Найти в Дзене
Мышь библиотечная

Есть в графском парке чёрный пруд: феномен Миледи

Доброго вам пасхального утра, дорогие друзья! Поговорим сегодня в очередной раз о любви и страсти в мировой литературе. Недавно один из подписчиков сравнил Манон Леско и Миледи, что и сподвигло меня на анализ этого литературного образа. Прошу помнить, что все нижесказанное - моя точка зрения, а не истина в последней инстанции. Спорить можно, возражать можно, относясь с уважением ко всем собеседникам вне зависимости от точки зрения. Пожалуйста, не забывайте оставить хоть несколько слов в комментариях: по новым правилам Дзена учитывается только активность подписчиков. А по понедельникам, как обычно, розыгрыш приза от канала среди подписчиков. Итак - Миледи. Она же Анна де Бейль, она же Шарлотта Баксон, она же графиня де Ла Фер, она же леди Винтер, она же леди Кларик... Злодейка ослепительной красоты и немыслимой силы духа. Трех мушкетеров она приводила в ужас, ее сам (сам!) всесильный кардинал опасался, д'Артаньян, как ранее граф де ла Фер, пал жертвой ее чар, она помогла своему супругу
Иллюстрация Д. Гордеева к роману "Три мушкетера". Из открытого источника
Иллюстрация Д. Гордеева к роману "Три мушкетера". Из открытого источника

Доброго вам пасхального утра, дорогие друзья! Поговорим сегодня в очередной раз о любви и страсти в мировой литературе. Недавно один из подписчиков сравнил Манон Леско и Миледи, что и сподвигло меня на анализ этого литературного образа. Прошу помнить, что все нижесказанное - моя точка зрения, а не истина в последней инстанции. Спорить можно, возражать можно, относясь с уважением ко всем собеседникам вне зависимости от точки зрения.

Пожалуйста, не забывайте оставить хоть несколько слов в комментариях: по новым правилам Дзена учитывается только активность подписчиков. А по понедельникам, как обычно, розыгрыш приза от канала среди подписчиков.

Итак - Миледи. Она же Анна де Бейль, она же Шарлотта Баксон, она же графиня де Ла Фер, она же леди Винтер, она же леди Кларик... Злодейка ослепительной красоты и немыслимой силы духа. Трех мушкетеров она приводила в ужас, ее сам (сам!) всесильный кардинал опасался, д'Артаньян, как ранее граф де ла Фер, пал жертвой ее чар, она помогла своему супругу покинуть этот свет и присвоила его состояние и титул, по ее милости едва не впала в опалу целая королева Франции, фанатик, которого она обольстила, убил главу английского правительства - герцога Бэкингема... Воистину, для этой женщины не существовало ничего невозможного, все ей было по плечу!

Но до появления во французском обществе идеи о свободной и равноправной женщине - еще целых полтора столетия. Лишь полтора столетия спустя эту идею родит Французская революция - и Теруань де Мерикур поведет на штурм Бастилии женщин восставшего Парижа. С саблей и пистолетом в руках. С того времени было признано, что женщина может быть сама себе голова и вообще ровней мужчинам, хотя феминистское движение появилось гораздо позже. Идея появилась, не появилось место в обществе для свободной и равноправной женщины. Для этого понадобится еще много лет. А пока... пока это место приходится добывать с бою.

Александр Дюма жил именно в эту эпоху - эпоху запроса общества на свободную женщину. Дюма был природный гений, он чувствовал настроения эпохи. И он современный ему характер поместил в блестящий и грубый семнадцатый век - о, там ему было где развернуться!

И что же у нас получается? А получается у нас, что в высшее общество простолюдинка могла пробиться только любовью и коварством. Чтобы это осуществить - нужно быть монстром в обличье ангела. Выбор молоденькой девушки был таков: стать демоном - или остаться ничтожеством. Она выбрала первое...

Уголовное дело роковой красотки начинается в совсем юном возрасте. "Невесте графа де Ла Фер всего шестнадцать лет..." (с) И к шестнадцати годам она уже - преступница. Она уже успела совратить священника и толкнуть его на путь порока. Бедняга был осужден и заклеймен, а палач, мстя за брата-священника, выследил красотку и заклеймил ее по собственному почину.

В юную красавицу влюбляется граф де Ла Фер, как порядочный человек женится на ней и делает ее графиней - ее, сироту неизвестного происхождения. Но увидел на ее плече клеймо - и, не долго думая, повесил. С горя ушел в запой, а затем подался в мушкетеры...

Иллюстрация М. Лелуара к роману "Три мушкетера". Из открытого источника
Иллюстрация М. Лелуара к роману "Три мушкетера". Из открытого источника

А девица-то немножко повисела - и слезла. Выжила, в общем. И решила от греха подальше убраться за море. Там вышла замуж за лорда, спровадила его на тот свет - и осталась молодой, богатой и красивой вдовицей.

Для чего она соблазняет д'Артаньяна? Неужто влюблена? Да нет, она просто хочет, чтобы он отомстил за нее - убил на дуэли негодяя, посмевшего оскорбить ее пренебрежением. А оскорбил ее д'Артаньян - так она в отместку убивает его любовницу...

Попала за решетку - соблазнила офицера стражи и подговорила его убить Бэкингема. Ну, что ей необходимо освободиться самой - это понятно. А устранение Бэкингема - это чтобы выполнить задание и получить гонорар.

Миледи обольщает Джона Фельтона. Иллюстрация Д. Гордеева. Из открытого источника
Миледи обольщает Джона Фельтона. Иллюстрация Д. Гордеева. Из открытого источника

Ей их не жаль. Они все хотят власти над ее душой и ее телом. Они по праву рождения ощущают свое мужское превосходство над ней. Ах, так? Ну погодите, она еще их всех в бараний рог скрутит...

Вообще говоря, Миледи - не просто там какая-то злодейка, она для государства человек полезный. Ни много ни мало - сотрудница спецслужб. Можно сказать, человек трудящийся. Ее зарплата достается ей не за красивые глаза - за нее она рискует головой. В общем, наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна... Да такая женщина - просто подарок для любой разведки!

Но кончился путь этой суперменши семнадцатого века бесславно - за все хорошее мушкетеры нанимают того самого палача. И он ее казнит. Предполагается, что поделом. А все же жалко ее красоты и обаяния...

Иллюстрация Мориса Лелуара. Из открытого источника
Иллюстрация Мориса Лелуара. Из открытого источника

Вы подумайте, сколько в этой женщине сконцентрировано выдающихся качеств! Она чертовски умна и при этом женственна и страстна, она предприимчива, мужественна, хладнокровна... Этими качествами можно только восхищаться. Но - издали. Потому что при всем том она чудовищно безнравственна и эгоистична. Она не умеет любить в принципе. Она не способна на бескорыстные отношения. Всегда и во всем для нее во главе угла - ее наслаждение, ее выгода, ее интересы. Ради своей выгоды она в любой момент готова на любое преступление, она перешагнет через кого угодно, чужая жизнь для нее ничего не стоит. Этой женщине нельзя доверять - никогда и ни в чем.

Дюма задумал Миледи и воссоздал на страницах своего романа как символ абсолютного порока. Клеймо на плече - это именно оно, символ. Поэтому граф де Ла Фер свою юную супругу повесил, а не слился с ней в рыданиях о прошлых ее страданиях. Миледи - характер абсолютно простой, без нюансов, черно-белый - такой своего рода "плохой парень". Первая в мире женщина-вамп. Одно сплошное злодейство без полутонов. Скажете, так в жизни не бывает, в любом человеке есть что-то хорошее? Ну, возможно... Хотя, быть может, и не в любом. Но почти в любом, согласна. Но ведь Миледи - не реалистическая героиня, а романтическая. Она романтична в той степени, в которой может быть романтичен дьявoл.

И эта романтичная злодейка - давайте это отметим - новый типаж в мировой литературе, хотя впоследствии у нее будет много подражателей и последователей. Ведь раньше литературные злодеи были, как правило, не красавцами, а то и откровенными уродами. Были обычно не слишком умны, хотя порою изобретательно хитры, и не слишком смелы. И всегда были не ровней герою положительному, находясь ступенью ниже на человеческой лестнице.

А вот Миледи - она, пожалуй, и по силе человеческой превосходит любого из своего окружения. Не говоря уже об обаянии ее красоты. Она предприимчивее и умнее их всех, хладнокровнее и смелее. За ее головой ведет охоту закон, ее враги многочисленны, но лишь один-единственный раз она не смогла выйти победительницей. А ведь, уже в лодке палача, она сумела освободиться от веревок, она уже бежала - но поскользнулась и осталась на коленях, потому что ей пришла в голову мысль, что ее оставил Бог... Так может, это Бог ее победил и покарал, а не люди?

Вот такой образ, такой парадоксальный контраст между небесной красотой, стальной волей, острым умом - и абсолютно черной душой... Один за другим мужчины становятся жертвами женщины, более сильной, чем они - жертвами, инструментом ее воли, ее игрушками. Она их использует, как ей нужно, и меняет по мере надобности. Отольются еще котам мышкины слезы, когда хозяйка жизни выходит на охоту...

Какой все-таки потрясающий образ создал Дюма!

Констанция и Миледи в монастыре. Иллюстрация Д. Гордеева. Из открытого источника
Констанция и Миледи в монастыре. Иллюстрация Д. Гордеева. Из открытого источника
Пожалуйста, оставляйте свои комментарии - это важно для канала. Если вы еще не подписаны на канал - присоединяйтесь к нам, мы будем рады! Если у вас есть возможность поделиться публикацией в соцсетях - пожалуйста, сделайте это, вы очень поможете каналу. Стрелочка "Поделиться" находится под публикацией.

Дорогие друзья! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать канал донатом - буду благодарна и публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление: 2202 2002 7693 2231, Ольга Анатольевна Б.

Жду вас снова!

Из открытого источника
Из открытого источника