2,2M подписчиков

Зашифровались под русских: Американцы взяли госсектор под цифровой контроль?

1,2K прочитали
ФОТО: ЗЫКОВ КИРИЛЛ /АГЕНТСТВО "МОСКВА"
ФОТО: ЗЫКОВ КИРИЛЛ /АГЕНТСТВО "МОСКВА"

Россия ведёт борьбу с коллективным Западом, а госкомпании и критическая инфраструктура "захвачены" американскими технологиями. Поводов беспокоиться и искать цифровую "пятую колонну" предостаточно, ведь самые чувствительные секторы отечественной экономики буквально завалены западным "железом". О чём вообще речь и как так получилось?

Американские процессоры в наших системах управления полётами, движением поездов, связью, объектами жизнедеятельности, промышленными предприятиями – это бомба замедленного действия. Никто не знает, какие "ошибки" были намеренно заложены создателями этих микрочипов, а ведь специалисты предупреждают об этом не первый год. Считается, что риски тут масштабные – вплоть до удалённого отключения или даже исполнения скрытых задач.

К примеру, можно вывести из строя гидроэлектростанции, нарушить работу систем связи, спровоцировать транспортный коллапс или авиакатастрофу. Китай, уже давно осознавший эти риски, перевёл весь госсектор и критические объекты исключительно на собственное "железо". Неужели мы не пытаемся заместить западные технологии отечественными? Пытаемся. Но это явно не всех устраивает.

Между отечественным и американским

Минпромторг ещё в июне 2020 года создал "Реестр промышленной продукции, произведённой на территории Российской Федерации". В этом перечне сейчас уже 221 040 записей. Каждая из них – это определённое промышленное изделие, которое прошло экспертизу и было признано отечественным минимум на 70%. Нахождение в этом реестре – обязательное условие для того, чтобы осуществлять поставки государственным структурам.

И это очень правильно, ведь в государственной сфере, по идее, не должно быть ничего импортного, верно? Более того, этим изделиям отдаётся предпочтение при закупках юрлицами. Иными словами, попасть в этот реестр – почётно. Это гарантия преимущества при продаже на рынке.

В России есть консорциум "РосСХД", объединяющий целый ряд компаний, работа которых непосредственно связана с импортозамещением в "железе". К примеру, в него входит компания МЦСТ – разработчик процессоров "Эльбрус", на которых у нас уже работают системы хранения данных (СХД) "Госуслуг", базы данных МВД, система управления движением РЖД и ряд систем в оборонке.

Вообще, ни одна крупная госкомпания или учреждение не могут обойтись без СХД. Эти мощные серверы представляют собой полноценные вычислительные машины, это не просто диски для хранения информации. В СХД есть и процессор – мозг любого компьютера. И тут, казалось бы, всё понятно. Нужны СХД – есть их русский производитель, а точнее – сразу целый ворох. Делай и пользуйся. Но, как вы уже догадались, всё не так просто.

В России есть и другой консорциум – АНО "Вычислительная техника" (АНО "ВТ"), в который входит, например, компания YADRO – также разработчик СХД. YADRO долгие годы остаётся компанией, которая заимствует западные IT-решения, локализует их и выпускает на рынок. И конечно, в отличие от компаний "РосСХД", YADRO выпускает продукцию, как правило, на западных процессорах. Так что с того?

Американское – признать русским

Правила нахождения в реестре Минпромторга регулируются одним из главных отраслевых документов – постановлением правительства от 17 июля 2015 г. № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". Правила с каждым годом ужесточаются. Например, с 1 января 2021 года для попадания в реестр производителям СХД уже было необходимо иметь процессор отечественного производства.

И ведь какие красивые были планы! Каждый год производители должны были подтверждать право оставаться в реестре при помощи экспертизы Торгово-промышленной палаты (ТПП) России. Предполагалось даже, что внедрение отечественных процессоров далее затронет ноутбуки, планшеты, смартфоны. То есть было намечено поступательное движение на полное импортозамещение. Но не случилось.

Первый тревожный звонок прозвенел ещё в 2021 году, когда компания YADRO, которую мы уже упоминали, каким-то чудом умудрилась попасть в реестр отечественного "железа" с американским процессором. Увидев это, исполнительный директор "РосСХД" Олег Изумрудов написал открытое письмо на имя Дениса Мантурова, зампреда Дмитрия Чернышенко и министра цифрового развития Максута Шадаева. Это возымело эффект, и продукция на американских процессорах была исключена из реестра. Но лишь на время проверки Генпрокуратурой – как только она завершилась, СХД от YADRO благополучно вернулись обратно.

Нетрудно убедиться, что системы TATLIN, собранные YADRO на американских процессорах, до сих пор находятся в реестре русского "железа" – просто введите в поиск ключевое слово. И это более чем через два года после того, как закон потребовал избавления от западных процессоров.

Но это лишь половина беды

Теперь это законно

Вместо того чтобы исключить такие случаи и ещё сильнее ужесточить отбор, в сентябре 2022 года было принято (а в октябре вступило в силу) постановление о введении балльной системы оценки того, насколько продукция является отечественной. Теперь производитель просто должен будет набрать определённое количество баллов – и вуаля.

Согласно изменённой версии постановления № 719, с 1 января 2023 года производителям систем хранения данных для попадания в реестр необходимо набрать не менее 150 баллов по шкале "принадлежности к отечественному". При этом за отечественный контроллер (крайне простой компонент системы) можно получить сразу 40 баллов. И это – при иностранном процессоре. Так американское лобби фактически победило отечественных разработчиков в России.

Особенно забавно в этой связи выглядит комментарий осведомлённого источника "Коммерсанта", который не видит ничего плохого в "российской технике на условном Intel":

В текущих условиях есть риск, что "Байкалов" и "Эльбрусов" физически не хватит на всех заказчиков. Проще говоря, если у подрядчика на складе есть достаточно серверов с русскими чипами, он выйдет на торги и получит приоритет. Если же запасов физически нет, заказчик сможет спокойно закупить российскую технику на условном Intel.

Так и хочется спросить: а не является ли техника на "условном Intel" не "российской", а "весьма условно российской"? Но мы дадим слово источнику, который, на наш взгляд, гораздо точнее объясняет причины того, почему "Байкалов" и "Эльбрусов" на всех теперь уже не хватит.

В начале 2021 года, когда появилось требование об обязательном российском процессоре в системах хранения данных, буквально очереди стояли из тех, кто хотел перейти на отечественное. Это было не только в "Эльбрусе", это было у всех производителей русских микропроцессоров. Это не то, что хотели взять, потестировать. Они были готовы отдать десятки миллионов рублей, чтобы проплатить производство процессоров для своих нужд. Все хотели перейти на отечественное. У "Байкала" и НПЦ "Элвис" были готовы сотнями тысяч заказывать. То, что я знаю про МЦСТ, – там больше 100 тысяч процессоров готовились заказать с поставкой до конца 2021 года. И если бы не эти лоббисты западного "железа", мы уже к началу 2022 года получили бы сотни и сотни тысяч своих процессоров на складах на территории Российской Федерации,

– рассказал Царьграду бывший начальник отдела проектов по развитию бизнеса АО "МЦСТ" и основатель собственного магазина отечественной микроэлектроники Максим Горшенин.

В необходимом количестве отечественных процессоров не было, требовалось плановое производство. А лоббисты "западных решений" развили небывалую активность.

Введение балльной системы облегчает жизнь тем, кто хочет сохранить применение зарубежного оборудования и процессоров. Введение этой системы лоббирует АНО "Вычислительная техника", учредителями которой являются поставщики зарубежного оборудования. Основная идея балльной системы – исключить требование об обязательном применении российского процессора, вывести это требование за скобки, что позволит набрать необходимые баллы, оставив зарубежный процессор,

– поделился мнением Горшенин.

Кстати, об этом же написал и признанный гуру отрасли – исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский, который сложил с себя полномочия 2 октября, возмутившись введением балльной системы:

Два года АНО ВТ через Минпромторг вносило предложения по переходу на балльную систему критериев, которая позволяла снять ограничения для допуска к регулируемым государством рынкам для продукции зарубежной разработки с поверхностной локализацией производства. Всё это время интересы российских разработчиков защищал вице-премьер Борисов Ю.И. Год назад – в конце сентября 2021-го он лично разбирался с чиновниками Минпромторга, требуя обеспечить спрос на российские разработки оборудования и через них – на российские микропроцессоры. Тогда же обсуждался заказ крупных партий микропроцессоров российской разработки в тайваньской фаундри-компании для создания стратегических запасов.

"Тайваньская фаундри" – это, конечно, завод TSMC, который тогда (в 2021 году) ещё не присоединился к санкциям против России и мог произвести для нашей страны сотни тысяч "Байкалов" и "Эльбрусов" (в России, к сожалению, до сих пор нет производственных мощностей такого высокого цикла, поэтому процессоры собирались там). Ну а теперь уже поезд ушёл. А аргумент о "нехватке" процессоров был использован для того, чтобы протолкнуть балльную систему.

Директор АНО "ВТ" Светлана Легостаева очень рада тому, что принимаются новые правила. В профильных чатах и везде это характеризуют как долгожданную победу. Они говорят: вы же сами видите, процессоров нет, а тут хоть какие-то процессоры будут. Это их линия защиты, которую они подкладывают под балльную систему,

– продолжает Горшенин.

Ничего личного

Ну и "вишенка на торте". Новость от 11 апреля 2023 года: выручка "ИКС холдинга", контролирующего ИТ-бренд YADRO, в 2022 году превысила 90 млрд рублей. При этом выручка выросла более чем в два раза – с 42 млрд рублей годом ранее. А теперь сравните эту сумму хотя бы с той, которая в своё время выделялась, например, на нацпроекты…

Вот так объясняет причину роста выручки портал CNews, который первым получил данные финансовой отчётности компании:

Одним из факторов роста показателей стал повышенный спрос госсектора и крупного бизнеса на СХД, серверы и ИБ-решения.

Вы поняли, да? Спрос на системы с американскими процессорами вырос, вот вам и рост выручки. Вспоминая слова Максима Горшенина, что в 2021 году у отечественных разработчиков была очередь из представителей госсектора и крупного бизнеса, можно только развести руками. Ну как же так?

Проблема в том, что системы на процессорах IBM или Intel ставят на предприятиях нашей критической инфраструктуры, закупая их вполне законно из реестра отечественного "железа". Всё шито-крыто.

Беглый взгляд на портал госзакупок являет нам печальную картину. Например, "Аэрофлот" ещё в том же 2021 году закупил в лизинг программно-аппаратные комплексы YADRO на сумму – внимание! –  в 2 миллиарда 638 миллионов 529 тысяч рублей.

Центральное информационно-техническое таможенное управление приобрело в том же году обновления для серверов YADRO на сумму в 97,8 млн рублей, ВТБ – на 56,3 тыс. долларов (свыше 4 млн рублей), АО "Гринатом" – на 25,3 млн рублей.

И такие примеры можно приводить дальше и дальше, в списке есть и Пенсионный фонд России.

Что с того?

Опасно ли всё это? Безусловно. Особенно в контексте (назовём это мягко) современной международной обстановки. Ведь уже миллион раз говорили, что американские процессоры нельзя использовать для чувствительной инфраструктуры. Ведь старались так и сделать. И всё равно победили те, кто локализует и зарабатывает на этом.

Ведь те же наши "Эльбрусы" – это собственная архитектура процессора, в ней нет и не может быть намеренно заложенных американскими разработчиками "ошибок", которые могут проявить себя в самый неподходящий момент. И мы идём на риски, параллельно позволяя проседать собственному сектору, который развивается и финансируется хуже. Снова побеждает принцип "зачем нам своё, когда мы можем купить импортное". Вот только беспечные времена закончились.

__________

Автор: ЕГОР КУЧЕР