Московские коллеги и друзья часто спрашивают: «А что еще можно посмотреть у вас в Ярославле? Церкви, вроде бы, уже видели, по Волжской набережной прогуливались, музеем Орлова восторгались … Куда бы еще наведаться»?
Ну, красивых мест в Ярославле смотреть – не пересмотреть! В качестве одного из них можно порекомендовать классический ансамбль на улице Республиканской (бывш. Духовской). После недавней реставрации он засиял новыми красками.
Свое название улица Духовская получила от церкви XVII в. во имя Сошествия Святого Духа. Увы, древний храм до наших дней не дошел - был разрушен в 1930-е годы. А вот старинных особняков здесь сохранилось немало.
С конца XVIII века на Духовской селились люди состоятельные, немало преуспевшие в жизни: богатые купцы, дворяне, высокопоставленные чиновники.
Очевидно, три кирпичные дома, возведенные неподалёку от церкви, были в числе первых каменных зданий, построенных на Духовской по регулярному плану Ярославля от 1777 г. На первый взгляд может показаться, что перед нами барская усадьба с двумя подчиненными флигелями. Но насколько известно, крупного дворянского имения здесь не было. Все три дома принадлежали разным хозяевам.
Центральный дом (ул. Республиканская, 35) изначально также представлял собой двухэтажную постройку в стиле провинциального барокко. Впервые он обозначен на плане 1802 г. Однако в первой трети XIXвека особняк был перестроен рукой незаурядного мастера, придавшего зданию черты зрелого классицизма.
Главный фасад увенчал 4-х колонный коринфский портик с треугольным фронтоном и ажурной балюстрадой. Первый этаж украсили рустованные «квадры» и веерные сандрики (завершения окон). Проемы второго, парадного, этажа получили обрамление в виде плавно очерченных филенок. На углах расположились хорошего рисунка пилястры.
И наконец, во второй половине XIX в. убранство дополнила пышная лепнина. Над тремя центральными окнами появились архивольты (дуги) с женскими масками в обрамлении цветов и акантовых листьев.
А вдоль фронтона протянулся декоративный фриз в виде античных лир. Можно предположить, что заказчики были поклонниками искусства – Волковский театр находится в 500-х метрах отсюда.
Но главное достоинство памятника заключается отнюдь не в обилии декора. Последний лишь подчеркивает общую гармонию и соразмерность пропорций, придавая небольшому строению торжественные черты.
О хозяевах дома известно немногое. В 1830-х гг. им владели купцы Кузнецовы, а затем – почётная гражданка Рыбкина, вдова коммерции советника. При доме имелся сад с оранжереей и беседками.
В каталог Ярославского Департамента культуры особняк внесен под именем последнего владельца – Федосеева.
Соседний дом Топленинова (Республиканская, 37) в ансамбле играет явно подчиненную роль. Но в пышности декора мало уступает дому Федосеева. Карниз представляет собой насыщенную композицию из лепных завитков и акантовых листьев. Узорной лепниной обильно украшены панно над окнами второго этажа.
С 1819 г. особняком владели Андрей Васильевич и Надежда Леонидовна Ивановские.
Известно, что дочь их, Ольга Андреевна, была женщиной трудной судьбы. Брак её с капитан-лейтенантом Ащериным сложился несчастливо, и она с тремя детьми вынуждена была перебраться к родителям. Но вскоре её постигло большое человеческое горе - почти одновременно умерли два ребенка. И отчаявшаяся женщина совсем отбилась от рук, практически устранившись от обязанностей по воспитанию оставшейся дочери Нади. Как сказано, творила «своеволие, непослушание и огорчение».
В итоге Ивановские-старшие завещали дом своей малолетней внучке Надежде. Но воля их была оспорена в суде новым мужем «своевольной» дочери Ольги – прапорщиком Алексеем Немовым.
Очевидно, долгое разбирательство закончилось разделом и продажей имущества, поскольку в 1847 г. владельцем особняка значился уже купец Топленинов – торговец ситцами, чулочным товаром, шляпами, духами и помадой. Его наследники не были склонны к семейным катаклизмам, и владели домом вплоть до начала XX в.
Трудно сложилась и судьба расположенного слева дома Энгельгардтов (ул. Республиканская, 33). Причем, именно самого дома, а не его владельцев.
Особняк конца XVIII – первой половины XIX вв. сумел выстоять в самые суровые лихолетья, включая разрушительный Ярославский мятеж 1918 г. и жестокие немецкие бомбардировки времен Великой Отечественной войны. Но пал жертвой хищнической приватизации 1990-х.
Под видом реконструкции подлинный памятник был срыт до основания. А на его месте возведен новодел с существенно искаженными пропорциями. Новых владельцев явно не устраивала высота нижнего полуэтажа. Намеком на некий историзм могут служить, разве что, фигурные сандрики и лепные венки над окнами.
Меж тем, история домовладения крайне примечательна. В 1899 году особняк был приобретен врачом Александром Владимировичем Энгельгардтом. Молодой выпускник Юрьевского университета внес огромный вклад в развитие ярославского здравоохранения. Возглавляя отделение акушерства и гинекологии Губернской земской больницы, он заслужил в городе славу лучшего, «от Бога», специалиста.
В уставе собственной лечебницы Энгельгардта было записано: «операции, признаваемые необходимыми для спасения жизней, должны проводиться независимо от соглашения о плате». Интересно, есть ли такое в уставах современных частных клиник?
В доме провел детские и школьные годы его сын Владимир Александрович Энгельгардт (1894-1984), ставший впоследствии светилом мировой науки. Его труды в области молекулярной биологии получили высочайшую оценку, были удостоены Сталинской премии первой степени. Позже академик Энгельгардт стал лауреатом многих международных наград.
И вот, в итоге - имеем, что имеем. Но, по крайней мере, на памятном месте не зияет провал, поросший бурьяном, или хуже того – не стоит дизайнерский коттедж «а ля Рублёвка» с лифтовой башней.
Дом сейчас заново отремонтирован. В каталоге Ярославского Департамента культуры он без излишних комментариев значится в статусе «памятника регионального значения» XIX в. (!) - в сопровождении «паспорта охраняемого объекта» и 11-ти черно-белых фото 1960-х гг. Однако из заголовка изъяты сведения о принадлежности дома Энгельгардтам
М-да, тут невольно вспомнился Вильям наш Шекспир:
Есть многое на свете, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам!
Один из столичных друзей, осмысливая эту коллизию, философски заключил: «Ну, в конце концов, в Москве храм Христа Спасителя и дворец в Коломенском тоже новоделы. Равно как и «Измайловский кремль» …
Как бы то ни было, три дома на Духовской (ныне Республиканской ул.) образуют выразительную классическую композицию, живо воскрешающую облик старого губернского Ярославля. Расположены они неподалёку от Волковского театра, в трёхстах метрах от музея Собинова. Помнится, «дом Орфея русской сцены» как-то тоже порекомендовал к посещению