будущую совместимость между немецкими и зарубежными спасательными службами.
Авария способствовала установлению роли главного врачаскорой во время спасения после крупных катастроф. Как организатор он не занимается уходом за больными. Вместо этого он предназначен для предотвращения хаосаи отвечает за транспартировку пациентов.
После катастрофы впервые в Германии была создана группа реабилитации, в которой пострадавшие и их семьи, а также помощники (полиция, спасатели и парамедики) пытались смириться с пережитым. Таким образом, это событие рассматривается как ключевой импульс для развития групп кризисного вмешательства и экстренной помощи для пострадавших.
Читайте мои другие статьи об авиакатастрофах: