Доброго вам пасхального утра, дорогие друзья! Поговорим сегодня в очередной раз о любви и страсти в мировой литературе. Недавно один из подписчиков сравнил Манон Леско и Миледи, что и сподвигло меня на анализ этого литературного образа. Прошу помнить, что все нижесказанное - моя точка зрения, а не истина в последней инстанции. Спорить можно, возражать можно, относясь с уважением ко всем собеседникам вне зависимости от точки зрения.
Пожалуйста, не забывайте оставить хоть несколько слов в комментариях: по новым правилам Дзена учитывается только активность подписчиков. А по понедельникам, как обычно, розыгрыш приза от канала среди подписчиков.
Итак - Миледи. Она же Анна де Бейль, она же Шарлотта Баксон, она же графиня де Ла Фер, она же леди Винтер, она же леди Кларик... Злодейка ослепительной красоты и немыслимой силы духа. Трех мушкетеров она приводила в ужас, ее сам (сам!) всесильный кардинал опасался, д'Артаньян, как ранее граф де ла Фер, пал жертвой ее чар, она помогла своему супругу покинуть этот свет и присвоила его состояние и титул, по ее милости едва не впала в опалу целая королева Франции, фанатик, которого она обольстила, убил главу английского правительства - герцога Бэкингема... Воистину, для этой женщины не существовало ничего невозможного, все ей было по плечу!
Но до появления во французском обществе идеи о свободной и равноправной женщине - еще целых полтора столетия. Лишь полтора столетия спустя эту идею родит Французская революция - и Теруань де Мерикур поведет на штурм Бастилии женщин восставшего Парижа. С саблей и пистолетом в руках. С того времени было признано, что женщина может быть сама себе голова и вообще ровней мужчинам, хотя феминистское движение появилось гораздо позже. Идея появилась, не появилось место в обществе для свободной и равноправной женщины. Для этого понадобится еще много лет. А пока... пока это место приходится добывать с бою.
Александр Дюма жил именно в эту эпоху - эпоху запроса общества на свободную женщину. Дюма был природный гений, он чувствовал настроения эпохи. И он современный ему характер поместил в блестящий и грубый семнадцатый век - о, там ему было где развернуться!
И что же у нас получается? А получается у нас, что в высшее общество простолюдинка могла пробиться только любовью и коварством. Чтобы это осуществить - нужно быть монстром в обличье ангела. Выбор молоденькой девушки был таков: стать демоном - или остаться ничтожеством. Она выбрала первое...
Уголовное дело роковой красотки начинается в совсем юном возрасте. "Невесте графа де Ла Фер всего шестнадцать лет..." (с) И к шестнадцати годам она уже - преступница. Она уже успела совратить священника и толкнуть его на путь порока. Бедняга был осужден и заклеймен, а палач, мстя за брата-священника, выследил красотку и заклеймил ее по собственному почину.
В юную красавицу влюбляется граф де Ла Фер, как порядочный человек женится на ней и делает ее графиней - ее, сироту неизвестного происхождения. Но увидел на ее плече клеймо - и, не долго думая, повесил. С горя ушел в запой, а затем подался в мушкетеры...
А девица-то немножко повисела - и слезла. Выжила, в общем. И решила от греха подальше убраться за море. Там вышла замуж за лорда, спровадила его на тот свет - и осталась молодой, богатой и красивой вдовицей.
Для чего она соблазняет д'Артаньяна? Неужто влюблена? Да нет, она просто хочет, чтобы он отомстил за нее - убил на дуэли негодяя, посмевшего оскорбить ее пренебрежением. А оскорбил ее д'Артаньян - так она в отместку убивает его любовницу...
Попала за решетку - соблазнила офицера стражи и подговорила его убить Бэкингема. Ну, что ей необходимо освободиться самой - это понятно. А устранение Бэкингема - это чтобы выполнить задание и получить гонорар.
Ей их не жаль. Они все хотят власти над ее душой и ее телом. Они по праву рождения ощущают свое мужское превосходство над ней. Ах, так? Ну погодите, она еще их всех в бараний рог скрутит...
Вообще говоря, Миледи - не просто там какая-то злодейка, она для государства человек полезный. Ни много ни мало - сотрудница спецслужб. Можно сказать, человек трудящийся. Ее зарплата достается ей не за красивые глаза - за нее она рискует головой. В общем, наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна... Да такая женщина - просто подарок для любой разведки!
Но кончился путь этой суперменши семнадцатого века бесславно - за все хорошее мушкетеры нанимают того самого палача. И он ее казнит. Предполагается, что поделом. А все же жалко ее красоты и обаяния...
Вы подумайте, сколько в этой женщине сконцентрировано выдающихся качеств! Она чертовски умна и при этом женственна и страстна, она предприимчива, мужественна, хладнокровна... Этими качествами можно только восхищаться. Но - издали. Потому что при всем том она чудовищно безнравственна и эгоистична. Она не умеет любить в принципе. Она не способна на бескорыстные отношения. Всегда и во всем для нее во главе угла - ее наслаждение, ее выгода, ее интересы. Ради своей выгоды она в любой момент готова на любое преступление, она перешагнет через кого угодно, чужая жизнь для нее ничего не стоит. Этой женщине нельзя доверять - никогда и ни в чем.
Дюма задумал Миледи и воссоздал на страницах своего романа как символ абсолютного порока. Клеймо на плече - это именно оно, символ. Поэтому граф де Ла Фер свою юную супругу повесил, а не слился с ней в рыданиях о прошлых ее страданиях. Миледи - характер абсолютно простой, без нюансов, черно-белый - такой своего рода "плохой парень". Первая в мире женщина-вамп. Одно сплошное злодейство без полутонов. Скажете, так в жизни не бывает, в любом человеке есть что-то хорошее? Ну, возможно... Хотя, быть может, и не в любом. Но почти в любом, согласна. Но ведь Миледи - не реалистическая героиня, а романтическая. Она романтична в той степени, в которой может быть романтичен дьявoл.
И эта романтичная злодейка - давайте это отметим - новый типаж в мировой литературе, хотя впоследствии у нее будет много подражателей и последователей. Ведь раньше литературные злодеи были, как правило, не красавцами, а то и откровенными уродами. Были обычно не слишком умны, хотя порою изобретательно хитры, и не слишком смелы. И всегда были не ровней герою положительному, находясь ступенью ниже на человеческой лестнице.
А вот Миледи - она, пожалуй, и по силе человеческой превосходит любого из своего окружения. Не говоря уже об обаянии ее красоты. Она предприимчивее и умнее их всех, хладнокровнее и смелее. За ее головой ведет охоту закон, ее враги многочисленны, но лишь один-единственный раз она не смогла выйти победительницей. А ведь, уже в лодке палача, она сумела освободиться от веревок, она уже бежала - но поскользнулась и осталась на коленях, потому что ей пришла в голову мысль, что ее оставил Бог... Так может, это Бог ее победил и покарал, а не люди?
Вот такой образ, такой парадоксальный контраст между небесной красотой, стальной волей, острым умом - и абсолютно черной душой... Один за другим мужчины становятся жертвами женщины, более сильной, чем они - жертвами, инструментом ее воли, ее игрушками. Она их использует, как ей нужно, и меняет по мере надобности. Отольются еще котам мышкины слезы, когда хозяйка жизни выходит на охоту...
Какой все-таки потрясающий образ создал Дюма!
Пожалуйста, оставляйте свои комментарии - это важно для канала. Если вы еще не подписаны на канал - присоединяйтесь к нам, мы будем рады! Если у вас есть возможность поделиться публикацией в соцсетях - пожалуйста, сделайте это, вы очень поможете каналу. Стрелочка "Поделиться" находится под публикацией.
Дорогие друзья! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать канал донатом - буду благодарна и публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление: 2202 2002 7693 2231, Ольга Анатольевна Б.
Жду вас снова!