Здравствуйте, мои дорогие читатели! Рада видеть вас на моём канале: «Путешествуйте с Олёной!»
ДОРОГИЕ МОИ! СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС СО СВЕТЛЫМ ВОСКРЕСЕНИЕМ ХРИСТОВЫМ! ЖЕЛАЮ ВСЕМ НАМ В ЭТОТ ВЕЛИКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК НАПОЛНИТЬ ДУШИ БЛАГОДАТЬЮ! ПУСТЬ В НАШИХ ДОМАХ БУДЕТ МИР, ПОКОЙ И БЛАГОПОЛУЧИЕ! И ПУСТЬ БОЖЕСТВЕННЫЙ СВЕТ ПРОЛЬЁТСЯ С НЕБЕС И ОЗАРИТ НАШУ ЗЕМЛЮ, ОДАРИВ ЕЁ ЖИЗНЬЮ ВЕЧНОЙ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! РАДОСТИ, ДОБРА, ЛЮБВИ И БЛАГОДЕНСТВИЯ!
Христос Воскресе, добры люди,
Пусть светом озарится дом.
Пусть с вами благодать пребудет
И льётся колокольный звон,
Что разливается повсюду,
Неся с собой благую весть:
«Христос Воскресе, добры люди!
Ликуйте все, Христос Воскрес!»
Из уст в уста передавайте:
«Христос Воскресе! Спасены!»
И куличами угощайтесь,
Что милостью освящены.
А души верой наполняйте,
Сердца откройте для любви.
Любви божественно высокой,
Чьи узы – скрепы вековы.
Любовь Христова бесконечна,
Легко подымет до небес.
Христос Воскресе, добры люди!
С ВЕЛИКИМ ПРАЗДНИКОМ ЧУДЕС! (Олёна Ростова)
К огромному сожалению, сейчас великие православные святыни подвергаются поруганию и разграблению, священнослужители и монахи выгоняются из храмов и монастырей. Обезумившие творят дела нечестивые. Древняя святыня земли Русской – Киево-Печерская лавра – осквернена раскольниками. Наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь) помещён под домашний арест.
Но в ВЕЛИКУЮ СУББОТУ на благодатной земле Иерусалима в храме Гроба Господня (Воскресения Христова) вновь сошёл благодатный огонь, значит, жизнь продолжается, силы света побеждают тьму. Будем надеяться и верить, что благодать и Божия милость не покинет земли православные, а истинная вера воссияет.
Молимся за вас, братья и сёстры! Да пребудет с вами Бог и милость Его. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
И пусть все православные храмы вновь откроют двери для своих прихожан, а великая святыня земли Русской – Киево-Печерская Лавра – вновь станет нерушимым оплотом всего православного христианского мира. Ведь история святыни освящена чудесной божественной благодатью.
СВЯТО-УСПЕНСКАЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА
Некогда святой апостол Андрей Первозванный, путешествуя с христианской проповедью по землям скифов, благословил холмистый берег Днепра, обратившись к своим ученикам со словами: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, и град велик имать быти, и церкви многи имать Бог воздвигнути».
Так, вместе с первыми храмами Киевской Руси, лаврская обитель стала исполнением пророческих слов апостола.
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра – один из старейших православных монастырей Древней Руси. Расположена лавра в центре Киева. Упоминание о Киево-Печерском монастыре мы можем найти в древнерусском памятнике – летописи «Повесть временных лет».
Комплекс Киево-Печерской лавры занимает площадь около 28 гектаров и включает 13 храмов и три колокольни. Архитектурный стиль – барокко. Более поздние постройки выполнены в византийском стиле. Лавра расположена на двух высоких холмах. Между холмами пролегает глубокий овраг, разделяющий её на Верхнюю и Нижнюю лавры. В Нижней лавре находятся Ближние и Дальние пещеры. Общая протяженность пещерных коридоров превышает 500 метров. В пещерах покоятся мощи монастырских святых.
Главный соборный храм лавры – Успенский. Он представляет собой шестистолпный крестово-купольный одноверхий храм с тремя нефами. Неф – продольная, вытянутая часть интерьера, которая ограничена (с одной или обеих сторон) рядом колонн.
Во время оккупации Киева немецкими войсками в 1941 году Успенский собор был взорван. В 2000 году храм восстановили.
Рядом с Успенским собором расположена Большая колокольня. Её высота составляет 96 метров.
Второй по древности храм лавры – Троицкая надвратная церковь начала 12 века. В 18 веке она была перестроена в стилистике барокко.
Каждая из частей обители обнесена каменной стеной. За каменной оградой расположены храмы, административные, жилые и хозяйственные постройки. Существующие фортификационные сооружения датированы 17-19 веками. Они входили в состав Киевской крепости.
На территории Верхней лавры расположен Национальный историко-культурный заповедник, занимающий территорию более 23 гектаров. Всего в его составе 144 памятника истории и культуры. Фондовая коллекция насчитывает свыше 70 тысяч единиц хранения. В структуру заповедника входят музеи истории Киево-Печерской лавры. Здесь хранятся книги и продукция книгопечатания, предметы народного декоративного искусства, драгоценности, а также предметы театрального, музыкального и киноискусства.
С начала 1990-х годов на территории Нижней лавры располагается Свято-Успенский Киево-Печерский мужской ставропигиальный монастырь (название обусловлено тем, что крест в главном храме такого монастыря, находящийся позади престола, водружали лично патриархи), резиденция митрополита Киевского, Киевская духовная академия и семинария.
В 1990 году ансамбль построек Киево-Печерской лавры был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Киево-Печерская лавра начала своё существование в стольном граде Киеве ещё в 1051 году во время княжения Ярослава Мудрого. Чудесным повелением Царицы Небесной, явившейся в видении духовнику преподобного Антония на далекой Афонской Горе, и благословением самого преподобного Антония была устроена пещерная обитель. Она стала неисчерпаемым источником благодатной молитвы.
Высокий духовный подвиг преподобного Антония стал широко известен и привлек горожан, которые приходили к нему за благословением и духовными советами.
Частыми посетителями пещерного монастыря становятся князь Изяслав – сын Ярослава Мудрого, а также киевская знать. Когда пещеры стали тесными для большого числа монастырской братии, Изяслав и его окружение пожертвовали средства на постройку наземного храма и келий. Разумеется, была выделена и земля для постройки монастырской обители. Произошло это примерно в 1062 году. Преподобный Антоний поставил первым игуменом преподобного Варлаама, сам же удалился на сорок лет в отдаленную пещеру.
Важным событием в жизни Киево-Печерского монастыря стали закладка и построение храма Успения Божией Матери. Происходило это в период игуменства святого Феодосия Печерского. Кстати, преподобный Антоний благословил его на игуменство как самого кроткого, смиренного и послушного.
В 1091 году мощи преподобного Феодосия были размещены в храме Успения Божией Матери. Преподобный Антоний, согласно его завещанию, был погребён под спудом в Ближних пещерах.
Господь явил в монастыре множество чудес и знамений. Сила подвигов и молитв преподобных Печерских изумляла их современников и все последующие поколения верующих.
Стоит отметить, что монахи Киево-Печерской обители (особенно затворники) отличались высокой нравственностью и подвижничеством. Это привлекало в обитель образованных и знатных людей. Монастырь стал своеобразной академией православных иерархов. До начала 13 века из числа его иноков в разные пределы Киевской Руси было назначено 50 епископов.
Многие иноки обители становились миссионерами и отправлялись проповедовать христианство в те области Руси, где население всё ещё исповедовало язычество. Часто проповеди монахов и обращения их к князьям были направлены против раздиравших Киевскую Русь усобиц, призывали к сохранению целостности великокняжеской власти и порядка наследования княжеского престола представителями киевской династии.
С 11 века монастырь становится крупным церковным и культурным центром Древнерусского государства. В нём ведётся летописание, формируется собственная иконописная школа.
С 12 века настоятели обители начинают получать сан архимандрита. В это же время монастырь начинает именоваться лаврой (особый тип организации монашеской жизни, средний между общежительным и отшельническим; позднее лаврами начинают называть монастыри, имеющие особое историческое и духовное значение).
Нельзя не упомянуть, что первым известным летописцем лавры был преподобный Никон, он же игумен Печерского монастыря. Автором Печерской летописи считается преподобный Нестор Летописец. Ту самую гениальную «Повесть временных лет» он окончил примерно в 1113 году.
Печерская обитель пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах.
Во время нашествия монголо-татар лавра подверглась нападению и разграблению. Однако довольно быстро монастырская жизнь вновь была восстановлена.
В 13-16 веках земли, где располагался монастырь, находились под контролем Великого княжества Литовского, а в 16-17 веках – Речи Посполитой.
В 1590-х годах сторонники подчинения православной церкви Папе Римскому (униаты) дважды пытались захватить обитель. Однако братия оказала униатам вооруженное сопротивление и отстояла монастырь.
В 1592 году Константинопольский патриарх Иеремия даровал Киево-Печерской лавре статус ставропигии (монастыря, подчиненного непосредственно патриарху).
В 1654 году Киев возвратился в состав Русского государства (окончательно закреплён за Россией в 1686 году). С 1688 года Киево-Печерский монастырь являлся ставропигией Патриарха Московского и всея Руси. В 1786 году лавра была подчинена Киевскому митрополиту.
Стоит отметить, что какие бы страсти не бушевали вокруг, обитель продолжала жить полнокровной жизнью. Об этом свидетельствует, в частности, такой факт: юноша Арсений, родом из Твери, принявший во второй половине 14 века постриг «…возрадовался духом, нашедши в Киево-Печерском монастыре иноков, которые сияли добродетелями, как звёзды на тверди небесной, и, стараясь подражать им, в продолжение многих лет проходил разные степени послушания…»
Лавра пользовалась такой славой, что нередко некоторые князья приходили сюда и оставались жить навсегда. Некоторые из них и сами прославились как знаменитые подвижники. В частности, здесь в 1439 году монашество с именем Феодосий принял известный полководец князь Феодор (Фёдор Данилович) Острожский, передавший обители свои богатства.
Киево-Печерскую лавру не обходил вниманием ни один из русских государей: Алексей Михайлович и Пётр Великий, Анна Иоанновна и Екатерина Великая… При посещении обители цари наравне с подданными брали благословение у настоятеля, прикладываясь к его руке.
Романовы передавали в дар обители лично либо через своих посланцев золотые кресты и лампады, усеянные алмазами оклады богослужебных книг, ризы золотого шитья, парчу и кипарисовые гробницы для усопших угодников.
Среди дарителей много великокняжеских имён. Стоит упомянуть, например, графа Шереметева, а также княгиню Гагарину, князя Потёмкина, графиню Орлову-Чесменскую...
Непременно стоит отметить, что лавра сыграла решающую роль в сохранении православия в Юго-Западной Руси. В 1627-1647 годах при наместнике митрополите Петре (Могиле) монастырская типография стала одним из ведущих центров православного книгоиздания в Восточной Европе.
В 1631 году в обители было организовано высшее духовное учебное заведение – Киево-Могилянская коллегия (позднее – академия), которая действовала до 1817 года. Среди её преподавателей и выпускников были ведущие российские просветители: Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, архиепископ Димитрий Ростовский, государственный деятель Александр Безбородко, композиторы Дмитрий Бортнянский и Артемий Ведель и многие другие.
При Киево-Печерской обители существовали странноприимница (приют для странников) и больница. Монастырь принимал до восьмидесяти тысяч паломников ежегодно. Многие из них не только бесплатно проживали в лаврской гостинице, но и питались за счёт монастыря.
Лавра также содержала собственную начальную школу, Духовное училище, ассигновала средства на обучение бедных учащихся Киевской епархии. Она даже установила пять стипендий в духовно-учебных заведениях Киева и Костромы «В память о чудесном спасении священной жизни Государя-Императора Александра II 4 апреля 1866 года». Как известно, в этот день на Александра II было совершено покушение. Императора спас крестьянин Костромской губернии Осип Комиссаров. Шапочный мастер отвёл руку преступника, пуля пролетела над головой царя.
В 1860 году в обители открылось двухклассное народное училище для детей штатных служителей и жителей Киева. Впоследствии оно было названо лаврской двухклассной церковноприходской школой. В 1914 году школа принимала на обучение до 130-140 детей.
Вот такая славная история у Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Казалось бы, ещё совсем недавно обитель принимала огромное количество паломников. Увы, времена изменились. Но, как я уже сказала ранее, будем верить, надеяться и возносить наши молитвы. Особенно сейчас, в ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА.
Своим долгим существованием и чудесной историей обитель доказала, что вере православной нет конца. Лавра непременно возродится и наполнится благодатью!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
С ЛЮБОВЬЮ И САМЫМИ ИСКРЕННИМИ И СВЕТЛЫМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ БОЖИЕЙ МИЛОСТИ И БЛАГОДАТИ, А ТАКЖЕ МИРА, ДОБРА, РАДОСТИ И БЛАГОДЕНСТВИЯ, ВАША ОЛЁНА РОСТОВА (ПИСАТЕЛЬ, ЖУРНАЛИСТ, АКТРИСА).
Данный материал также размещён на моей страничке в VK.