Живопись Дельфена Анжольра́ — это про чувственность и элегантность. Про кропотливую работу со светом. Про едва заметные, но очень важные элементы ориентализма, подчас спасающие всю композицию. Это европейское искусство, которое ещё не боялось само себя. Живопись, которая была, а не казалась.
Была ли она наивной? — не более чем творения иных французских академистов рубежа веков. Была ли она салонной? — о да, ещё какой!
Но в век сумасшедших перемен, когда Время понеслось стремительным галопом, а История закрутилась в опаснейших водоворотах, из которых выбрались живыми далеко не все течения изобразительного искусства, пастельные гимны женственности, уюту и умиротворению за авторством господина Анжольра́ — выжили. Были востребованы публикой, имели успех на выставках под эгидой Ассоциации французских художников и скульпторов, раскупались и перепродавались «на ура» в первой четверти XX столетия. Стали отрадой для глаз и предметом гордости состоятельных ценителей к его середине.
Это сейчас европейской живописи важнее казаться. Социальной повесткой, политическим заявлением, культурной деконструкцией, да чем угодно, лишь бы не самою собой. Попробуйте сегодня заявить, что видите женщину в роли чьей-то возлюбленной, идеала, источника вдохновения, предмета воздыхания... А вот Дельфен Анжольра́ заявлял. Облачая модели в шёлк и даря их телам кожу, что нежнее этого самого шелка. Щедро «разливая» масло и ладан по заднему плану, не боясь классики «греческих» профилей, умея преподнести будничное значимым, а бытовое — элитарным.
Впрочем, в самом начале своей успешной карьеры наш герой предпочитал писать пейзажи. И уже тогда проявил себя замечательным мастером линии и тонального отношения. Позже он «переключился» на портреты, и лишь затем, «транзитом» через увлечение жанровыми зарисовками, нашёл подлинного творческого «Я». Классическое cherchez la femme, дорогой читатель...
Всё ли нам, скромным авторам канала «Живопись», нравится в его произведениях? Ну конечно же нет. Являются ли сомнительные, с иногда и явно неудачные технические и стилистические ходы мастера следствием желания сосредоточиться на главной теме творчества? Безусловно. Но давайте честно: если поставить перед мужской аудиторией любой картинной галереи самый выверенный из ранних пейзажей и самую непроработанную из поздних жанровых сцен Анжольра́, посвященных прекрасной деве — ноль сомнений в том, которая из этих работ порадует означенную аудиторию сильнее. Как бы она потом не отнекивалась и как бы убедительно не убеждала в обратном 😉
Скажете, что эксплуатация чувственности — ложный путь? Ваша воля, Ваше право. Но не круглый же год нам с Вами «питаться зеленью» пейзажей? Хотя бы иногда да нужно презреть политику и обратиться к более чувственным мотивам. Когда же, если не сейчас, в дни, когда красавица-весна вступает в свои права?
Приятного просмотра, дорогой читатель!
Автор: Лёля Городная