Найти тему
Океан Между Нот

Крутые парни играют Рахманинова

У меня дома есть бойлер и принтер. Я любую студентку из общаги могу охмурить.

Тема заимствования современными исполнителями музыки Сергея Васильевича Рахманинова чрезвычайно интересна и ... удручающе бедна. Чтобы сосчитать эстрадные песни, основанные на музыкальном материале композитора, хватит одного осьминога. И это очень мало для такого изобретательного мелодиста.

Причиной всему - авторское право, на страже которого неусыпно стояли наследники. История незадачливого американского певца Эрика Кармена, видимо, научила всех держаться от музыки Рахманинова подальше (за исключением одной пьесы, о ней скажу ниже).

Думаю, мало кому интересно придумывать мелодии и слова, проводить время в студиях звукозаписи, ездить на гастроли, содержать концертный персонал, поддерживать свой сценический имидж, и при этом отчислять часть заработанных таким "самоотверженным" трудом денег людям, по сути не имеющим к умственному продукту Рахманинова никакого отношения.

Фото родственников Рахманинова с сайта katyachilingiri.com
Фото родственников Рахманинова с сайта katyachilingiri.com

Популярность сочинений композитора, мгновенная узнаваемость, стилевые особенности и, в какой-то степени, "культовость" сделала их привлекательными для кинематографа. Сам Рахманинов специально для кино, насколько мне известно, ничего не писал.

Диапазон применения рахманиновской музыки в качестве саундтреков очень широкий. И не существует никаких чётких правил. Одно и тоже произведение в одном фильме звучит в драматической кульминации, в другом - в комедийной ситуации, в третьем - формирует фоновую эмоциональную атмосферу.

Смотрите и слушайте, как крутые парни в кино исполняют Рахманинова.

На самом деле, музицирующий мужчина пользуется успехом у женщин без оглядки на репертуар, даже если он молча демонстрирует свой инструмент. Но в кино звук помогает раскрыть художественный замысел, поэтому, если в кадре появляется чёрно-белая клавиатура, то на неё обязательно будут нажимать чьи-то пальцы.

А если в фильме блистает Мэрилин Монро, то рано или поздно её кто-нибудь начнёт домогаться.

-2

В комедии "Зуд седьмого года" сексуальная соседка становится объектом вожделения женатого мужчины - книгоиздателя Ричарда Шермана.

В одной из своих музыкально-эротических фантазий он представляет себя в образе импозантного пианиста-соблазнителя:

Шерман: Ты пришла. Я так рад.
Соседка: Рахманинов!
Шерман: Второй фортепианный концерт.
Соседка: Это несправедливо.
Шерман: Несправедливо? Почему?
Соседка: Потому что каждый раз, когда я это слышу, я разрываюсь на части.
Шерман: Оу!
Соседка: Можно мне сесть рядом с тобой?
Шерман: Пожалуйста.
Соседка: Это потрясает меня. Это приводит меня в трепет. От этого у меня всё тело покрывается гусиной кожей! Я не знаю, где я и кто я такая. Или что я делаю! Не останавливайся! Не останавливайся! Никогда не останавливайся ...

Страстные обнимашки и горячие поцелуи под возвышенные мелодии Рахманинова? А почему нет?

Что секс, что музыка активизирует одни и те же структуры мозга, вызывая выброс эндорфинов и последующую эйфорию.

Теперь представьте себе, что сердце красавицы разрывается между двумя музыкантами.

Именно в таком пикантном положении оказалась героиня Элизабет Тейлор в музыкальной мелодраме "Рапсодия". С одной стороны у неё талантливый любовник-скрипач, с другой - не менее усидчивый муж-пианист.

-3

А побеждает в этом тягомотном противостоянии ... Рахманинов.

В финале картины под влиянием мощнейшего исполнения его Второго фортепианного концерта женщина наконец определяется со своими хотелками, и бросается в объятия супруга. Под музыку кого?

Далее.

Застрявший во временной петле, герой фильма "День сурка", дабы произвести впечатление на свою избранницу, осваивает фортепиано.

И цель достигнута. Дамочка погружается в состояние глубокой заинтересованности, когда персонаж Билла Мюррея легко и непринуждённо наигрывает несколько тактов второй части Второго фортепианного концерта.

-4

Писатель Эдди Морра из фантастического триллера "Области тьмы", принимая чудо-таблетки, не только навёл порядок у себя на голове и в квартире, но и "научился играть на рояле за три дня".

Камера скользит по одухотворённому лицу актёра Бредли Купера, а за кадром звучит до-диез минорная Прелюдия.

-5

В комедии "Бинго-Бонго", воспитанный обезьянами человек - его играет Адриано Челентано - энергично-театрально долбит по клавишам научного оборудования кусочек первой части Второго фортепианного концерта.

За усердие герой получает несколько десятков бананов и восторженные крики "Браво" смазливой учёной Лауры, на взаимность которой, он собственно и рассчитывает. Ролик на Дзене, к сожалению, не воспроизводится - смотрите здесь.

Другая музыкальная обезьяна появляется в псевдобиографической халтурке "Ветка сирени" Павла Лунгина. По мысли авторов, подаренная Рахманинову игрушка символизирует его усталость от однообразного репертуара и неудовлетворённость гастрольной жизнью.

-6

Презент от фирмы "Steinway" утрировано-механистически воспроизводит всем знакомый рахманиновский шлягер - Прелюдию до-диез минор. Эта та самая пьеса, авторских прав на которую у композитора не было, поэтому её безбоязненно используют в своих треках современные авторы.

Например, вот так:

Больше ста тридцати лет на эстраде. Сергей Васильевич сочинил действительно долгоиграющий хит.

В следующий раз - примеры из отечественного кинематографа, но в ином аспекте ...

Реферат пополняет раздел Музыка в фильмах и мультфильмах постоянного КАТАЛОГА публикаций канала. Ещё о творчестве композитора:

Традиционная несмешная байка на своём месте:

Однажды начинающая пианистка спросила у Рахманинова:
- Маэстро, правда ли, что пианистом нужно родиться?
Композитор снисходительно улыбнулся и ответил:
- Сущая правда, сударыня, не родившись, невозможно играть на рояле.