Сегодня Альфонс Муха один из самых узнаваемых художников стиля модерн. Его творческий взлёт начался в 1894 году, когда он вступил в сотрудничество с театром "Ренессанс", которым руководила блистательная артистка Сара Бернар.
Этот плакат был создан как раз по заказу Сары Бернар для её театра "Ренессанс", и именно с него начался успех Альфонса Мухи как одного из ведущих художников стиля модерна.
"Жисмонда" - первый из семи плакатов, исполненных художником для актрисы. Он уже представляет собой яркий пример фирменного стиля Мухи, где стилизованные надписи и декоративные элементы дополняют портрет и вносят свой вклад в общий гармоничный дизайн. Сегодня "Жисмонда" является одним из наиболее узнаваемых произведений модерна и свидетельством таланта и дальновидности Альфонса Мухи.
Вторая афиша, созданная Мухой для Сары Бернар, была к спектаклю "Дама с камелиями". Она является прекрасным примером стиля художника и его внимания к женским формам. Картина одновременно красива и элегантна. Камелии, которые часто ассоциируются с любовью и страстью, прекрасно дополняют мягкое выражение лица и безмятежную позу актрисы.
Не только новый стиль Мухи производил неизгладимое впечатление на каждого, кто видел эти афиши. Дело в том, что художник придумал и новую технологию создания: печатать изображение на двух листах. Размер афиши стал около 2 метров, а Сара Бернар представала на них перед зрителем в полный рост.
Сама актриса была в восхищении от вытянутого формата афиши, поскольку он подчёркивал её стройность и оживлял образ.
Третья афиша для театра Ренессанс была создана для спектакля по исторической пьесе "Лоренцаччо".
Это была первая постановка пьесы на театральной сцене. В основу легла история, произошедшая во Флоренции XVI века, где кипели страсти в семействе Медичи: Лоренцо Великолепный, также известный как Лоренцаччо, убил своего двоюродного брата Алессандро, герцога Флорентийского.
Сара Бернар исполняла, конечно же, главную роль - Лоренцино Медичи. После её успеха, пьесу стали ставить в других театрах, а главную мужскую роль играли отнюдь не мужчины, а актрисы-женщины.
На афише Сара Бернар представлена в драматичном образе Лоренцачччо. Дракон, расположенный сверху символизирует победу в битве. Приглушенная цветовая палитра коричневого, золотого и зеленого в сочетании с длинными тонкими линиями цветочных узоров делают афишу типичным образцом того периода и творчества Альфонса Мухи.
Увидев несколько афиш, созданных Мухой для театра "Ренессанс", можно однозначно утверждать, что они имеют единый авторский стиль, но при этом художнику удавалось внести разнообразие в облик Сары Бернар. На каждой афише Муха изображает её героев в полный рост по центру, но в разных позах и ракурсах. Например, на плакате "Самартянка" актриса изображена, облокотившись на вазу, а волосы обвивают силуэт, что создает некую динамику.
Особенно оригинально Муха подошёл к текстовой составляющей, на этой афише написание имени Сары Бернар стилизовано буквами на иврите. Ведь "Самаритянка" - пьеса о приходе миссии в самарийский город Сихар. Добавляет атмосферности изображению использование орнаментов - звезд, мозаики и узоров арабесок.
Следующая афиша была для пьесы «Тоска», которую Викторьен Сард написал специально для Сары Бернар, и актриса имела в ней огромный успех.
Конечно, афиша, созданная Альфонсом Мухой предназначалась для рекламы спектакля парижского театра Сары Бернар. На ней актриса снова предстаёт в изысканном платье. Она смотрит вдаль, выражая тоску и грусть. Окружающая ее природа также выражает меланхолию.
К этому времени Муха уже является одним из главных художников стиля модерн. Созданные им образы становятся ориентиром для женской моды конца XIX века.
Интересный факт - композитор Джакомо Пуччини, увидев игру Бернар в пьесе "Тоска", загорелся мечтой написать собственную оперу на этот сюжет. И в январе 1900 года состоялась премьера оперы Пуччини в Риме, в театре Констанци.
Афиша к постановке "Медея" стала для Мухи ничуть не меньшим поворотным моментом к карьерному взлёту, чем самая первая, созданная для Сары Бернар, афиша "Жисмонда".
Здесь актриса предстаёт в роли Медеи, принцессы из Колхиды. В припадке ревности она заколола коринфскую принцессу, в которую влюбился её муж Ясон. На плакате изображён наиболее драматичный момент спектакля - Медея охвачена ужасом, её взгляд безумен, судорожно сжатые руки крепко держат кинжал, с которого стекает кровь.
Этот образ уже создаёт жуткое впечатление, но Муха идёт дальше. Он придумывает важную деталь - украшение на руку Медеи в виде змеи. Оно есть на афише, оно появляется и в сценическом костюме Бернар. По воспоминаниям зрителей, когда актриса делала движения руками золотая змея словно скользила по её руке. Публика была в восторге, такой реалистичности в создании рокового образа до этого никто не знал!
Продолжая серию афиш для театра Ренессанс Альфонс Муха в 1898 году создаёт афишу к спектаклю "Гамлет".
Для художника и актрисы было важно отразить эмоциональное состояние героя. Как и в афише "Лоренцаччо" прекрасно переданы глубокие раздумья героя, его тоска и переживание. Мужские образы, в которых Сара Бернар выглядит очень органично, дополнены символическими деталями, например, оружием.
Афиши Мухи имеют единую композицию, хотя каждое изображение стилизовано под то историческое время, когда происходило действие той или иной пьесы. Текст афиши также приспособлен к стилистике изображения.
Альфонс Муха сумел выработать новый язык коммерческой афиши, что дало огромный толчок к развитию афишного творчества и рекламы в целом.