Большинство крестьянских костюмов, сохранившихся в сундуках наших бабушек и в фондах музеев сшиты из домотканной ткани. Процесс создания любого костюма был весьма непростым. Для того, чтобы одежда была не только удобной, но и красивой, домотканый льняной холст надо было покрасить и нанести узор. Таким способом создавался, например, сарафан-синяк с набивным рисунком (на фото) Давайте попробуем заглянуть в прошлое и разобраться, каким образом грубый льняной холст превращался в синюю ткань с белым узором.
В 1960-е годы в деревнях еще помнили имена мастериц, славившихся умением хорошо красить холст. На Пинеге, в нынешней деревне Городецк, узоры печатали в мастерских Анны Матвеевны Никифоровой и Прасковьи Дмитриевны Ошуковой. В деревне Кеврола работала мастер Устинья Павловна Залывская, в Верколе — Настасья Максимовна Минина, в д. Прилук- мастер Дементий Александрович Лазарев, им была выполнена набойка для косоклинного сарафана, который хранится сейчас в государственном русском музее (см.фото).
"Кубовая набойка"- один из самых древних способов нанесения рисунка на ткань. Кубовая – потому что окрашивание происходило в чане, который назывался куб. В кубе находился раствор индиго в сочетании с железным купоросом и негашеной известью, сам по себе индиго в воде не растворяется и без дополнительных веществ не обойтись.
Узор наносился путем "набивания" (нанесения) на ткань резервного состава, который не давал прокрашиваться определенным участкам ткани. Этот состав назывался ВАПА. В деревне Веркола синильщица Настасья Максимовна Минина, готовила вапу так- размягчала белую привозную глину, смешивала ее с разведенным медным купоросом и добавляла в смесь топленый воск, купленный в монастыре. Затем вапа наносилась на доску для набивания узора (см.фото). Доски для набивания, с различными рисунками, приобретались на ярмарках. С доски, приложенной к холсту, растянутому на столе, печатался узор. При набивке крупного узора с большой доски, мастер стучал по доске киянкой для лучшего отпечатывания краски.
Затем холст опускался в большой чан (куб) с синей краской (индиго) и прокрашивался. Прокрашивался весь, кроме мест, куда была нанесена вапа. Следующая операция состояла в отквашивании вапы особым составом. И тогда на голубом фоне проступал рисунок. Холсты тщательно пропаласкивались в реке, сушились и, для придания им красивого вида, до блеска натирались воском большим стеклянным диском (лощилом).
Готовый холст передавался заказчику..