А это точно Горький? - услышав этот вопрос в самом начале спектакля, я внутренне улыбнулась. Значит, УДАЛОСЬ.
"Дачники" и в самом деле не самая типичная для Максима Горького пьеса, думаю, многие бы с лёгкостью приписали её авторство Антону Павловичу Чехову....) И тем не менее, это Горький с его любимым приёмом противопоставления друг другу разных слоёв общества.
Так что же спектакль и почему удалось? Сейчас расскажу.
Сцену на Перовской (бывший Театр на Перовской, не так давно ставший частью Московского Театра Иллюзии) я люблю давно. За камерность, за искренность, за волшебство настоящего театра.
И сегодняшнюю премьеру ждала с нетерпением и большим любопытством.
Во-первых, "Дачники" - пьеса многослойная и простая только на первый взгляд, а внутри такая глубина, которую впору сравнить с бушующим океаном. И было очень интересно, насколько глубоко случится погружение и случится ли.
Во-вторых, режиссёр спектакля Заслуженный артист Российской Федерации Сергей Векслер, который с недавнего времени стал главным режиссёром Московского театра иллюзии. И поэтому посмотреть "Дачников" для меня было принципиально важно, совпадём мы или нет?
Волнительно? Ещё бы!
Так вот. Скажу сразу, совпало ВСЁ!
"Дачники" Сцены на Перовской - идеальный спектакль! В нём гармонично всё, и декорации, и костюмы, и игра буквально каждого из актёров.
На поклонах у меня просто глаза разбегались, хотелось охватить всех, запечатлеть в памяти и надолго.
Удивительная вещь, но именно на этом спектакле я полюбила всех персонажей! Да-да! Абсолютно всех! Хотя казалось бы, главный посыл пьесы - так показать жизнь русских интеллигентов, чтоб вызвать осуждение, ведь они наслаждаются жизнью, в то время, как низшие слои русского общества живут фактически в бедности.
Но вот сцена за сценой шелуха безбедной и внешне спокойной и счастливой жизни отваливается, обнажая правду: здесь нет по-настоящему счастливых и довольных своей жизнью людей!
Варвара (Лариса Капустина) - бездетная жена преуспевающего адвоката Басова, вдруг признаётся брату, что ей хочется сбежать от этой дачной жизни и делать что-то большое и серьёзное.
Влас (Александр Поваляев) в свою очередь заявляет, что не любит и не уважает никого из местных дачников, включая и мужа сестры.
Сам Басов (Павел Ремнёв) отчаянно скучает, ленится и развлекается только тем, что играет в шахматы и бесконечно перемывает косточки всем и каждому.
Калерия (Юлия Малинина), незамужняя сестра Басова, экзальтированная особа, пишущая стихи и отчаянно мечтающая выйти замуж, тоже не очень-то счастлива в своём одиночестве.
Так же и со всеми остальными. Они все отчаянно стараются взять от жизни всё, что возможно, мечтают о спокойной размеренной жизни на долгие годы, но.. даже Суслов (Александр Серов-Останкинский) - самый отчаянный и идейный "потребленец" не может не реагировать на проблемы со стройкой и болезненно переживает взаимоотношения с ветреной и взбалмошной женой Юлией Филипповной (Татьяна Волкова)
Это было абсолютное погружение в реальную дачную жизнь интеллигенции начала XX века. И конечно, немалое значение имеют великолепные костюмы художника Светланы Румянцевой, точные, простые и сложные одновременно, и неизменно преображающие каждого.
И как преображается сцена, превращаясь то в дачный двор, то в гостиную, то в поляну для пикника.
И как же чётко прописан каждый из персонажей, как потрясающе играют актёры!
Я отчаянно сочувствовала Варваре, жалела Калерию, понимала Ольгу (Тамара Карант) и восхищалась Марьей Львовной (Елена Штепенко), а ведь когда-то мне претила её нерешительность и трусость. В общем, я не осталась равнодушной ни к одному!
Какой трогательной получилась сцена, где Саша, горничная Басовых, (Светлана Варецкая-Загородняя) повторяет сценку из спектакля перед Пустобайкой (Олег Жуков).
И какой страстной сцена прощания Сони (Любовь Васина) и влюблённого в неё студента Зимина (Антон Зарудний).
Как уморительно Карелия декламирует свои стихи, как забавна пикантная сцена на сеновале, как громогласен Влас, обличающих всех и вся.
Каждый, буквально каждый оказался интересен! Нет, я не восхищалась абсолютно всеми героями, но я и не презирала их! Не знаю, чья в этом большая заслуга режиссёра или актёров, но феномен налицо.
Я даже простила всем дачникам их абсолютное отсутствие стремления что-то изменить.
Ведь по сути, один лишь Влас не только не хочет жить, как другие, но и решается уехать навстречу новой жизни.
Возможно, ещё у Сони и Зимина тоже есть шанс. Будем надеяться!
Если честно, я вообще не поняла, как так получилось, что даже роли второго плана сверкнули здесь так, что хочется отмотать плёнку назад и заново пересмотреть многие эпизоды. Жаль, что в случае с театром так не получится))))))))
Впрочем, хорошо, что не получится! Можно пойти на спектакль второй раз.
Сходите в театр!
Фото с официального сайта театра
Поклоны после спектакля