Найти тему

ПОРАТО БАСКО

Большинство крестьянских костюмов, сохранившихся в сундуках наших бабушек и в фондах музеев сшиты из домотканной ткани. Процесс создания любого костюма был весьма непростым. Для того, чтобы одежда была не только удобной, но и красивой, домотканый льняной холст надо было покрасить и нанести узор. Таким способом создавался, например, сарафан-синяк с набивным рисунком (на фото) Давайте попробуем заглянуть в прошлое и разобраться, каким образом грубый льняной холст превращался в синюю ткань с белым узором.

В 1960-е годы в деревнях еще помнили имена мастериц, славившихся умением хорошо красить холст. На Пинеге, в нынешней деревне Городецк, узоры печатали в мастерских Анны Матвеевны Никифоровой и Прасковьи Дмитриевны Ошуковой. В деревне Кеврола работала мастер Устинья Павловна Залывская, в Верколе — Настасья Максимовна Минина, в д. Прилук- мастер Дементий Александрович Лазарев, им была выполнена набойка для косоклинного сарафана, который хранится сейчас в государственном русском музее (см.фото).

Мастер Д.А. Лазарев. Cарафан. Конец XIX века. Пинежский уезд Архангельской губ. Государственный Русский музей
Мастер Д.А. Лазарев. Cарафан. Конец XIX века. Пинежский уезд Архангельской губ. Государственный Русский музей

"Кубовая набойка"- один из самых древних способов нанесения рисунка на ткань. Кубовая – потому что окрашивание происходило в чане, который назывался куб. В кубе находился раствор индиго в сочетании с железным купоросом и негашеной известью, сам по себе индиго в воде не растворяется и без дополнительных веществ не обойтись.

Узор наносился путем "набивания" (нанесения) на ткань резервного состава, который не давал прокрашиваться определенным участкам ткани. Этот состав назывался ВАПА. В деревне
Веркола синильщица Настасья Максимовна Минина, готовила вапу так- размягчала белую привозную глину, смешивала ее с разведенным медным купоросом и добавляла в смесь топленый воск, купленный в монастыре. Затем вапа наносилась на доску для набивания узора (см.фото). Доски для набивания, с различными рисунками, приобретались на ярмарках. С доски, приложенной к холсту, растянутому на столе, печатался узор. При набивке крупного узора с большой доски, мастер стучал по доске киянкой для лучшего отпечатывания краски.
Затем холст опускался в большой чан (куб) с синей краской (индиго) и прокрашивался. Прокрашивался весь, кроме мест, куда была нанесена вапа. Следующая операция состояла в отквашивании вапы особым составом. И тогда на голубом фоне проступал рисунок. Холсты тщательно пропаласкивались в реке, сушились и, для придания им красивого вида, до блеска натирались воском большим стеклянным диском (лощилом).
Готовый холст передавался заказчику..